ОБРАЩЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВ РЕВОЛЮЦИОННЫХ БАЗ К НАРОДУ ПО ПОВОДУ НАСИЛЬСТВЕННОГО ЗАХВАТА СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ ЯПОНСКИМИ ИМПЕРИАЛИСТАМИ. 25 сентября 1931 года
(извлечение)
Настоящее обращение было принято правительствами революционных баз спустя неделю после того, как начался захват Северо-Востока Китая вооруженными силами империалистической Японии. Содержащийся в обращении призыв к массам - оказать отпор японским захватчикам был полной противоположностью курсу реакционного гоминдановского правительства на непротивление и уступки японскому империализму. Следуя политике защиты национальных интересов Китая, коммунистическая партия подняла и возглавила народную партизанскую войну против японских оккупантов на территории Северо-Востока.
Рабочие, крестьяне, солдаты и все трудящиеся массы Китая! Совсем недавно японские империалисты вооруженной силой захватили важнейшие города и стратегические пункты трех восточных провинций и используют винтовки, пушки и гранаты для убийства рабочих, крестьян и солдат. Они стремятся превратить три восточные провинции полностью в свою колонию, а трудящиеся массы этих провинций в своих рабов...
Трудящиеся массы Китая ответили на разбойничьи действия японских империалистов возмущением и сопротивлением, они ведут решительную борьбу с японским империализмом при помощи рабочих и студенческих забастовок, прекращения торговли и т. д.
Какую же позицию заняли гоминдановские бюрократы и милитаристы в отношении наступления японского империализма? Их ответом на него было «непротивление» и призывы к «миру» и «спокойствию». Гоминдан, уже давно капитулировавший перед империалистами и вошедший в сговор с ними в целях угнетения и истребления народных масс Китая, разумеется, не мог занять иной позиции в отношении наступления японского империализма...
Только советские правительства рабочих, крестьян и солдат могут вести последовательную борьбу с империализмом, за свержение его. Они уже показали свою решимость к борьбе за подлинную национальную независимость и свободу, они не признают никаких империалистических займов, аннулировали все неравноправные договоры, изгоняют все вооруженные силы империализма и конфискуют его собственность в Китае. В наших советских районах уже не могут больше существовать империалистическая эксплуатация и гнет...
Рабочие, крестьяне, солдаты и все трудящиеся массы Китая! Сплачивайтесь для свержения господства империализма и гоминдана, создавайте советскую власть... Вон вооруженные силы Японии из трех восточных провинций!..
«Сувейай чжунго» («Советский Китай»), М., 1933, стр. 55 - 59.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН, ПРИНЯТЫЙ I СЪЕЗДОМ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕВОЛЮЦИОННЫХ БАЗ (I СЪЕЗДОМ СОВЕТОВ). Ноябрь 1931 года
(извлечение)
Первый съезд рабоче-крестьянских представителей революционных баз состоялся в ноябре 1931 г. в административном центре центральной революционной базы г. Жуйцзине (провинция Цзянси). Съезд провозгласил революционные базы Рабоче-крестьянской республикой, избрал Центральное рабоче-крестьянское правительство во главе с Мао Цзэ-дуном, принял конституцию Рабоче-крестьянской республики, земельный закон, закон о труде и ряд других решений. В земельном законе был обобщен опыт антифеодальных аграрных преобразований, проведенных в 1927 - 1931 гг. на территории революционных баз, и законодательно закреплен курс Коммунистической партии Китая на уничтожение феодальной системы землевладения и безвозмездную передачу крестьянам конфискованных помещичьих земель. По земельному закону помещики не получали обычного крестьянского надела, а кулаки наделялись землей худшего качества. Эти положения закона были исправлены коммунистической партией в период Третьей революционной гражданской войны 1945 - 1949 гг.
I съезд советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Китая утверждает конфискацию помещичьих земель и земель других крупных землевладельцев. В целях создания единого порядка конфискации и распределения земли I съезд на основе защиты основных масс крестьянства и дальнейшего развертывания революции принимает следующий земельный закон, наилучшим образом обеспечивающий разрешение земельного вопроса.
