Феодальные отношения в средневековом Китае
Право средневекового Китая
ЛИТЕРАТУРА:
Абдурахманова И.В. История зарубежных стран. – М., 2005
Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 2009
Крашенинников Н.А. История зарубежных стран. Ростов - на Дону, 2009
Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2006
Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – М., 2009
Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007
Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2008
Черниловский З.М. Хрестоматия по истории зарубежных стран. – М. 2009
Якушев А.В. История государства и права зарубежных стран. - Спб. 2008
Борисюк В. И. Политические институты США. - М., 2008
Ивонин Ю. Е. Становление европейской системы государств. - Минск, 2009
История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 1- 4. - М., 2004
Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства. -СПб., 2009
Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. - СПб., 2000
Прокопьев В. П. История германской государстсвенности 10-18 вв. – М., 2004
Ратиани Г. М. Франция: судьба двух республик. - М., 2000.
Розин В.М. Генезис права. - М., 2000.
Разумович Н. П. Политическая и правовая культура: Древняя Греция. - М., 2009
Савельев В. А. Капитолий США: Прошлое и настоящее. - М., 2008
Семиряга М. И. Тюремная империя нацизма и ее крах. - М., 2001
Сироткин В. Г. История Франции: Пятая республика. - М., 2009
Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XII – XV вв. -М., 2008
Шишова И. А. Раннее законодательство в античной Греции. - СПб, 2001
Филиппов С. В. Судебная система США. - М., 2000
Чиркин В. Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 2000
Эйдус Х.М. История Японии с древнейших времен до наших дней. - М., 2005
Вопрос 1. Феодальные отношения в средневековом Китае
1. В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях.
Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под властью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничтожена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Китая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317 - 420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сяньбийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств. В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение.
Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая: Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей. Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан.
Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.
2. В социальной структуре Китая выделялись три сословно-классовые группы:
1. благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - "Ба и", наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.) Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почетных званий и ученых степеней;
2. добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;
3. дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами и т. д.
Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.
3. Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права.
При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись: ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников; ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью; ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.
В ведении второго канцлера находились:
ü военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;
ü ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;
ü ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.
Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.
Управление на местах основывалось на территориальном принципе.
Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.
В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:
ü административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;
ü военная;
ü надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении -она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.
4. В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции.
На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV -XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни. Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством.
Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора.