Органы исполнительной власти в России
Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности - исполнительно-распорядительную. Как правило, они формируются представительными учреждениями, т.е. являются производными от последних. В этом состоит одна из особенностей юридической природы органов исполнительной власти. Другой особенностью юридической природы органов исполнительной власти является то, что в их деятельности преобладает принцип единоначалия в сочетании с коллегиальностью[6].
Органы исполнительной власти выполняют задачи и функции по организации исполнения Конституции РФ, актов органов законодательной власти, нормативных актов Президента РФ. Органы исполнительной власти издают собственные акты, которые относятся к числу подзаконных.
Основным видом деятельности этих органов является организация государственного управления сферами и отраслями общества: социально-экономической и административно-политической, культурно-духовной и др.[7]
Провозглашенные Конституцией принципы верховенства, приоритета конституционных норм и законности имеют непосредственное отношение к определению правового статуса Правительства РФ. В этом отношении характерно содержание ст. 115 Конституции, которая определяет, что Правительство действует на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Таким образом, определяется подзаконность действий и решений Правительства РФ.
Распорядительные функции Правительства нашли свое закрепление в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, которая гласит: «На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение».
Право издавать постановления и распоряжения и составляет суть распорядительной функции Правительства.
То, что Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, закреплено в Конституции РФ[8]. А вот каково место Правительства в системе органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, к сожалению, Конституция не определяет. Этот пробел в определенной мере восполняется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Так, в заголовке ст. 1 этого закона сказано: «Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации».
Рассматривая содержание правовых отношений между Президентом и Правительством РФ, мы исходим из того, что Президент и Правительство осуществляют исполнительную власть.
Прежде всего он обращает внимание на то, что Правительство РФ в ст. 11 Конституции РФ впервые названо в числе основных носителей государственной власти в России (Президент, Федеральное Собрание, суды Российской Федерации), осуществляющих государственную власть в Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей[9], закрепленным в ст. 10 Конституции.
Конституции РФ прямо закрепляет право Президента определять основные направления внутренней и внешней политики государства[10]. Эти свои полномочия Президент может осуществлять как непосредственно, так и через Правительство РФ. Будучи главой государства, Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях[11]. При таком положении более уместно говорить не о самостоятельности политического курса Правительства, а о его производности от политического курса Президента, который определяется им в ежегодных посланиях Федеральному Собранию, обязательному для Правительства, и в указах и распоряжениях Президента, обязательных для Правительства, и в других формах.
Президенту принадлежит решающая роль в формировании Правительства. Назначение Председателя Правительства РФ - это право Президента РФ, но он это делает с согласия Государственной Думы, что рассматривается многими авторами как проявление «сдержек и противовесов» в отношениях Государственная Дума - Президент, Государственная Дума - Правительство РФ.
Таким образом, не являясь главой Правительства РФ и официально не возглавляя исполнительную власть, Президент РФ оказывает решающее влияние на процесс формирования Правительства РФ, поскольку от Президента в конечном счете зависит назначение Председателя Правительства и формирование всей системы федеральных органов исполнительной власти, включая назначение министров и руководителей некоторых других органов государственной власти и освобождение их от должности.
Безусловная и полная ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ - это одна из главнейших характеристик зависимости Правительства от главы государства, отражающая существенную взаимосвязь между ними, реальную возможность Президента РФ оказывать эффективное воздействие на Правительство РФ, на управление страной.
Судебная власть в России
Органы судебной власти значительно отличаются от органов законодательной и исполнительной власти прежде всего тем, что они реализуют специфический вид государственной деятельности - правосудие. Судебная власть осуществляется посредством особых процессуальных форм - конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Также особенностью судебной власти является то, что она осуществляется преимущественно федеральными судами[12].
Будучи самостоятельной, судебная власть является лишь одной из ветвей государственной власти. В гл. 7 Конституции РФ заложены основные принципы организации функционирования самостоятельной судебной власти.
Анализ Конституции РФ, принятых на ее основе новых законодательных актов, научных трудов, посвященных правовому государству и роли судебной власти в его становлении и развитии, дает основание для вывода, что главной функцией судебной власти, ее основным предназначением, является защита права. «В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[13]. Эту обязанность государство выполняет с помощью всех ветвей власти. Однако в защите прав и свобод судебной власти отводится особая, главенствующая роль»[14].
«Судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; зашиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведения оперативно-розыскной деятельности (ОРД); установления наиболее значимых юридических фактов»[15].
Любая власть - это определенная функция, и осуществляется она определенными органами. Поскольку судебная власть - одна из ветвей государственной власти, то осуществляется она государственными органами, а конкретно - судами. Именно через суды государство осуществляет судебную власть. Единственным исключением из этого правила являются мировые судьи, хотя, по нашему мнению, они могли бы называться мировыми судами. И в этой связи хочется возразить против распространившегося не только в литературе[16], но и в нормативных правовых актах определения судей как носителей судебной власти. Статья 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (1992 г.) так и называется: «Судьи - носители судебной власти».
