Тема 13. Советское государство и право в период формирования
Административной системы управления и развития
тоталитарного режима (1930 — 1941 гг.)
Конституция СССР 1936 г.
Принятие новой Конституции СССР 1936 г. было подготовлено глубокими социально-экономическими переменами, изменившими нашу страну к середине 30-х гг.
В год "великого перелома" (1929) колхозы и совхозы смогли дать государству необходимое количество товарного хлеба и без учета кулацкою урожая. Это позволило Советской власти перейти от политики ограничения кулацких элементов к политике ликвидации кулачества как класса.
В соответствии с постановлением ЦИК СССР от 1 февраля 1930 г. "О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством" был отменен закон об аренде земли и применении наемного труда в единоличном хозяйстве Трудовому крестьянству было разрешено проводить раскулачивание, т. е. отбирать в пользу колхозов у кулаков их скот, сельскохозяйственные машины и инвентарь, а самих выселять в другие районы.
Крестьяне, одни напуганные, а другие вдохновленные раскулачиванием, стали "проявлять желание" вступить в колхозы целыми селами, районами и округами. Особенно бурно этот процесс шел я 1930 - 1934 гг. К 1936 г. остатки эксплуататорских классов в стране были ликвидированы.
В декабре 1934 г., после убийства С. Кирова, многие члены оппозиции, якобы способствовавшие убийству, были арестованы, В стране усилились политические репрессии. Была установлена уголовная ответственность для членов семей репрессированных.
В такой обстановке началась работа по созданию новой Конституции СССР.
Вопрос о необходимости разработки и принятия новой Конституции СССР был рассмотрен в феврале 1935 г. на Пленуме ЦК ВКП (б) и VII съезде Советов СССР. 7 февраля 1935 г. ЦИК СССР образовал конституционную комиссию.
В мае 1936 г. проект Конституции СССР был готов, в июне был одобрен Пленумом ЦК ВКП (б) и по решению Президиума ЦИК СССР опубликован и вынесен на всенародное обсуждение, которое продолжалось более 5 месяцев.
С докладом "О проекте Конституции СССР" на Чрезвычайном съезде Советов выступил И. Сталин, и 5 декабря 1936 г. съезд утвердил новую Конституцию СССР, состоявшую из 13 глав и 146 статей.
Первая глава Конституции гласила, что СССР является социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.
Экономическая основа СССР по Конституции - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.
Ст. 5 Конституции определяла, что социалистическая собственность в СССР имеет либо государственную форму, либо кооперативно-колхозную.
Земля, воды, леса и т.п. были объявлены государственной собственностью, т. с. всенародным достоянием. Землю, занимаемую колхозами, Конституция закрепила за «ими в бесплатное и бессрочное пользование, т. е. навечно.
Ст. 9 допускала мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей при условии, что оно будет основано на личном труде без эксплуатации человека человеком.
Конституция установила охрану в СССР права граждан на личную собственность (трудовые доходы и сбережения, имущество, дом и т.п.), а также права наследования этой личной собственности.
Ст. 11 определила важную роль народно-хозяйственного плана, которым должна была определяться и направляться вся хозяйственная жизнь СССР.
По новой Конституции труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу "Кто не работает, тот не ест". Кроме того, предполагалось осуществление важнейшего принципа социализма "От каждого по способности, каждому по его труду".
Согласно Конституции СССР представлял собой союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных республик.
В ст. 14 давался исчерпывающий перечень вопросов, находящихся в компетенции федеральных органов:
а) вопросы войны и мира;
б) контроль за соблюдением Конституции СССР;
в) организация обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами СССР;
г) охрана государственной безопасности;
д) установление основ законодательства о труде;
е) установление законодательства о судоустройстве и судопроизводстве и т.п.
Те полномочия, которые не перечислялись в ст. 14, были оставлены за союзными республиками.
Союзные республики имели право выхода из СССР (ст. 17), их конституции должны были быть построены в полном соответствии с Конституцией СССР.
Законы СССР имели одинаковую силу на территории всех союзных республик. В случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действовал закон СССР. • Ст. 30 Конституции установила, что высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР, который избирается сроком на 4 года. Подотчетные ему органы – Президиум Верховного Совета СССР, Совет Народных Комиссаров СССР и народные комиссариаты СССР.
