Соборное уложение 1649 г., крепостное право, народные движения, церковная реформа, воссоединение Украины с Россией, канун реформ.
Начало правления Алексея Михайловича. (1645-1676 гг.).В 1645 г., после смерти Михаила Федоровича, трон наследовал его единственный 16-летний сын Алексей Михайлович – набожный, образованный, деятельный, но в традиционно-православном русле, позже названным тишайшим за, якобы, мягкий нрав. Фактическим правителем первое время был его «дядька» (воспитатель) боярин Борис Морозов (оба женились на сестрах Милославских, Марии и Анне). Стремясь пополнить оскудевшую казну, правительство ввело вместо прямого стрелецкого и ямского – косвенный соляной налог (цены на соль выросли в 4 раза). Цели эта мера не достигла, соляной налог был отменен, но решено было взыскать образовавшиеся недоимки по прямым налогам. Это вызвало бунт населения столицы – посадских людей, стрельцов и дворян (Соляной бунт 1648 г.), с трудом подавленный.Восстания городских низов произошли в Пскове, Новгороде (1650 г.) и других городах. Участники восстания в Москве потребовали экстренного созыва Земского собора, на котором было принято решение о составлении нового уложения. Оно было выработано комиссией, возглавляемой кн. Н.И. Одоевским, и 1 сентября 1649 г. утверждено Земским собором.
Соборное Уложение 1649 г. – новый универсальный кодекс феодального права, действующих законов, включавший 25 глав, 967 статей и впервые изданный типографским способом (действовал до 1832 года). Он устанавливал нормы во всех сферах жизни общества – социальной, экономической, административной, семейной, духовной, военной и меры наказания за их нарушения. Соборное уложение определяло сословную структуру общества, положение, права и обязанности четырех сословий – духовенства, дворян, посадских и крестьян, несение различных служб. Первые главы посвящались преступлениям против церкви и царской власти и наказаниям за них (до сожжения на костре и казни). Запретив передачу вотчин монастырям (при пострижении в монахи) и епархиям (на помин душ), Соборное уложение тем самым перекрывало источники роста церковного и монастырского землевладения (что вызвало резкое осуждение патриарха Никона). Поместья дворян уравнивались с вотчинами в отношении владения и наследования.
Соборное уложение отразило начавшуюся эволюцию самодержавной монархии с боярской думой и земским собором в абсолютную монархию, т.е. постепенное сосредоточение всей власти – законодательной, исполнительной и судебной в руках монарха, опирающегося уже не на сословия, а все больше на чиновничье-бюрократический аппарат. Но в отличие от Западной Европы, где абсолютные монархии складывались в процессе упадка феодальных сословий и формирования нового класса буржуазии (являясь регулятором отношений между ними), в России абсолютизм укреплялся на феодальной основе. Утверждение абсолютизма в России форсировалось постоянной внешней угрозой со стороны более развитых стран западной Европы и систематических грабительских набегов с юга, необходимостью иметь в постоянной готовности значительные вооруженные силы. Их содержание превышало возможности населения, и только неограниченная власть монарха могла принудить население приносить жертвы государству. Имели значение и другие факторы – огромные размеры территории страны, не прекращавшаяся колонизация, соперничество боярства с основной массой дворян, городские восстания середины XVII века.
Переход к абсолютизму прослеживается в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула, отмирании атрибута сословно-представительной монархии – земских соборов, в эволюции приказной системы, состава Боярской думы, в повышении значимости непородных людей в государственном аппарате, наконец, в установлении верховенства светской власти над властью церковной. Все реже собирались теперь Земские соборы (последний состоялся в 1653 г.) и падало их значение, снижалась роль Боярской думы (хотя состав ее расширялся, но за счет дворян), все более разветвленной и всевластной становилась приказная система (к концу XVII века действовало 27 только общегосударственных приказов, а всего 80 с более чем 2,7 тыс. чиновников). Возник особый приказ Тайных дел (личная канцелярия царя, орган его власти, неподконтрольный Боярской думе), а также Государева комната, а в 1681 г. (при Федоре Алексеевиче) – Расправная палата (для предварительного обсуждения вопросов до вынесения их в Боярскую думу).