Итак, судебную власть от имени государства осуществляют суды и мировые судьи. Они являются субъектами судебной власти и субъектами конституционно-правовых отношений. И поэтому, прежде всего, к судам как органам государственной (судебной) власти применимо понятие «носитель» судебной власти, но никак не к конкретным судьям. Судьи этих судов являются государственными служащими, должностными лицами государственных органов2.
Предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством.
Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве, а именно:
1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами;
2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);
4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены
органами других ветвей власти.
Заключение
Все перечисленные в работе виды органов государственной власти РФ (законодательная, исполнительная и судебная) представляют собой систему, в которой сочетаются три ветви власти, реализующие функции государства и связанные едиными для всех органов конституционно-правовыми нормами. Так, Конституция РФ в ч. 3 ст. 5 закрепляет единство системы государственной власти, т.е. совокупность федеральных и региональных органов власти; в п. «г» ст. 71 говорится о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; в п. «н» ст. 72 упоминается об общих принципах организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; в ч. 2 ст. 77 содержится положение о том, что в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения России и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России; из ч. 3 ст. 118 вытекает принцип единства судебной системы РФ. Важнейшие конституционные положения получают развитие в актах текущего законодательства: в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ», в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» и др.
Органы государственной власти действуют на основе Конституции РФ и заложенных в ней принципов. При этом принципы организации и деятельности системы органов государственной власти закрепляются в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», нормы которой, как известно, являются неизменными. Эти принципы выступают в качестве руководящих начал как в отношении федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов РФ.
Компетенция органов государственной власти складывается из нескольких составляющих: 1) полномочия органа государственной власти, т.е. совокупность его прав и обязанностей; 2) предметы ведения, т.е. круг вопросов, прерогатива в решении которых принадлежит либо федеральным органам государственной власти, либо органам государственной власти субъектов РФ, либо круг вопросов, в решении которых могут принимать участие как федеральные, так и региональные органы государственной власти (так называемые предметы совместного ведения); 3) функции органа, т.е. основные направления его деятельности.
Законодательство определяет исчерпывающий круг полномочий каждого органа государственной власти, пределы и сферы его деятельности, а также виды и формы принимаемых этим органом правовых актов. Это позволяет исключить вмешательство различных государственных органов в сферу деятельности друг друга, а также утверждает самостоятельность органов власти, деятельность каждого из них в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - N 4. - Ст. 445.
2. Карпов А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2010. - 204 с.
3. Клеандров М.И. Судья - центральное звено судебной системы. - Тюмень: ТюмГУ, 1999. - 204 с.
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2006. - 608 с.
5. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. - М.: Проспект, 2010. - 296 с.
6. Конституционное право: Учебник / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., ЮНИТИ, 2010. - 644 с.
7. Короткова О.И. Взаимодействие органов исполнительной государственной власти как необходимое условие в повседневном руководстве экономической и административно-политической сферами жизни общества // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - N 1. - С. 14-17.
8. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. - М.: Российская академия правосудия, 2000. - 368 с.
9. Невинский В.В. Конституционный принцип разделения властей и наделение полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - N 2. - С. 55-59.
10. Парламентское право / Под ред. И.М. Степанова и Т.Я. Хабриевой. - М.: Юристъ, 2004. - 391 c.
11. Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и право. - 2000. - № 7. - С. 15-18.
12. Чиркин В.Е. Государствоведение. - М.: Юристъ, 2011. - 384 с.
[1] Ч. 1 ст. 11. Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
[2] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006. С. 359.
[3] Ст. 94 Конституции Российской Федерации.
[4] Ч. 5 ст. Конституции Российской Федерации.
[5] См.: Парламентское право / Под ред. И.М. Степанова и Т.Я. Хабриевой. М., 2004. С. 41.
[6] Короткова О.И. Взаимодействие органов исполнительной государственной власти как необходимое условие в повседневном руководстве экономической и административно-политической сферами жизни общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 1. С. 14.
[7] Конституционное право: Учебник / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., 2010. С. 435.
[8] Ч. 1 ст. 110 Конституции Российской Федерации.
[9] См. Невинский В.В. Конституционный принцип разделения властей и наделение полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 2. С. 55-59.
[10] Ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации.
[11] Ч. 4 ст. 80 Конституции Российской Федерации.
[12] Конституционное право: Учебник / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., 2010. С. 435.
[13] Ст. 2 Конституции Российской Федерации.
[14] См.: Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000. С. 29.
[15] Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и право. 2000. № 7. С. 15.
[16] См.: Клеандров М.И. Судья - центральное звено судебной системы. - Тюмень, 1999. С. 21; Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000. С. 63.
2 См.: Карпов А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2010. - 204 с.