Внешняя политика современной России.
Распад Советского Союза в конце 1991 г. коренным образом изменил соотношение сил в мире, что потребовало новых подходов в вопросах безопасности и отношений между государствами.
Современная Россия – это далеко не СССР. Российский ВНП составляет ныне около 20 % от ВНП СССР. Однако Россия по-прежнему остаётся огромной страной с арсеналами ядерного оружия. Всё это поставило на повестку дня вопрос о выработке новых приоритетов в международной политике России и новых подходов к острым международным проблемам.
На первом этапе – до лета 1993 г. в российской внешней политике доминировал романтизм, основанный на вере в то, что Запад не может не оценить развала ОВД, краха КПСС и СССР. В условиях, когда страны Запада считались экономическим и политическим эталоном, преобладало мнение, что они являются потенциальными союзниками России и помогут ей пройти весьма непростой переходный период. Позже наступило отрезвление. Главное заключается теперь в отстаивании российских интересов в отношениях с Западом при одновременном укреплении общеевропейской безопасности и развитии добрых отношений партнёрства со всеми европейскими странами и США. Именно такую дипломатию пытается проводить в последние годы российская дипломатия.
В плане мирных инициатив в 90-е гг. ХХ века были сняты с боевого дежурства около 600 стратегических ракет; ликвидированы 130 шахтных установок; прекращено производство отдельных видов тяжёлых бомбардировщиков; в 2 раза сокращено количество патрулирующих подводных лодок; сокращена численность армии на 700 тысяч человек.
В 1992 г. Россия и США подписали Кэмп-дэвидскую декларацию. США и Россия заявляли, что не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В 1993 г. произошло подписание договора ОСНВ – 2.
Внешняя политика России в огромной степени была обусловлена потребностью в кредитах Запада. Однако в 1999 г. Россия получила 4,5 млрд. долларов западных инвестиций, в то время как Бразилия в этом году получила 30 млрд. долларов инвестиций.
28 февраля 1996 г. Россия была принята в Совет Европы.
25 сентября 1996 г. произошло подписание с участием России договора о запрещении ядерных испытаний во всех средах.
21 – 22 марта 1997 г. состоялась встреча президентов США и России по вопросу о расширении НАТО на Восток. Расширение НАТО прежде всего отвечает важнейшим политическим интересам США, стремящихся укрепить свои позиции в Европе. В ответ на роспуск ОВД, сокращение армии, отказ от коммунистической системы Запад отреагировал не симметричными мерами, а примитивным перехватом бывших союзников России. В 1997 г. было объявлено о приёме в члены НАТО Польши, Чехии и Венгрии. Однако Россия присоединилась к программе НАТО “Партнёрство во имя мира”[9].
В 90-е гг. развивались и отношения России со странами ближнего зарубежья. Так, 3 августа 1992 г. было подписано Ялтинское соглашение России и Украины о разделе Черноморского флота. 9 июля 1995 г. подписаны Сочинские соглашения России и Украины о разделе Черноморского флота в пропорции 2:1 и праве России использовать военно-морские базы в Крыму.
Активно развивались и отношения интеграции со странами ближнего зарубежья. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор России и Белоруссии об образовании Сообщества суверенных республик. Президенты России и Белоруссии Ельцин и Лукашенко договорились о формировании единого государства. И уже в декабре 1999 г. Россия и Белоруссия подписали Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления.
В 1998 – 1999 гг. Россия приняла активное участие в разрешении Косовского конфликта в республике Югославия.
Активно проводится внешняя политика и на восточном направлении в отношениях с Китаем, стратегическим партнёром России, Японией, в разрешении спорных Курильских территорий, Афганистаном, где Россия поддерживает силы Северного альянса в их противостоянии с движением талибан.
Ситуация, складывающаяся в отношениях постсоветской России с Востоком, определяется как значительными изменениями, происходящими в современном мире, так и переменами внутреннего характера. На рубеже тысячелетий мир переживает переход от оппозиции “Запад – Восток” к новому противостоянию – “Север – Юг”, где существенную роль играют восточные общества, многие из которых находятся ниже черты бедности.
Заключение.
Развитие России после 1991 г. – это попытка сломать психологический стереотип поведения народа. Вся мировая практика свидетельствует – любые попытки насильственного воздействия на менталитет личности и этноса чрезвычайно опасны и малоперспективны.
Именно в этом и заключается одна из главных причин, объясняющих неудачу многих правительственных начинаний по ускоренному введению рыночных отношений и демократии в России. Поскольку антибуржуазность была на протяжении столетий одной из основных особенностей русской жизни, то стремление современного российского руководства в сжатые сроки навязать рыночные отношения приведёт к закономерной реакции к стремительному откату к традиционным для России прежним формам жизни.
Парадоксальность возникшей в России ситуации заключается в том, что сейчас, в начале XXI века мы вернулись к такому же выбору пути исторического развития, перед которым стояли в начале века двадцатого.