Крепостное право. Закрепощение крестьян (прикрепление их к земле и землевладельцам) осуществлялось постепенно, начиная с конца 15 века, когда выход крестьян был ограничен Юрьевым днем. При Иване Грозном стали устанавливать заповедные годы (в течение которых запрещался выход). Борис Годунов ввел урочные лета (5-летний срок поиска беглых крестьян). Василий Шуйский превратил сыск беглецов в обязанность государства (на чем настояли дворяне). Михаил Федорович продлил срок сыска беглых до 10-15 лет. Закрепощение крестьян отвечало интересам правительства и дворянства, поскольку имело целью укрепить поместное землевладение (тогда – хозяйственной основы русского войска – дворянского ополчения), поддержание служило способности дворян, нуждавшихся в рабочей силе; ограничение бегства крестьян.
Соборное уложение 1649 г. окончательно юридически закрепило крепостное право. В нем устанавливались наследственность крепостного состояния и бессрочный сыск беглых (с привлечением местной администрации). Запрещалось «закладничество» (добровольное холопство), крепостные порядки распространились на черносошных (государственных) и на дворцовых крестьян. Прикреплялись и записывалось в тягло жители посада. Крепостное право имело свое объяснение и оправдание – при ограниченности ресурсов и средств только таким путем можно было обеспечить вооруженные силы и государственный аппарат, служилоспособность дворян. Вместе с тем, велики были и отрицательные последствия несвободы крестьян – экономические (неэффективный труд) и нравственные (униженность, покорность, рабская психология крестьян, с одной стороны, и вседозволенность, леность, безинициативность господ, с другой).
Народные движения.XVII век называют «бунташным», имея в виду частоту и размах народных движений – периода Смуты (восстания Хлопка 1603 г., Ивана Болотникова 1606-1607 гг., соляной бунт 1648 г., медный бунт 1662 г., казацко-крестьянское движение Степана Разина, восстание стрельцов конца века. Главная и общая причина народных восстаний состояла в экономическом и финансовом кризисе в стране, закрепощении крестьян, тяжести налогов, повинностей и общего положении основной массы населения – социальных низов. Наиболее широким и опасным для власти было казацко-крестьянское восстание под предводительством донского казачьего атамана Степана Разина 1670-1671 гг., охватившее Поволжье и Левобережную Украину.
Беглые крестьяне чаще всего подавались на Дон, где их скопилось огромное количество, и в Поволжье. Казаки считали себя подданными русского царя, но числились вольными людьми. На рубеже 60-70-х гг. обычные грабительские, разбойничьи походы казаков против крымцев, турок, персов и россиян переросли в широкое антиправительственное и анти дворянское движение с наивно-монархической окраской. В нем участвовали неимущиеее казачество, крестьяне, горожане, ремесленники, в том числе из малых народов Поволжья (войско достигло 20 тысяч человек). У вождей движения не было ни ясных целей, ни должной организации, и оно оставалось стихийным. Восставшие выдвинули на престол царевича Алексея Алексеевича (уже умершего в 1670 г.), выступали против бояр, дворян, воевод, против налогов, поборов, за волю и за бедных, обращались к населению с «прелестными письмами», отменяли налоги, оброки, барщину, но занимались и разбоем, грабежами, убийствами служилых и приказных людей, вели разгульную жизнь, проявляли бессмысленную жестокость. Разинцы овладели Саратовым, Самарой, Царицыном, Астраханью, осадили Симбирск. Но восстание было обречено на неудачу. Слабо организованное движение не могло долго противостоять правительственным войскам, также действовавшим беспощадно. Утопическим было просматривавшееся в действиях восставших стремление повсеместно насадить казацкий уклад жизни и вольницу. Разин был выдан правительству домовитыми казаками и казнен на Красной площади в Москве. Подавив восстание, правительство добилось, наконец, присяги казаков Дона на верность царю, оно все больше стало заниматься хлебопашеством. В то же время имя удачливого атамана Степана Разина превратилось в легенду – народная память сохранила о нем множество песен и былин.
Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить порядок и устои в русской православной церкви, расширением связей с Украиной и греческим Востоком, требовавших единообразия в обрядности. Унификация текстов и обрядов должна была служить превращению Русской православной церкви в центр мирового православия. Идея доминирования в православном мире была усвоена Алексеем Михайловичем и стала главной внешней причиной церковной реформы. Ее смысл состоял в приведении текстов богослужебных книг и церковных обрядов в соответствие с греческими оригиналами и практикой того времени (также изменившимися после падения Византии), а также в упорядочении церковного быта, укреплении благонравия. Начал реформу в 1652 г. новый патриарх Никон. Это был статный, незаурядного ума, но властный и своенравный глава церкви, вначале активный ревнитель церковного благочестия, фактический соправитель царя, но часто применявший в ходе реформы принуждение, насилие. Горделивый и амбициозный патриарх одновременно с церковной реформой пытался поставить церковь над государством, а себя над царем (старше которого он был на 25 лет). Никон был одержим идеей превосходства духовной власти над светской, вмешивался в светские дела, выступал против ограничения церковно-монастырского землевладения по Уложению 1649 года (оно составляло треть всего земельного фонда), прибегал к демаршам, ультиматумам и поэтому был лишен поддержки царя. После длительного противостояния и самостоятельного сложения сана Никон был осужден, низложен поместным собором в 1666 г. и сослан в Ферапонтов монастырь.
Продолжавшаяся под началом царя церковная реформа вызвала массовое недовольство «новой верой» у части бояр, духовенства, в низах (греков, тексты и обряды которых были признаны эталонными, считали давно сбившимися с истинно православного пути). Расхождения в обряде состояли в замене прежнего двоеперстия троеперстием, земного поклона – поясным, единогласия – многогласием ( для сокращения службы), двойной аллилуйи – тройной и др. Реформа расколола церковь на ее сторонников и противников - старообрядцев. Надежда приверженцев церковной старины на то, что с уходом Никона прекратятся «мудрования», не оправдались. Церковный собор 1666 -1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформ и предал их суду. Во главе церковной оппозиции стоял протопоп Аввакум, после 14-летнего заточения, несломленный, был заживо сожжен в 1682 г.; его поддерживала боярыня Феодосия Морозова, содержавшаяся под стражей с 1671 года. После собора 1666 – 1667 гг. споры между сторонниками и противниками реформ были перенесены в гущу народных масс и чисто религиозное движение приобрело социальную окраску. Спасаясь от преследований церковных и светских властей, старообрядцы бежали на Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, поднимались на вооруженную борьбу с властью, оказывали пассивное непротивление злу, прибегали к массовому самосожжению. Примером открытого неповиновения властям было восстание и восьмилетняя оборона Соловецкого монастыря в Белом море в 1668 – 1676 гг. Старообрядцы упорно сопротивлялись европеизации России, безнадежно защищали такие символы старины, как борода и длиннополое платье. В то же время в действиях старообрядцев, уклонявшихся от переписей и от выполнения повинностей в пользу государства, несомненно содержались социальные мотивы. Таким образом, церковная реформа породила глубокий раскол в обществе – церковный, социальный и духовно-культурный. Идеи раскола использовались в ходе массовых движений XVII – XVIII вв.
