Билет № 52 Россия и мировое сообщество в 2000-2010 годах
Современное положение России в мире обуславливается многими факторами, которые условно их можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам можно отнести следующие процессы, происходящие в мире:
1) Изменения в расстановке и характере мировых сил, происшедшие в начале 90-х годов нынешнего столетия. Эти изменения проявились в следующем:
Во-первых, в прекращении военно-политического союза социалистических стран - Варшавского договора, экономического союза - Совета экономической взаимопомощи. Бывшие социалистические страны Восточной Европы отказались от социалистической идеи и взяли курс на западный, либеральный вариант модернизации. Противостояние двух общественных систем и их военно-политических союзов - Варшавского договора и НАТО, характеризовавшее мировое общественное развитие во второй половине 20-го столетия кануло в лету. Победу одержали силы, ориентирующиеся в общественном развитии на рыночную экономику, демократию, права и свободы человека и гражданина.
Во-вторых, - в развале Советского Союза, который был лидером блока стран, избравших вариант социалистической модернизации. На базе бывших союзных республик образовались независимые суверенные государства, признанные таковыми мировым сообществом. Развал СССР усугубил деградационные процессы (см. 11.2), было потеряно единое экономическое пространство, разорваны старые хозяйственные связи, альтернативам которым в советском плановом хозяйстве не было. Территория бывшего СССР стала ареной выяснения отношений между молодыми независимыми государствами, отношения между которыми ещё не устоялись.
В-третьих, - в усилении влияния на мировое общественное развитие военно-политического блока НАТО и США. Об этом свидетельствуют события в бывшей Югославии, на Ближнем Востоке. США стремится к однополюсному миру и опираясь на силу, проводит грубый передел мира.
2) Изменения геополитического положения Российской Федерации, неоднозначный характер ее международного положения. Это проявляется в следующем:
Во-первых, если раньше, будучи в составе СССР, Россия на западе, юго-западе, частично на юге граничила с союзными республиками, то в настоящее время она вошла в непосредственное соприкосновение с самостоятельными государствами, некоторые из них пытаются вступить в блок НАТО. Центральный экономический район, в который входит Москва, стал приграничным. Продвижение НАТО на восток ухудшает геополитическое и военно-стратегическое положение России
Во-вторых, объявив себя правопреемницей СССР в международных делах, Россия взяла на себя все обязательства Советского Союза. Международное сообщество признало это и считает Россию одной из ведущих ядерных держав мира. США и европейские страны НАТО уточнили свои военно-политические установки и отказались видеть в новом Российском государстве своего противника. Как указал Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию: "Впервые в ХХ веке для России нет военной реальной угрозы. Сегодня на российские города не нацелено самое мощное ядерное оружие" . Россия также выступила с заявлением относительно отказа от "образа врага", существовавшего в прошлом. "Россия и США осуществляют беспрецедентные по глубине сокращения стратегических вооружений." .
В-третьих, Россия принята в Совет Европы, что означает признание этой старейшей европейской организацией реального продвижения ее к правовому, демократическому государству, Россия заключила не имеющее аналогов по охвату и глубине Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом. При этом европейские и российское общество находятся на разных уровнях развития, у них разные базовые потребности, и требования и приоритеты ЕС для России выглядят несвоевременными или несуразными, как требование об отмене смертной казни. Поэтому принятие России в ЕС является не сколько практичным, сколько символическим событием.
В-четвертых, Россия является участником многих международных форумов, на которых решаются наиболее важные вопросы международной жизни. Благодаря ее активной позиции удалось обеспечить бессрочное и безусловное продление Договора о нераспространении ядерного оружия, а также провести в Москве в апреле 1996 года саммит руководителей ведущих стран мира о ядерной безопасности. В то же время Россию не принимают в клуб ведущих индустриальных стран мира в качестве его полноправного члена, не прислушиваются к ее голосу и по поводу продвижения НАТО на восток, "В ряде стран раздаются призывы к игнорированию, а то и прямому противодействию законным российским интересам в СНГ, в ходе югославского урегулирования, в вопросах баланса обычных вооружений в Европе, сохранения действенности Договора по ПРО"
В-пятых, удалось создать политические и правовые условия для расширения экономического сотрудничества России с международными финансовыми и торгово-экономическими организациями, общественными зарубежными странами и регионами, для выхода российской экономики на новые рынки и сохранение позиций на многих традиционных, особенно со странами АСЕАН, Персидского залива. Тем не менее, иностранные инвесторы не спешат вкладывать деньги в российскую экономику, частокол различных, в том числе дискриминационных процедур, выстроен на пути российского экспорта, США теснят Россию с международных рынков по продаже оружия. Разорваны многие экономические связи с бывшими партнерами по Совету экономической взаимопомощи и Советскому Союзу. Тяжелым грузом, давящим российскую экономику, является доставшийся от СССР внешний долг в размере 64,3 млрд. долларов.