Если рынок и демократия одним сулят богатство и роскошь, а другим нищету, утрату идеалов и неуверенность в завтрашнем дне, то присущие русскому народу представления о социальной справедливости и социальном равенстве заставят нас во второй раз (как и в начале ХХ века) отвергнуть западный путь развития. А это делает неизбежным ту или иную форму реставрации традиционных ценностей. Как в начале ХХ века, так и сейчас в России нет реальной исторической альтернативы. Причина одна и та же: буржуазия не может взять на себя миссию гегемона модернизации и технического прогресса, а лишь использует внеэкономические формы (личные связи, подкуп, доступ к ресурсам) в интересах личного обогащения.
Выбор пути развития России является не только концептуальной, но и нравственной проблемой. Важно не только то, сколь привлекательна та или иная идея, но и то, что собой представляют её носители и какими средствами они достигают своих целей. Как спрогнозировать направленность следующего движения исторического маятника? Возможно, это будет национальная идея, могущая снова объединить власть и народ. Отсюда неизбежность восстановления этатистской модели общественного развития и новое свёртывание элементов гражданского общества. Этатизм – это вполне естественная реакция недостаточно развитого в экономическом, социально-политическом, культурном отношении общества на возникшую экстремальную ситуацию, когда требуется мобилизовать все ресурсы общества для самосохранения нации. После неудачи коммунизма и краха либерализма в России мы можем повернуться в сторону национал-государственности. Единственно разумной мерой в таких условиях является укрепление идеи национальной государственности.
Эта идея в России традиционно реализуется в форме “железной руки”, жёсткой власти. Россия обречена на реставрацию государственного регулирования, поскольку вывести страну из широкомасштабного кризиса с помощью одних только рыночных мер в принципе невозможно.
Восстановление государственной мощи России получит поддержку населения, так как в психологии россиян заложена сверхценность величия державы, а не интересов и свобод личности, как на Западе.
Сейчас россияне особенно остро испытывают необходимость восстановления самоуважения. Потребность нации в самоутверждении приведёт к поиску настоящего “нового лидера”, который смог бы возродить честь, достоинство и силу нации, вновь завоевать уважение всего мира. В настоящее время, когда в России продолжается общественно политический кризис, можно выделить две возможные альтернативы. Первая связана с сохранением кризисных тенденций, что сделает многие негативные процессы необратимыми. Тогда Россия на долгое время уйдёт на периферию мирового развития. Возможен и оптимистический сценарий, если осознание катастрофы возродит жизненные силы и единство народа, как это уже было не раз в прошлом, и Россия сможет сделать в очередной раз рывок, встав в первый
эшелон стран и народов, формирующих основы постиндустриальной цивилизации.
Литература
Основная
История России. ХХ век/А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. М., 1999. С. 593 – 605.
История России (Россия в мировой цивилизации)/Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1998. С. 327 – 343.
История России. Часть III. ХХ век: выбор моделей общественного развития / М. М. Горинов, А. А. Данилов, В. П. Дмитренко. М., 1994. С. 185 – 190.
История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С. 467 – 526.
Согрин В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: от Горбачёва до Ельцина. М., 1994. С. 109 – 186.
Дополнительная
Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964 – 1994. М., 1996.
Бузгалин А., Колганов А. Кровавый октябрь в Москве. Хроника, свидетельства, анализ событий. 21 сентября – 4 октября 1993 г. М., 1994.
Гайдар Е. Т. Дни поражений и побед. М., 1996.
Глазьев С. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М., 1997.
Ельцин Б. Н. Записки президента. М., 1994.
Ергин Д., Густафсон Т. Россия: двадцать лет спустя. Четыре сценария. М., 1995.
Дзарасов С. С. Российский путь: либерализм или социал-демократизм. М., 1994.
Зюганов Г. География победы. Основы российской геополитики. М., 1997.
Куда идёт Россия?.. Альтернативы общественного развития/Под общ. ред. Т. И. Заславской. Выпуск 1. М., 1994. Выпуск 2. М., 1995. Выпуск 3. М., 1996.
[1] См. подробнее: Согрин В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: от Горбачёва до Ельцина. М., 1994. С. 114 – 132.
[2] См.: История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С. 473 – 479.
[3] Согрин В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: от Горбачёва до Ельцина. М., 1994. С. 136 – 138.
[4] Согрин В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: от Горбачёва до Ельцина. М., 1994. С. 156 – 157.
[5] См.: История России. ХХ век/А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. М., 1999. С. 593 – 605.-
[6] История России (Россия в мировой цивилизации)/Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1998. С. 333.
[7] Численность населения – 2,5 млн. человек; из них около 450 тыс. русских.
[8] История России (Россия в мировой цивилизации)/Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1998. С. 336 – 337.
[9] История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С. 503 – 508.