Статья 1. Вся земля феодалов-помещиков, милитаристов, тухао, шэньши (См. примечание к «Обращению ЦК КПК от 28 марта 1927 г.»), чиновников и других крупных частных владельцев, независимо от того, ведут ли они сами на ней хозяйство или сдают ее в аренду, подлежит конфискации без какого бы то ни было вознаграждения. Конфискованную землю советы должны распределить между крестьянами-бедняками и середняками. Бывшие собственники конфискованной земли не имеют права на получение какого бы то ни было земельного надела. Батраки, кули и трудящиеся крестьяне, без различия пола, имеют одинаковое право на земельный надел. Живущие в деревне и потерявшие работу самостоятельные трудящиеся при согласии крестьянских масс равным образом могут наделяться землей. Престарелые, сироты и вдовы, которые не в состоянии сами работать и у которых в семье нет людей, на иждивении которых они могли бы находиться, должны получать общественную помощь от советского правительства или же о них необходимо позаботиться после земельного передела.
Статья 2. Красная армия является передовым борцом в деле защиты советской власти и свержения господства империализма; независимо от того, существует на родине красноармейца советская власть или же там все еще существует контрреволюционная власть, он должен получить земельный надел, причем об обработке его земли должно позаботиться советское правительство.
Статья 3. Особенностью китайского кулака является то, что он в то же время является помещиком или ростовщиком; его земля также должна быть конфискована. Кулак после конфискации его земли, если он не участвует в контрреволюционной организации и обрабатывает эту землю своим трудом, может быть наделен землей худшего качества по трудовой норме.
Статья 4. Все имущество и земля контрреволюционных организаций и военных организаций белой армии, а также имущество и земля активных участников контрреволюции конфискуются. Однако из этого правила допускаются исключения для тех крестьян-середняков и бедняков, которые по своей несознательности были втянуты в борьбу против советов (что должно быть проверено и признано местным советом). По отношению же к их руководителям, безусловно, необходимо поступать согласно настоящему закону.
Статья 5. I съезд признает, что уравнительный передел всей земли является наиболее последовательным способом уничтожения всех крепостнических, феодальных земельных отношений и пут помещичьей частной земельной собственности.
Однако местные советские правительства ни в коем случае не должны проводить это мероприятие силой, приказом сверху, а должны всесторонне разъяснять его крестьянству. Это мероприятие может быть проведено только при прямой поддержке и по желанию основных масс крестьянства. Если большинство середняков не желает, то они могут не участвовать в уравнительном переделе.
Статья 6. Земли, принадлежащие религиозным организациям и храмам, и другие общественные земли советское правительство должно, безусловно, передать крестьянам. Однако при распоряжении этими землями необходимо заручиться добровольной поддержкой крестьян, чтобы не оскорблять их религиозных чувств.
Статья 7. Зажиточное крестьянство добивается передела земли по средствам производства; I съезд считает, что это контрреволюционные попытки кулаков воспрепятствовать развитию аграрной революции и извлечь пользу для себя. Таким домогательствам должен быть дан решительный отпор. Местные советы, сообразуясь с местными условиями каждой деревни, должны выбирать наиболее выгодный для бедняков и середняков способ земельного передела: или по количеству рабочей силы в семье и одновременно по количеству едоков, т. е. производить передел по смешанному принципу, или наделять середняков, бедняков и батраков поровну по числу едоков, а кулаков - по рабочей силе (т. е. в тех местах, где производится уравнительный передел по едокам, каждый трудоспособный из кулаков получает столько же земли, сколько полагается на едока по едоцкой норме). При переделе земли должна быть принята в расчет не только площадь, но и качество земли (в особенности урожайность). При переделе земли, кроме того, необходимо провести всевозможные земельные реформы, с тем, чтобы создать условия для уничтожения таких феодальных пережитков, как чересполосица, дорожки и тропинки через поля и т. п.
Статья 8. Конфисковать у феодалов, милитаристов, помещиков, тухао и шэньши их движимое и недвижимое имущество, как-то: дома, амбары, скот, сельскохозяйственные орудия и т. п. После наделения землей кулаков у них должны быть конфискованы все излишки скота и сельскохозяйственных орудий. Соответственно интересам крестьян-бедняков и середняков местные советы должны использовать это конфискованное имущество и здания под жилье крестьян-бедняков и середняков, не имеющих жилищ, или же под школы, клубы, для местных советов, партийных и комсомольских организаций, комиссий, красных профсоюзов, групп бедноты и тому подобных организаций. Что касается скота и сельскохозяйственных орудий, то они должны быть распределены по группам или семьям крестьян-бедняков и середняков, или же эти конфискованные сельскохозяйственные орудия по добровольному желанию крестьян должны быть использованы для организации первичных сельскохозяйственных коллективов, или по требованию крестьянства и при согласии советов должны создаваться прокатные пункты сельскохозяйственных орудий и скота для того, чтобы снабжать крестьян-бедняков и середняков необходимыми орудиями для обработки земли. Такие пункты должны находиться в ведении местных советов, а крестьянство может, согласно установленным правилам, вносить соответствующую плату за пользование ими. На ремонт сельскохозяйственных орудий, содержание рабочих пунктов и приобретение новых сельскохозяйственных орудий и скота крестьяне вносят дополнительно определенный процент платы за пользование.