Конституция установила, что законодательная власть в СССР должна осуществляться исключительно Верховным Советом СССР (ст. 32), состоящим из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Совет Союза избирался по территориальным округам (один депутат от 300 000 человек), а Совет Национальностей - по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам: 25 человек от одной союзной республики; 11 - от автономной республики; 5 - от автономной области; 1 - от национального округа.
Обе палаты признавались равноправными (ст. 37) и должны были работать в сессионном порядке (две сессии в год).
В соответствии со ст. 39 закон считался утвержденным, если он был принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством в каждой.
В случае непримиримых разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей в соответствии со ст. 47 образовывалась согласительная комиссия. Если ее решение не устраивало одну из палат, то вопрос рассматривался вторично в палатах. При повторном отсутствии согласного решения Президиум Верховного Совета СССР должен был распустить Верховный Совет и назначить новые выборы.
Ст. 48 установила подотчетность Президиума Верховного Совета СССР Верховному Совету СССР во всей его деятельности.
Полномочия Президиума Верховного Совета СССР определила ст. 49, в соответствии с которой он:
а) давал толкование действующих законов СССР и издавал указы;
б) отменял постановления и распоряжения СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону;
в) назначал и сменял высшее командование вооруженных сил;
г) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
д) объявлял общую или частичную мобилизацию.
Депутат Верховного Совета СССР не мог быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета СССР.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР являлся Совет Народных Комиссаров СССР - Правительство СССР. Оно формировалось Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат.
Правительство было подотчетно Верховному Совету СССР, а в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета СССР
Конституция установила, что органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах являются Советы депутатов трудящихся, которые избирали себе исполкомы, имевшие двойное подчинение - совету, их избравшему, и вышестоящему исполкому.
Правосудие по Конституции в СССР должно было осуществляться:
1) Верховным Судом СССР, который избирался Верховным Советом на 5 лет. Верховный Суд СССР был высшим судебным органом, осуществлявшим надзор за всеми судами;
2) Верховными Судами союзных республик, которые избирались Верховными Советами союзных республик на 5 лет;
3) краевыми» областными и окружными судами, судами автономных республик и областей, которые избирались соответствующими Советами на 5 лет;
4) специальными судами СССР, которые должны были избираться Верховным Советом на 5 лет и создаваться по его постановлению;
5) народными судами, которые должны были избираться гражданами района на основе всеобщего прямого и равного избирательного права на 3 года (при тайном голосовании).
Разбирательство дел во всех судах предусматривалось открытое, с обеспечением права на защиту.
Судьи согласно Конституции были независимы и подчинялись только закону.
Высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР, возлагался на Прокурора СССР (ст. 113).
Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на 7 лет Прокурором СССР назначались республиканские, краевые, областные прокуроры, прокуроры автономных республик и областей сроком на 5 лет. Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик после их утверждения Прокурором СССР сроком на 5 лет.
Ст. 117 установила независимость прокуратуры от любых местных органов власти и ее подчинение только Прокурору СССР.
Конституция СССР закрепила равные права женщин и мужчин на труд, на отдых, на бесплатное образование, на материальное обеспечение в старости, а также по болезни и потере трудоспособности.
В ст. 123 было провозглашено равенство граждан независимо от национальности и расы.
Конституция отделила церковь от государства и школу от церкви. Она гарантировала свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций.
Конституция установила, что гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не мог быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.
Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки должны были охраняться законом.
Основными конституционными обязанностями граждан стали:
- соблюдение Конституции СССР;
- исполнение законов;
- исполнение требований дисциплины труда;
- честное отношение к общественному долгу;
- уважение правил социалистического общежития;
- оберегание и укрепление общественной собственности.
-защита Отечества, которая была определена как священные долг каждого гражданина СССР.
Избирательная система предполагала всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании предоставляемое гражданам с 18-летнего возраста.
Изменения в Конституцию СССР могли вноситься решениями Верховного Совета СССР, принятыми не менее 2/3 голосов в каждой из его палат.
В главах Конституции СССР 1936 г. (об общественном устройстве, о государственном устройстве, о высших органах государственной власти СССР) ничего не было сказано о месте и роли ВКП (б). И только лишь в ст. 126, в которой перечислялись дозволенные общественные организации (профсоюзные, спортивные и т.п.), говорилось, что наиболее сознательные граждане могут объединяться в ВКП (б), "... являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных".