Русские историки XVIII- начала XX вв.
Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.)
Известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской». Татищева по праву называют отцом русской истории. “История Российская” (кн. 1-4, 1768-1784) – главный труд Татищева, над которым он работал с 1719 до конца своей жизни. В этом труде им впервые были собраны и критически осмыслены сведения из многих исторических источников. Русская Правда (в краткой редакции), Судебник 1550, Книга Большого Чертежа и мн. др. источники по истории России были открыты Татищевым. “История Российская” сохранила известия не дошедших до нашего времени источников. По справедливому замечанию С. М. Соловьева, Татищев указал “путь и средство своим соотечественникам заниматься русской историей”. Вторая редакция Истории Российской, являющаяся главным сочинением Татищева, была издана через 18 лет после его смерти, при Екатерине II – в 1768 году. Первая редакция Истории Российской, написанная «древним наречием», была впервые издана только в 1964 году.
Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790 гг.)
Русский историк, публицист. Почётный член Санкт-Петербургской Академии Наук с 1776 года, член Российской академии (1783). Щербатов был историком и публицистом, экономистом и политиком, философом и моралистом, человеком поистине энциклопедических познаний. В «Истории Российской от древнейших времён» (доведена до 1610) подчеркивал роль феодальной аристократии, сводя исторический прогресс к уровню знаний, наук и разума отдельных личностей. В то же время труд Щербатова насыщен большим количеством актовых, летописных и др. источников. Щербатовым были найдены и опубликованы некоторые ценные памятники, в том числе «Царственная книга», «Летопись о многих мятежах», «Журнал Петра Великого» и др. По мнению С. М. Соловьева, недостатки трудов Щербатова были результатом того, что «он стал изучать русскую историю, когда начал писать её», а писать её он очень торопился. До самой своей смерти Щербатов продолжал интересоваться политическими, философскими и экономическими вопросами, излагая свои взгляды в ряде статей.
Николай Михайлович Карамзин (1766 -1826 гг.)
Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства Российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.
«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В.Н. Татищева и М.М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. В своём труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.
Николай Иванович Костомаров (1817-1885 гг.)
Общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, современник, друг и соратник Тараса Шевченко. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины, называемой Костомаровым южною Русью и южным краем.
Общее значение Костомарова в развитии русской историографии можно, без всякого преувеличения, назвать громадным. Им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея народной истории. Сам Костомаров понимал и осуществлял её главным образом в виде изучения духовной жизни народа. Позднейшие исследователи раздвинули содержание этой идеи, но заслуга Костомарова этим не уменьшается. В связи с этой основной мыслью работ Костомарова стояла у него другая – о необходимости изучения племенных особенностей каждой части народа и создания областной истории. Если в современной науке установился несколько иной взгляд на народный характер, отрицающий ту неподвижность, какую приписывал ему Костомаров, то именно работы последнего послужили толчком, в зависимости от которого стало развиваться изучение истории областей.
Сергей Михайлович Соловьёв (1820-1879 гг.)
Русский историк, профессор Московского университета (с 1848 года), ректор Московского университета (1871-1877 гг.), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник.
30 лет неустанно работал Соловьёв над «Историей России», славой его жизни и гордостью русской исторической науки. Первый том её появился в 1851 году, и с тех пор аккуратно из года в год выходило по тому. Последний, 29-й, вышел в 1879 году, уже по смерти автора. «История России» доведена до 1774 года. Будучи эпохой в развитии русской историографии, труд Соловьёва определил известное направление, создал многочисленную школу. «История России», по верному определению профессора В.И. Герье, есть национальная история: впервые исторический материал, необходимый для такого труда, был собран и исследован с надлежащей полнотой, с соблюдением строго научных приёмов, применительно к требованиям современного исторического знания: источник всегда на первом плане, трезвая правда и объективная истина одни руководят пером автора. Монументальный труд Соловьёва впервые схватил существенные черты и форму исторического развития нации.
Василий Осипович Ключевский (1841-1911 гг.)
Видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата по истории и древностям Русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.
Ключевский по праву считается непревзойденным лектором. Аудитория Московского университета, в которой он читал свой курс, всегда была переполнена. Им были прочитаны и изданы специальные курсы “Методология русской истории”, “Терминология русской истории”, “История сословий в России”, “Источники русской истории”, цикл лекций по русской историографии.
Важнейшей работой Ключевского стал его "Курс лекций", изданный в начале 1900-х гг. Ему удалось не только составить его на серьезной научной основе, но и достигнуть художественного изображения нашей истории. "Курс" получил всемирное признание.
Сергей Фёдорович Платонов (1860-1933 гг.)
Русский историк, академик Российской академии наук (1920). Автор курса лекций по русской истории (1917 г.). По Платонову, отправной точкой, определившей особенности русской истории на много веков вперёд, является «военный характер» Московского государства, возникшего в конце XV века. Окружённое почти одновременно с трёх сторон врагами, действовавшими наступательно, великорусское племя вынуждено было принять чисто военную организацию и постоянно воевать на три фронта. Чисто военная организация Московского государства имела своим следствием закрепощение сословий, что на много столетий вперёд предопределило внутреннее развитие страны, в том числе и знаменитую «Смуту» начала XVII века.
«Раскрепощение» сословий началось с «раскрепощения» дворянства, которое получило своё окончательное оформление в «Жалованной грамоте дворянству» 1785 года. Последним актом «раскрепощения» сословий явилась крестьянская реформа 1861 года. Однако, получив личные и экономические свободы, «раскрепощённые» сословия не дождались свобод политических, что нашло выражение в «умственном брожении радикального политического характера», вылившемся, в конце концов, в террор «народовольцев» и революционные потрясения начала XX века.
Восточные славяне
Вопрос о прародине славян и их этногенезе остаётся дискуссионным в исторической науке. Отделение племён балто-славянской языковой группы от индоевропейской миграционной волны и заселение ими Центральной и Восточной Европы происходило, по предположению ряда исследователей, в течение 2 тысячелетия до н.э. Данные исторической лингвистики и топонимики свидетельствуют о том, что балто-славянская общность сохранялась чрезвычайно долго, и лишь к V в. до н.э. она разделилась на собственно славян и балтов. В VI-VIII вв. славяне, занимавшие территорию от верховья Одера до среднего течения Днепра, расселяются по трём основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север – на Восточноевропейскую равнину. В результате произошло и разделение славян на три ветви – южную,западную и восточную. Продвижение и расселение земледельческих восточно-славянских племён по всему лесному пространству Восточноевропейской равнины было не завоеванием, а медленной инфильтрацией и освоением территорий, часть которой была заселена (с очень малой плотностью) балтами и угро-финами. Преимущественно мирное сотрудничество с коренным населением приводило к постепенному ославяниванию значительной его части.
В VII-VIII вв. у славян идёт интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. В результате дробления и смешивания племён складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Возникают более крупные объединения – племенные союзы во главе с князьями – вождями. Это означало переход к военной демократии и непосредственно предшествовало возникновению государства. На территории, вскоре вошедшей в состав Киевской Руси, известно о 12 племенных союзах – полян, древлян, волынян, тиверцев, уличей, радимичей, вятичей, дреговичей, кривичей, словен и др. Эти названия большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения, что свидетельствовало о преобладании территориальных связей над родовыми. Соседями восточных славян в IX в. были на северо-западе – балтийские племена, на западе – западные славяне (ляхи, словаки, чехи), на северо-востоке – финно-угорские племена (мордва, весь, карела, чудь, мурома, марийцы и др.), на юго-востоке – кочевники авары, печенеги, Волжско-Камская Булгария, Хазарский баганат (охвативший Северный Кавказ, Нижнее Поволжье, Северное Причерноморье). За южными степями, в Северном Причерноморье, Крыму, Приазовье располагались греческие колонии.
Территория и природные условия. По территориальному расположению восточные славяне оказались между Европой и Азией, преимущественно на Восточноевропейской равнине. Здесь формировался особый тип цивилизации - евразийский. Он складывался в результате сочетания собственного уклада, культуры и традиций с влиянием Запада и Востока. Через природные урало-каспийские ворота на южную Русь из глубин Центральной Азии приходили, сменяя друг друга, бесчисленные, устремлявшиеся на Запад кочевые орды, часть которых оседала в южно-русских степях. Азиатские орды аваров, угров, болгар, хазар, печенегов, торков, половцев и, наконец, татар подвергали русские земли опустошительным нашествиям и вынуждали русский народ истощать свои силы в тяжёлой борьбе. Но отношения с кочевниками не сводились только к взаимной вражде и войнам, они сопровождались торговыми, политическими, родственными связями и превращались в сложное взаимовлияние двух типов цивилизации – формировавшейся древнерусской и устойчивой, своеобразной кочевнической. Взаимоотношения восточных славян с кочевниками являлись важным фактором генезиса древнерусской государственности.
Природно-климатические условия осваиваемой территории по сравнению с Западной Европой были гораздо более суровыми и контрастными: континентальный климат, продолжительная зима, существование различных хозяйственных зон (северной лесной, южной степной), в целом меньшая плодородность земель. Главными природными факторами являлись равнинный характер территории (способствовавший процессу колонизации всё более отдалённых районов), реки, леса, степь.
Хозяйственная жизнь. Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, хлебопашество с подсечно-огневой на лесном севере и переложной в более плодородных южных степях системой земледелия. Подчинённую роль в хозяйстве играли скотоводство (разведение крупного рогатого скота, свиней, лошадей), охота, рыболовство, лесные промыслы, бортничество. Большую роль играла военная добыча племенных вождей – князей и их дружин в результате походов (чаще всего в Византию). Выделение дружины (своего рода профессиональных воинов) и советников князя – существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации, объединявшим хозяйства нескольких семей, служила соседская (территориальная) община – вервь. Община объединяла жителей одного или нескольких близлежащих сёл, владела общинной землёй (сенокосами, лесными угодьями, водоёмами) а принадлежавшие ей пашенные земли делились между семьями. Таким образом общинное владение сочеталось с личной собственностью и индивидуальным пользованием и ведением хозяйства. К IX в. завершился переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье. В общине существовала трудовая взаимопомощь, круговая порука и коллективная ответственность перед государством и феодалом, а имущественная и социальная дифференциация протекала медленно, несмотря на повышение производительности труда и общего уровня жизни. Общины располагались на государственных землях, землях князей и феодалов, постепенно попадая в зависимость от них.
Город. Крестьянские хозяйства, как и хозяйства феодалов, были преимущественно натуральными (т.е. удовлетворяли свои потребности за счёт внутренних ресурсов). С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары, зарождаются города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты княжеской власти и обороны от внешних врагов. Города обыкновенно строились на берегах рек, на торговых путях. В центральной части города (Кремль, детинец), защищённой валом, крепостной стеной и рвом, находились дворцы князей, дворы феодалов, храмы. За крепостной стеной располагался торг, ремесленная часть города называлась посадом (со слободами). В IX в. на Руси было уже не менее 24 относительно крупных городов, среди них Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Ладога, Суздаль, Муром, Полоцк, Ростов, Белозеро.
Язычество.Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. В языческий пантеон входили Род и Рожаницы (божества плодородия), Ярило (бог солнца), Перун (грома и молнии, войны и оружия), Велес (“скотий”), Сварог (огня), Мокошь, Даждьбог, Хорос и др. В роли первосвященников выступали князья, но были и особые служители культа – волхвы и кудесники. У восточных славян сохранялся родовой быт (постепенно разлагавшийся), власть старейших, обычай кровной мести, многоженства.
В отличие от “варварских” государств Западной Европы, которые в своём становлении унаследовали многие государственно-правовые традиции античности, Восточная Европа оказалась вне их влияния, и ей предстояло пройти самостоятельный путь государственности. Этим можно объяснить сравнительно медленные темпы вызревания государственных институтов, их архаичность и своеобразие.