Статья 9. Конфискуя имущество и землю помещиков, тухао и шэньши, в то же время необходимо уничтожить как устные, так и письменные договоры об аренде, аннулировать обязанности и задолженность крестьянства по этим имуществам и землям, а также объявить недействительными все ростовщические долги. Всякие попытки бывших помещиков заключить соглашение с крестьянами о добровольном погашении ими своих долгов должны быть строжайше запрещены революционным законом; крестьянам также не разрешается хотя бы частичное возвращение земли помещикам, тухао и шэньши или частичное погашение долгов.
Статья 10. Все реки, имеющие значение для орошения, озера, леса, пастбища и пустоши находятся в ведении совета, который должен создавать полезные для бедняков и середняков предприятия. Другие мелкие угодья, как-то: тутовые и бамбуковые рощи, чайные поля, должны согласно желанию основных масс крестьянства распределяться между ними для обработки и пользования, так же как рисовые и пшеничные поля.
Статья 11. В интересах действительного и последовательного осуществления аграрной революции I Всекитайский съезд советов объявляет свободу деятельности всех организаций профсоюзов и групп бедноты и признает, что эти организации являются основной опорой советов в деле осуществления всех революционных земельных преобразований.
«Программные документы китайских Советов», М., 1935, стр. 16 - 20.
ЗАКОН О ТРУДЕ, ПРИНЯТЫЙ I СЪЕЗДОМ РАБОЧЕ - КРЕСТЬЯНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕВОЛЮЦИОННЫХ БАЗ (I СЪЕЗДОМ СОВЕТОВ). Ноябрь 1931 года
(извлечение)
Закон о труде являлся осуществлением программы-минимум Коммунистической партии Китая для буржуазно-демократического этапа революции. Он законодательно закрепил за рабочими на территории революционных баз права, которых они были лишены в районах господства гоминдановской реакции. В число прав, кроме перечисленных в приводимом ниже извлечении, входили также: запрещение института подрядчиков - «старшинок» и системы штрафов на предприятиях, введение системы коллективных договоров, социального страхования, свобода деятельности профсоюзов. Благодаря осуществлению всех этих прав материальное положение рабочих в революционных базах было несравненно лучше, чем в гоминдановских районах.
Статья 1. Настоящий закон о труде распространяется на всех работающих по найму в промышленных предприятиях, мастерских и во всех производствах и всякого рода учреждениях (в том числе государственных, кооперативных, частных)...
Статья 6. Наем рабочих производится, согласно коллективным договорам, через профсоюзы и биржи труда. Строго воспрещается производить наем рабочих через подрядчиков, вербовщиков, компрадоров, старшинок и т. п. или какие бы то ни было частные конторы по вербовке рабочих...
Статья 14. Нормальный рабочий день для всех лиц, работающих по найму, согласно настоящему закону о труде, не должен превышать 8 часов.
Статья 15. Рабочий день для подростков от 16 до 18 лет не должен превышать 6 часов, а для детей от 14 до 16 лет - 4 часов.
Статья 16. В опасных и вредных для здоровья отраслях промышленности (например, подземные работы в шахтах, работа со свинцом, цинком и другими вредными веществами) рабочий день должен быть сокращен для рабочих до 6 часов и менее в сутки. Список вредных для здоровья производств и соответственное сокращение рабочего дня в них разрабатывается и публикуется Народным комиссариатом труда.
Статья 17. Для всех рабочих, занятых на ночной работе, рабочее время сокращается на один час по сравнению с нормальным рабочим днем (там, где нормальный рабочий день равен 8 часам, он сокращается до 7 часов; там, где нормальный рабочий день равен 6 часам, он сокращается до 5 часов и т. д.).
Примечание. Ночной считается работа с 9 часов вечера до 6 часов утра следующего дня.
