История как наука, виды исторических источников
История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).
Всемирная (всеобщая) история – это история, изучающая период человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени.
История Отечества – это история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии).
История подразделяется на следующие разделы по хронологическому принципу:
- история первобытного общества – история, изучающая период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.
- древняя история – история, изучающая период истории человечеств, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.
- средневековая история – история, изучающая период истории человечества, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.
- новая история – история, изучающая период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.
- новейшая история – история, изучающая период человечества с 1918 года
Отрасли истории:
- экономическая история – отрасль истории, изучающая явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с хозяйством.
- военная история – отрасль истории, изучающая войны, которые происходили в какую-нибудь определённую историческую эпоху; также история какой-либо одной войны или даже отдельной кампании.
- историческая география – отрасль истории, изучающая историю через «призму» географии, также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.
- историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и др.).
Органические части истории как комплекса наук:
- археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам.
- этнография (этнология) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.
История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).
Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.
Исторические источники условно делят на несколько групп
1. по типу фиксации информации:
1.письменные – эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы.
А) официальные, например:
- законодательные акты – Полное собрание законов Российской империи: «Собрание Первое. 1649 – 1825 гг. (в 45 томах)», «Собрание Второе. 12декабря 1825 – 28 февраля 1881 г.(в 55 томах)».
- летописи - Лаврентьевская, Повесть временных лет, Воскресенская, Никоновская и др.
- дипломатические и военные документы – 1323 г. – Ореховский мир (Нотебергский мир), 1582 г. – Ям-Запольский мир, 1792 г. – Ясский мир, 1812 г. – Бухарестский мир.
- статистико-экономические материалы – Е. Зябловский «Статистическое описание России» (1808), К.Арсеньев «Начертание статистики российского государства» (1818).
Б) неофициальные, например, дневники, воспоминания, мемуары и др.
2. вещественные – орудия производства и созданные с помощью их материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — все, что является результатом трудовой деятельности человека.
В отличие от письменных они не содержат прямого рассказа об исторических событиях и чаще всего не содержат никаких надписей.
Например:
- орудия труда – деревянный плуг, ручное рубило, камнерез, рало, соха, борона и др.
- оружие – доспехи (стеганка, бурка, чешуйчатый панцирь, кольчуга), шлем, копье, алебарда, арбалет и др.
- ювелирные изделия – браслет, кулон, диадема, амулет, медальон, ожерелье и др.
3. кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы.
4. изобразительные – иконы, парсуны, картины, плакаты и др.
Например:
- иконы – иконы Святой Троицы, богороднические иконы, иконы святых и сил бесплотных, символические и аллегорические композиции.
- парсýны – «Андрей Бесящий», «Яков Тургенев».
II. с точки зрения изучения какой-либо наукой:
1.этнографические — сведения, которые сохранились до настоящего времени: данные быта, нравов, обычаев, которые нередко отсутствуют в письменных источниках. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются этнографией.
Например, сведения об обрядах – «святках», масленице, празднике Ивана Купалы, свадебных, похоронных церемониях.
2.фольклорные – памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются фольклористикой.
Например:
- былины – «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», «Добрыня и Змей».
- сказки – русские народные, народов севера, белорусские, украинские, народов Востока и др.
- песни – русские народные (святочные, семейные обрядовые) и др.
- предания – Предание о Жанне д' Арк, предание об Иване Грозном, Церковное предание.
3.лингвистические – сведения о происхождении географических названий, личных имен, собственных имен кораблей, судов, собственных имен богов и божеств и др. Такие сведения изучаются лингвистикой.
Например:
- сведения о происхождении географических названий – Украина, Черное море, Новгород, река Ловать, Куликово поле и др.
- сведения о происхождении личных имен – Иван Калита, Рюрик, Ярослав Мудрый и др.
Отдельные исторические источники лишь условно могут быть отнесены к той или иной группе. Так, некоторые этнографические источники изучают и археология и этнография; антропологические источники стоят на грани естествознания и истории. Развитие общества постоянно ведёт к особенно быстрому расширению разновидностей письменных и возникновению совершенно новых видов исторических источников. Например, изобретение и использование звукозаписывающих фото- и киноаппаратов привело к образованию особой группы кино-, фоно- и фотоматериалов.
Классификацией, изучением происхождения, авторства, достоверности, полноты исторических источников занимается наука — источниковедение.
2. Вспомогательные исторические дисциплины
Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.
К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:
Палеография– вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).
Дипломатика– вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).
Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач — отличать подложные акты от настоящих.
Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.
Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.
Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.
Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.
Историческая метрология– вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.
Нумизматика– вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.
Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.
Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.
Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:
-историческая физическая география (историческое землеведение) – самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;
-историческая политическая география – изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;
-историческая география населения – изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;
-историческая социальная география – изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;
-историческая культурная география – изучает духовную и материальную культуру;
-историческая география взаимодействия общества и природы – прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);
историческая экономическая география – изучает развитие производства, промышленные революции;
-историко-географическое страноведение.
Архивоведение– научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.
Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
Историография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.
Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.