Воссоединение Украины с Россией. Большая часть Украины в первой половине XVII века находилась в составе Речи Посполитой. Местное православное население, помимо феодальной эксплуатации со стороны и польских магнатов, подвергалось колонизации и католизации. Населенные украинцами и белорусами латифундии принадлежали польским магнатам, официальным языком делопроизводства был польский, православная церковь подвергалась гонениям, основную роль в длительной борьбе против национального, социального и религиозного гнета играла украинское (запорожское) казачество, отражавшее набеги крымских татар и защищавшее как собственные сословные интересы (самоуправление, выборный гетман, увеличение реестровых, т.е. получавших вознаграждение от польского правительства, войск), так и большей части остального православного населения. В решающий период 1647-1654 гг. национально-освободительную борьбу возглавил талантливый и дальновидный вождь Богдан Хмельницкий, избранный в 1647 г. гетманом Запорожской Сечи. После побед над армией гетмана Потоцкого в мае 1648 года восстание переросло в освободительную войну. В 1648 - 1649 гг. войско Хмельницкого разгромило карательные войска под командованием самого короля. Одновременно с украинцами в борьбу против панского гнета включились и белорусы, однако их движение было менее организовано, Собственных национальных ресурсов было недостаточно для завоевания украинцами независимости и длительной борьбы с Речью Посполитой и Крымом. С самого начала освободительной войны Хмельницкий много раз обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. Но Россия была не готова к неизбежной после этого войне с Польшей. Крымский хан был ненадежным союзником казаков. 1 октября 1653 года Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией, в январе 1654 г. Рада в Переяславле единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России, приняла условия воссоединения и присягу на верность царю. Украина сохраняла внутреннюю автономию, выборного гетмана, сословные права украинского дворянства, увеличивались реестровые войска, Украина имела право дипломатических отношений (за исключением отношений с Польшей и Турцией). Но большая часть налогов теперь поступала в царскую казну, московские власти рассматривали малороссов как своих подданных, в городах размещались гарнизоны, назначались воеводы, церковь переходила под юрисдикцию Русской православной церкви. Возобновившаяся война с Речью Посполитой приняла затяжной характер с переменным успехом. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, а также переход к России Киева. Преемники Богдана Хмельницкого придерживались польской и даже турецкой ориентации, но все попытки оторвать Украину от России закончились провалом. Воссоединение Украины с Россией экономически и политически укрепило Российское государство, предотвратило опасность поглощения Украины Польшей или Турцией. Вместе с тем, последствия его для украинского народа, особенно позже, ограничения автономии и относительной свободы были неоднозначны.
Канун реформ. В последние десятилетия XVII века необходимость преодоления отставания России от Европы стала осознаваться частью правящих верхов. Победы «новизны» в результате церковной реформы, присоединение Украины, неудачи в военных кампаниях против Швеции, Турции, Крымского ханства и другие события подвели часть придворных кругов к осознанию экономического, военного и культурного отставания России от западноевропейских государств, к отказу от претензий на богоизбранность, исключительность Москвы, к выводу о необходимости разумного заимствования европейских достижений. Правительство стало предпринимать некоторые практичные меры в хозяйственной, финансовой, административной и культурной областях.
Поместное дворянское войско дополняется регулярными наемными частями «иноземного строя», приглашаются иностранные военачальники, мастера, промышленники, образованные люди, расширяется внешняя торговля, дипломатические отношения устанавливаются с большинством западно-европейских государств. Появляются заводы, фабричные производства, открываются первые школы при монастырях.
Правительство царя Федора Алексеевича, широкообразованного человека (1676-1682 гг.) провело всеобщую перепись населения (1678 г.), ввело подворное обложение (1679 г.), отменило местничество, открылись славяно-греко-латинская академия.
В Москве на реке Яузе расположилась немецкая слобода (уголок западной Европы в сердце Московии), усиливается немецкое и польское (через Украину и Белоруссию) культурное влияние.
Появляются активные идеологи и проводники обновления и разумного заимствования у Запада – Артем Матвеев (дипломат), Афанасий Ордин-Нащокин (дипломат), дворецкий Федор Ртищев, Симеон Полоцкий (воспитатель Федора Алексеевича, церковный деятель, поэт), князь Василий Голицын (фаворит правительницы Софьи Алексеевны, ученый-энциклопедист), Юрий Крижанич (хорват-католик, писатель).
Все это означало, что Россия была накануне реформ и ждала своего преобразователя.