Статья 18. За исключением отдельных случаев, когда существует особое разрешение органов рабочей инспекции и профсоюзов, ни на сезонных работах, ни в одной отрасли промышленности не могут быть допущены сверхурочные работы, превышающие нормированный законом о труде рабочий день.
Статья 19. Каждый рабочий должен регулярно получать еженедельный отдых продолжительностью не менее 42 часов непрерывно.
Статья 20. Рабочие, проработавшие в каком-либо предприятии свыше 6 месяцев, получают отпуск продолжительностью не менее двух недель с сохранением содержания. Рабочие, занятые на вредных производствах, получают в год минимум четырехнедельный отпуск с сохранением содержания...
Статья 22. Накануне дней отдыха и праздников рабочее время не должно превышать 6 часов.
Статья 23. В установленный настоящим законом о труде рабочий день включается перерыв на полчаса или на час для принятия пищи без вычета из зарплаты.
Статья 24. Отпуск, получаемый рабочими и служащими по болезни или в связи с родами, не должен засчитываться в счет отпуска, установленного в ст. 20.
Статья 25. Зарплата всякого рабочего не может быть меньше установленного Народным комиссариатом труда абсолютного минимума зарплаты. Минимум зарплаты для рабочих различных отраслей промышленности пересматривается Народным комиссариатом труда не менее одного раза в три месяца.
Статья 26. Практически ставки зарплаты на всех предприятиях (государственных, кооперативных или частных) устанавливаются в коллективных договорах совместно с рабочими (представителями профсоюзов) и владельцами или управляющими.
Статья 27. За сверхурочные работы, разрешенные органами рабочей инспекции и профсоюзов, рабочие должны получать зарплату в двойном размере.
Статья 28. Работа в дни отдыха или в праздничные дни, разрешенная органами рабочей инспекции и профсоюзов, должна оплачиваться в двойном размере.
Статья 29. Работницы и подростки, выполняющие одинаковую работу со взрослыми рабочими, получают одинаковую зарплату. Рабочее время детей и подростков должно быть сокращенным, но работа их должна оплачиваться согласно ставкам зарплаты, существующим в данной отрасли промышленности, в размере оплаты полного рабочего дня...
Статья 35. В особо тяжелых и вредных для здоровья отраслях женщины, подростки и дети на работу не допускаются. Список производств, на которых запрещен труд женщин, подростков и детей, разрабатывается и публикуется Народным комиссариатом труда (подземные работы в шахтах, каучуковое, свинцовое, медное, ртутное и оловянное производство, плавильни и т. п., лесные работы в слишком высоких местах или слишком низких и т. п.).
Статья 36. Запрещается применять женский труд в тех местах, где нужно переносить тяжести свыше 40 фунтов; если в некоторых производствах переноска тяжестей составляет лишь часть работы, то рабочий день для работницы не должен превышать двух третей нормального дня.
Статья 37. Ночные работы для женщин и мужчин моложе 18 лет, для беременных или кормящих грудью строго воспрещаются.
Статья 38. Всем работницам, занимающимся физическим трудом, до и после родов должен предоставляться отпуск всего на 8 недель с сохранением зарплаты. Женщины-служащие, занятые умственным трудом в учреждениях (как-то: женщины-заведующие, секретари и т. п.), получают до и после родов отпуск всего на 6 недель с сохранением зарплаты. После аборта или преждевременных родов женщина-работница получает двухнедельный отпуск с сохранением содержания.
Примечание. Зарплата за время отпуска до и после родов и по случаю аборта выплачивается предприятием. Там, где уже введено социальное страхование, она выплачивается страхкассой.
Статья 39. За 5 месяцев до родов и в течение 9 месяцев после родов женщины-работницы не могут быть уволены. Без их согласия они также не должны перемещаться на работу в другое место.
Статья 40. Работницы, кормящие грудью, помимо перерыва, установленного ст. 23 настоящего закона, имеют получасовой перерыв через каждые три часа для кормления детей без вычетов из зарплаты. Кроме того, на предприятиях должны быть устроены комнаты для кормления детей и детские комнаты, за счет предприятия приглашаются специальные люди для присмотра за детьми.
Статья 41. Строго запрещается применять труд детей до 14 лет. Наем подростков от 14 до 16 лет допускается лишь с разрешения органов инспекции труда.
«Программные документы китайских Советов», М., 1935, стр. 20 - 26.