Таким образом, наряду с признанием и укреплением авторитета России на международной арене, остается много проблем, усложняющих реализацию ее внешнеполитических интересов. Это, естественно, сказывается на тех социальных изменениях, которые сегодня происходят в Российском обществе.
А каковы внутренние факторы? К ним можно отнести следующие:
1) Невыгодные стартовые позиции развития России как самостоятельного государства. Она, как и другие союзные республики, к началу 1990-х годов была в глубоком кризисе. Причем, кризис охватил не только экономику Советского Союза, но и политику, социальную структуру и культуру общества. Что, в конце концов, привело к его распаду.
2) Отсутствие у руководства страны научно обоснованной как долгосрочной, так и краткосрочной программы выхода из кризисного состояния, реформирования Российского общества.
Приступая к так называемым реформам, новое российское руководство в основном боролись с Коммунистической партией России, будучи сами выходцами из компартии. Главная задача политики того времени – слом советского государственного аппарата. Окончательная победа этой политики – это события октября 1993 года. С этого момента, принятия Конституции в 1993 году началась новая эпоха России. Однако в строительстве новой политической системы, в том числе и государственной власти, не было четких целей и задач. Приступая к построению рыночной экономики, власть не имела представления об особенностях функционирования и развития обществ с рыночной экономикой; в итоге приходилось двигаться на ощупь, методом проб и ошибок, и только на своих ошибках, на набивании шишек пришёл опыт.
Реформирование общества осуществлялось непоследовательно, с издержками. Кризис не преодолен до настоящего времени. Продолжается снижение валового внутреннего продукта, спад промышленного производства. Доходы населения в аграрном секторе и бюджетной сфере крайне низки. Государственные расходы не соответствуют потребностям населения, а попытки их повышения, не подкреплённые ростом производства, приводят к инфляции. Не реализуются социальные и экономические права большинства населения. Безудержно растет преступность. Всё это говорит о том, что руководство страной "методом проб и ошибок" существенно осложняет модернизационные процессы.
3) При всех издержках в политике властей наметились положительные тенденции в развитии российского общества, что вселяет надежду на преодоление кризиса и позитивные изменения в жизни россиян.
В экономической сфере:
С 1995 года экономика не находится в состоянии гиперинфляции, от которой страдало всё общество. Ценой жестокого спада производства и падения денежной массы инфляцию удалось погасить. Последний рост инфляции в 2000-2001 годах связан с попыткой правительства повысить государственные расходы, сюда относятся и популистские меры, результаты которых сводятся на нет инфляцией.
При общем спаде производства возросло производство в отраслях, ориентированных на экспорт. Правда, здесь велика доля ТЭК, который помогает свёрстывать бюджет, но выдавливает из российской экономики другие отрасли, стратегически более выгодные, так как их продукция имеет большую себестоимость.
Впервые за десятилетия в России негосударственный сектор занял доминирующее положение в экономике. Производительность труда в частном секторе выше, чем в госсекторе, численность занятых в котором не регулируется рыночными методами. Эффективнее других работают предприятия с участием иностранного капитала; так что иностранный капитал не так и мешает российской экономике.
Укрепился рубль, и увеличилась доля российской валюты в совокупной денежной массе, обслуживающий экономику. Меры по укреплению рубля даже зашли слишком далеко, что и вызвало кризис августа 1998 года.
Растёт объем внешнеэкономической деятельности, что неудивительно при курсе правительства на открытую экономику, привлечение иностранных инвестиций и важную роль экспортных отраслей в формировании российского бюджета.
В целом после 1998 экономика стала предсказуемой.
В политической сфере:
предотвращен распад России, развеян призрак гражданской войны. Ведётся борьба с силами исламского фундаментализма в Чечне, которые пытались построить там криминально-террористическое государство, территория которого использовалась бы против России.
заложены конституционные основы российской политики, которые обеспечивают стабильные правила отношений между властями.
