УСЛОВИЯ ТРУДА В ИРАКЕ. 14 сентября 1932 года

Ниже приводится петиция иракского общества механиков, поданная Международному бюро труда при Лиге наций. Отражая незрелость рабочего движения в Ираке в 30-х годах XX в., этот документ ценен в первую очередь красочным описанием исключительно тяжелого положения пролетариата Ирака.

Директору Международного Бюро Труда (Женева)

Уважаемый господин!

Для великой цели сохранения хороших и человечных условий труда мужчин, женщин и детей было учреждено Международное бюро труда, для этой же цели было выдвинуто требование, чтобы любое государство, член Лиги или вновь присоединяющееся, должно было принять Хартию труда и обещать выполнять ее условия в пределах своих границ.

Ирак является теперь кандидатом в Лигу наций. Мы надеемся, что скоро он достигнет чести стать одним из ее членов. Это величайшее наше честолюбивое желание, как граждан мандатной территории, которая становится независимым государством, и как беззащитных рабочих, которые мечтают воспользоваться поддержкой, оказываемой вашей организацией.

К несчастью, мы вынуждены в этот радостный момент нашей национальной истории установить тот факт, что условия труда в этой стране крайне ненормальны, несправедливы и невыносимы.

Не имеется ничего похожего на условия, включенные в Хартию труда. Мы не имеем никакого закона или постановления, регулирующего труд. И это несмотря на решение, принятое нашим парламентом, заявившим о необходимости издать закон о труде в сессию 1931 года, и несмотря на то, что правительством было предложено нашему иракскому союзу ремесленников представить рабочие пожелания относительно упомянутого закона.

Никакого ограничения рабочего времени; никаких положений относительно безработицы; никаких постановлений о приемлемом прожиточном минимуме; никакой охраны рабочих от болезней, несчастных случаев и повреждений, проистекающих от их работы; никаких средств для охраны детей, молодежи, женщин и рабочих, которые теряют трудоспособность в результате старости; никакого признания принципа свободы союзов; никаких попыток организовать техническое и профессиональное просвещение. Ни о чем подобном в этой стране не слышно.

Вместо этого:

Имеется полное пренебрежение рабочим. Но этого мало, имеется определенное стремление раздавить всякую попытку к улучшению его условий. Он находится в полной власти работодателя, правительственная ли это компания или частный предприниматель, его рабочий день не ограничен, за редкими исключениями. Если он убит или изуродован на работе, никакой помощи он не получает, а если становится непригодным к работе, его тотчас же отстраняют, как простую вещь или товар. Если он получит повреждение во время работы, из жалованья его производятся вычеты даже за время, предшествовавшее медицинской помощи, и он должен платить за лечение или умереть.

Уровень заработной платы крайне низок, ее едва хватает, чтобы поддерживать жизнь рабочего.

Правительство всегда было враждебно рабочим организациям. Общие собрания, как правило, запрещаются, организация рабочих союзов и обществ почти не разрешается, а если они все-таки организуются, то скоро их закрывают или парализуют их работу.

Со стороны правительства не имеется никаких стремлений хоть сколько-нибудь ознакомиться с безработицей. Когда одно общество попыталось составить статистику безработицы, ему было приказано приостановить это дело, иначе ему угрожала бы опасность и преследования. Интересно отметить, что это распоряжение и другие, связанные с проблемой труда, исходили от Департамента племен, который пользуется крайне примитивными и грубыми методами в своей работе и не имеет никакого отношения к вопросам труда. Это было сделано, несмотря на то, что в Министерстве внутренних дел имеется секретариат по рабочим делам, который до сего времени ничего не сделал и существует только на бумаге.

Расчет рабочих производится без предварительного предупреждения и по желанию их низшего начальства. Рабочие, в особенности на железных дорогах, по временам обязаны работать только половину дня и получать половинную зарплату, прожить на которую невозможно.

Рабочие не получают никакого технического или профессионального обучения, и вместо этого жестоко преследуется газета, которая пыталась писать на эту тему.

Дети до 14 лет обычно используются на таких тяжелых работах, как строительство и т. п.

Не делается различия между работающими ночью и днем.

Гигиенические условия жалки на фабриках, в жилых помещениях и на средствах сообщения.

Компании и правительство рука об руку ведут жестокую войну против беззащитного рабочего.

Он живет в отчаянии.

Он умирает в нищете и нужде.

Все это факты, которые мы готовы подтвердить документами.

Теперь, когда мы изложили некоторые данные об условиях труда в Ираке, которые мы находим несправедливыми, да будет нам дозволено просить вас во имя человечности о следующем:

1. Распорядиться о производстве вашим бюро расследования относительно условий труда в Ираке.

2. Потребовать от правительства Ирака обходиться с рабочими, таким образом, и улучшить условия труда до такой степени, как это требуется для приема в члены Лиги наций...

«Материалы по национально-колониальным проблемам», 1933, № 2, стр. 144 - 146.

ЧЕГО МЫ ХОТИМ? 1935 год

(Обращение Центрального комитета Антиимпериалистического фронта)

(извлечение)

Ниже приводится программа требований, выдвинутых во время антиимпериалистического восстания в Ираке в 1935 г. Требования составлены Антиимпериалистическим фронтом - организацией широких демократических слоев Ирака. Восстание племен, начавшееся в 1935 г., расшатало позиции правительства иракской реакции, возглавляемой Ясином аль-Хашими, и подготовило его свержение в октябре 1936 г.

Мы восстали и подняли оружие против империализма и его пособников, которые душат Ирак налогами и при этом считают себя его сынами, не из-за нескольких лиц, цель которых одна (хотя они и разными путями идут к ней и создали различные учреждения в стране, которыми они обманывают массы, будто они работают в интересах нас, плательщиков налогов). Подлинная резолюция, которая бурлила в нашей груди многие годы, теперь вспыхнула не для того, чтобы насытить алчность нескольких лиц...

Мы хотим:

1. Ликвидации английских воздушных баз... Не хотим никакой английской базы у нас.

2. Радикально изменить договор, превратив его в договор равного с равным.

3. Мы не хотим, чтобы иракское правительство приняло проект железной дороги Хайфа - Багдад, так как это - петля порабощения и цепи для нас и будущих поколений.

4. Мы хотим изменения соглашения о нефти в такой форме, чтобы оно было в наших интересах, и с тем, чтобы мы, сыны народа, его утвердили.

5. Ощутительного снижения огромных окладов крупным чиновникам и министрам.

6. Немедленного распределения казенных земель среди бедных крестьян.

7. Аннулирования накопившихся долгов крестьян и значительного уменьшения налогов.

8. Издания закона о защите труда.

9. Немедленного прекращения деятельности некоторых известных газет, получающих плату из определенных иностранных источников для ведения империалистической пропаганды в пользу их правительств и сверх того получающих деньги из секретных ассигнований, т. е. за счет налогов, которые собираются с нас с помощью плетей, а также принятия мер против тех, которые поносят революцию и ее деятелей и честных людей. В противном случае, если не будут приняты действительные меры против них, они получат возмездие от нас самих.

10. Мы хотим прямых свободных выборов вместо двухстепенных, представляющих собой ширму империалистов.

11. Мы хотим удаления из страны всех элементов, которые сеют рознь среди сынов единого сплоченного народа.

Центральный комитет Антиимпериалистического фронта

«Революционный Восток», 1935, № 4, стр. 53.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Наши рекомендации