Вопрос 2. Право средневекового Китая

1. Основными формами собственности в праве Китая были госу­дарственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям). Общинное землевладение перестало существовать в Китае еще в древности. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища. Договоры заклада собственности имели следующие особенности: при закладе земли залогодатель длительное время не терял на заложенную землю права собственности, сохраняя право вы­купа земли после истечения срока уплаты долга, поскольку от­чуждение семейной собственности допускалось лишь в случае крайней нужды с правом последующего выкупа. Залогодержа­тель не мог распорядиться землей, даже если в договоре займа оговаривалась возможность продать землю. В случае неуплаты долга продаваемая земля должна была быть предложена сначала родственникам, затем соседям залогодателя; при залоге движимого имущества также исключалось само­вольное распоряжение им, даже если исполнение договора было просрочено; кроме того, отдать в залог семейное имущество мог только глава семьи.

Китайское право отличало от договора займа договор ссуды - передачу в пользование конкретно-определенной вещи, невоз­вращение которой влекло за собой уголовную ответственность. Договор купли-продажи занимал особое место в китайском обя­зательственном праве. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Не­составление купчей наказывалось битьем палками. При прода­же людей необходимо было свидетельство, что продаваемый человек с рождения был лично свободен.

2. Семейное право в Китае (а также гражданское и другие отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианизация законов привела к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде.

Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обязательно предусматривавшее согласие отца. Возраст брачного совершеннолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15-16 лет для мужчин и 14 - 15 лет для женщин. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей. Запрещались браки свободных с рабами, с родственниками по мужской линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фамилию. Запрещалась полигамия, второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. У мужчин могло быть неограни­ченное число наложниц, права которых определялись обычаем.

Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов -китайский брак не носил священного, нерасторжимого харак­тера. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и др. Жена могла требо­вать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению.

3. Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего.
Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увели­чить долю одного сына за счет другого.

4.В области средневекового уголовного права Китая идеология
конфуцианства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом.

Конфуцианство проявилось также в вере китайцев в ис­ключительную эффективность взаимодействующих друг с дру­гом моральных норм и жестких правовых норм. Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформулированного в законе этого правового понятия препят­ствовали разграничению в праве форм вины, и поэтому при вы­несении наказаний использовались такие категории, как неве­дение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка. Законодательство не знало института необходимой обороны, но освобождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства на­падавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.

Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции "десяти зол": первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства против императора - заговор о мятеже против государя, непокорство и измена; четвертой - преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа; пятой - поведение, противоречащее естественному порядку ве­щей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. Сюда были отнесены убийства в одной семье трех человек, со­вершение преступления с особой злостностью, все виды кол­довских магических действий, приготовление, хранение и пе­редача другому лицу ядов и пр.; шестой - преступления, связанные с нарушением особо значи­мых запретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора; седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.

5. Судебный процесс носил инквизиционный характер.

Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы по­терпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступни­ка, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответствен­ности невиновных. До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа. Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и стави­ли своей главной целью добиться признания последнего. Су­дьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным.

Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, страж­ники, экзекуторы.

ЛЕКЦИЯ 12.

ТЕМА: АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

Цель:Изучить Арабский Халифат

Форма занятия:лекция

Время проведения:1 час 20 минут

Место проведения:Учебная аудитория

ВОПРОСЫ:

Наши рекомендации