начато движение к созданию подлинно федеративного устройства государства, региональное и местное законодательство приводится в соответствие с федеральным.
заложена правовая основа российской государственности, в стране существует полная свобода политической, общественной, профсоюзной деятельности, свобода совести, слова, печати, информации, свобода собраний, демонстрации и митингов;
восстановлены в правах миллионы людей, невинно пострадавших от политических репрессий;
Россия на деле стала открытым государством. Больше нет проблемы въезда в страну – российское миграционное законодательство является одним из самых либеральных в мире, что неудивительно, учитывая текущую демографическую ситуацию. Проблема выезда из России существует благодаря суровому иммиграционному законодательству в развитых странах.
В сфере идеологии и информации:
произошёл переход от идеологической монополии и обслуживающей ее цензуры к принципу плюрализма идей, мнений и движений.
исключено государственное принуждение в сфере культуры;
восстановлено единство двух ветвей нашей культуры: советской и русского зарубежья. Прежде запрещенные или гонимые произведения вышли из подполья. Они доступны самой широкой аудитории. Налажен информационный обмен.
после многих десятилетий снят запрет с библии, корана и других священных книг, что способствует многовариантности самовыражения личности и росту терпимости в обществе.
4) К числу внутренних факторов социальных изменений следует отнести и самобытность российского общества. Во-первых, единая российская нация ещё только формируется из населяющих Россию более сотни народов. Одной из задач реформирования российского общества - обеспечить каждому народу всестороннее и свободное развитие.
Во-вторых, базовые ценности россиян, складывающиеся веками, не отвечают реалиям современного общества, институты которого уже формируются в России. Большинство населения не ориентируется в работе этих институтов, отчуждена от них и поэтому озлоблена.
Патернализм. Большинство населения России ищет защиту и опору в государстве, государство выступает в их глазах гарантом и ответчиком относительно большинства социальных функций. Что не соответствует современным реалиям: современное общество настолько сложно, что какое-либо управление сверху затруднительно и малоэффективно. Людям стоит рассчитывать на свои силы, а не надеяться на государство и обвинять его во всех бедах. Патернализм можно рассматривать как вариант негативной адаптации, близкой к иждивенчеству.
Эгалитаризм. Его максиму можно представить следующим образом: пусть лучше все будут бедными, чем кто-то один – богатым. Из базовых ценностей эгалитаризм оказался самым слабым, под воздействием модернизационных процессов он разлагается, но одна из важнейших его компонент – недоверие и антипатия к богатым, преуспевающим, хорошо одетым людям – остался. Эгалитаризм сковывает инфильтрацию, создаёт психологический дискомфорт вокруг позитивно адаптирующихся людей.
Антизападничество. Большинство населения недоверчиво и настороженно относится к западной цивилизации, многие воспринимают её как конкурента, соперника, врага. Адекватное отношение существует и на Западе к России, там Россию больше считают отсталой страной, захолустьем на отшибе (сугробы, медведи, пьяницы и казнокрады). Но больше антизападничество – результат воздействия исторической памяти: за историю отношений Россия и Европа редко жили мирно и тем более дружески. Антизападничество не представляло бы проблемы, если бы Россия была самодостаточной цивилизацией, ориентированной на собственную систему ценностей. Но с XVIII века Россия представляет собой относительно открытое общество, которое более всего контактировало как раз с западной цивилизацией; более того, российская элита неустанно делала попытки заимствовать фрагменты западного общественного устройства; подобное происходит и сейчас. В ситуации, когда происходит глобализация вокруг западной цивилизации, антизападничество является движением против ветра, негативным мировоззрением, на основании которого не будет построена собственная социокультурная система и благодаря которому гораздо медленнее и противоречивее пойдут модернизационные процессы.
Нетерпимость. Это во многом психическое свойство объясняют частыми войнами в российской истории и особенностями религиозной доктрины православия. Как форма социальных отношений нетерпимость адресована ближайшему окружению субъекта и подрывает основы социального взаимодействия. В современном обществе и отдельному человеку, и организации проблемно достигнуть каких-либо результатов без налаженной гармоничной системы социального взаимодействия. Толерантность является одним из важнейших приоритетов современного человека, условием его присутствия во многих группах и гармоничного развития.
Социокультурные изменения являются наименее динамичными, но их динамика наиболее значительна по отношению к обществу в целом. Эволюция базовых ценностей россиян в сторону модерна сделает процессы развития российского общества устойчивыми.