Организационные механизмы сотрудничества.
ООН: Деятельность ООН в области охраны окружающей среды. Международные организации системы ООН (ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО, МОТ, ИКАО, МАГАТЭ, Всемирная метеорологическая организация и др.).
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП):
ЮНЕП – создана на XXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция № 2997/XXVII от 15 декабря 1972 г.) в соответствии с рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (5-14 июня1972 г.).
Органы ЮНЕП: Совет управляющих, Секретариат во главе с Директором-распорядителем, Фонд окружающей среды (Глобальный экологический фонд ‑ ГЭФ). Штаб-квартира – Найроби (Кения).
задачи ЮНЕП:
анализ и оценка состояния глобальной окружающей среды,
предупреждение об экологических угрозах,
развитие международного права в области окружающей среды в интересах устойчивого развития,
содействии повышению осведомленности общественности о международной природоохранной политике и деятельности,
предоставлении помощи в разработке политики и оказании консультативных услуг правительственным и неправительственным организациям.
Фонд окружающей среды создан с целью осуществления дополнительного финансирования программ в области окружающей среды. Он финансирует, полностью или частично, расходы, связанные с новыми программами в области окружающей среды, осуществляемыми в рамках системы ООН.
ЮНЕП формально является лишь программой и не имеет статуса специализированного учреждения в системе ООН. Совет управляющих ЮНЕП представляет свои доклады Генеральной Ассамблее ООН через Экономический и социальный совет. Таким образом, полномочия, которые осуществляет ЮНЕП, вытекают и являются производными от полномочий самой Организации Объединенных Наций.
Механизмы контроля за выполнением международных обязательств в обл. ООС.
Механизмы контроля за соблюдением международных обязательств по охране окружающей среды:
1. Регулярные встречи сторон (Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.), разработка правил, руководств, стандартов (в первую очередь к рамочным международным договорам).
2. Отчеты государств о выполнении обязательств (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.)
3. Инспекции на местах, осуществляемые международными организациями, государствами (Договор об Антарктике 1959 г. и Протокол 1991 года, Конвенция ЮНЕСКО о защите всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Международная конвенция о запрещении загрязнения с судов 1973 г.).
4. Использование «процедуры невыполнения» – исследование отчетов государств на специальном собрании государств-членов либо уполномоченным органом (Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой 1987 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием 1994 г.).
5. Общий сбор информации для предотвращения возможного вреда окружающей среде: Глобальная система экологического мониторинга, Программа ЮНЕП по наблюдению за землей, Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ). Международная справочная система источников информации по окружающей среде (МСС ИНФОТЕРРА). Центры программной деятельности.
6. Организационные механизмы: деятельность Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, Международного органа по морскому дну.
Ответственность в МЭП.
Ответственность государств:
1. за ущерб, причиненный в результате нарушения международных обязательств (Решение МС ООН об испытании ядерного оружия 1974 г.). Понятия «ущерб», «загрязнение». Оценка размера ущерба в международном экологическом праве с учетом предмета регулирования.
2. за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом (Проект статей КМП ООН), ответственность за ядерный ущерб, ответственность за деятельность, связанную с исследованием космических пространств.