Вопрос 1. Общественный и государственный строй Арабского Халифата

1. Возникновение государственности у арабов сопровождалось становлением новой религии - ислама, - связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифата была созданная Му­хаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное оформление было завер­шено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значи­тельную часть других районов Аравии.

В результате арабских завоеваний Халифат превратился в ог­ромное теократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов. Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды:

ü период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.;

ü период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг.

Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся складыванием ранне­феодальных отношений, разложением родоплеменной общины, подрывом соответствующих ей политеистических религиозных представлений. Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно полити­ческой организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.

Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универ­сальность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последователей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежности, нашли благоприятный отклик у тех пред­ставителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии. В первую очередь это были средние и бед­ные слои населения. Вскоре к новой мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убе­дившись в том, что новая религия не угрожает их интересам.

Ислам в самом своем зародыше уже был синтезом религии, поли­тических норм и права, в котором религия выступала унифи­цирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление мо­рали и права сделало ислам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной предан­ности (само слово "ислам" по-арабски означает "преданность", "покорность") и признания права на контроль над всеми сторо­нами его жизнедеятельности. Религиозно-элитарный идеал исла­ма (социальная справедливость, ограничение ростовщичества, ос­вобождение рабов) способствовал необходимости объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм.

2. Общественный строй в мусульманской империи отличался сле­дующими характерными чертами:

ü доминирующее положение государственной собственности на землю;

ü широкое использование рабского труда в государственном хо­зяйстве;

ü государственная эксплуатация крестьян посредством ренты -налога в пользу правящей верхушки;

ü религиозно-государственная регламентация всех сфер общест­венной жизни;

ü отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.

Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (немусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, од­нако со временем их гражданские права были существенно ог­раничены: их взаимоотношения с мусульманами регламентиро­вались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж).

3. Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совмес­тивший в своем лице функции религиозного и политического лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолют­ная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника.

После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, которые к тому времени кон­солидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Халифы счи­тались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - за­местителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала выс­шая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизо­ванной теократической монархии.

Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограни­ченные полномочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах.

Центральными органами государственного управления в мусуль­манской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом пре­емнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634 - 644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков). К этим правительствен­ным канцеляриям относились:

ü военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и воо­ружением войска;

ü диван внутренних дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведомство;

ü диван почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.

Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски "повелитель", "князь"), наместников, управлявших провинция­ми, на которые делилась территория Халифата. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финан­совый и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей -наибов. Мелкие административные подразделения (города, се­ления) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руково­дителей местных мусульманских религиозных общин - ста­рейшин (шейхов).

4. К XI в. действие таких факторов, как различный уровень эко­номического развития входивших в состав Халифата стран, слабость хозяйственных связей между областями Халифата, народно-освободительные и антифеодальные восстания, кон­центрация земельной собственности в руках военной и зем­левладельческой феодальной знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого государства и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных го­сударств.

В начале IX в. отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века - Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.

Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевате­лями в XIII в. В западной части Халифата духовная власть ха­лифа сохранялась до начала XVI в.

Вопрос 2. Право Халифата

1. Главным источником права у мусульман с возникновения Хали­фата и до сих пор считается шариат - свод религиозно-этичес­ких и правовых предписаний ислама. Он включает нормы го­сударственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и вджму.

Коран - главная священная книга мусульман, собрание пропо­ведей, обрядовых и юридических установлений, молитв, нази­дательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права.

Иджма - согласное мнение авторитетных мусульманских пра­воведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне.

Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопро­су общественной жизни обязательным было получение фетвы -юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного дей­ствия или явления Корану и шариату.

По мере распространения ислама появились и другие источни­ки права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др.

2. В мусульманском праве были закреплены следующие правовые земельные статусы:

ü хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии), государ­ственная собственность. Для них был установлен особый пра­вовой режим; с проживающих на этих землях мусульман взи­малась десятина;

ü вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотвори­тельные цели. Они освобождались от налогов и считались не­отчуждаемыми;

ü икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодаль­ную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-ад-министративный иммунитет;

ü мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть продан, подарен или передан по наследству.

Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых.

Движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на "нечистые вещи" - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др.

Практические вопросы обязательственного права получили в шариате всестороннюю разработку.

3. Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом.

Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению.

Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Же­на не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям.

4. Наследственное право признавало два порядка наследования:
по закону и по завещанию. При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем вы­плачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные суп­руги, лица, которые вызвали смерть наследодателя.

Характерными чертами наследования по завещанию были сле­дующие:

· завещание не могло составляться в пользу законных наследников;

· завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;

· составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.

5. Все преступления классифицировались мусульманским правом
на три группы:

· преступления, направленные против основ религии и государства. К этой группе относились в первую очередь отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребле­ние спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;

· преступления против отдельных лиц. Ответственность за совер­шение преступлений данной группы была основана на прин­ципах кровной мести и возмездия;

· правонарушения, наказания по которым строго не установлены.

Право выбора наказания было предоставлено суду.

В качестве мер наказания предусматривались: смертная казнь в различных видах; членовредительские и телесные наказания; лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть); имущественные санкции (конфискации, штрафы); ссылка и т. д.

6. Судебный процесс носил обвинительный характер. Основными
чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел.

Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государ­ственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, - против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, пись­менное делопроизводство не применялось.

Основными доказательствами были признания сторон, показа­ния свидетелей, клятвы.

ЛЕКЦИЯ 13.

Наши рекомендации