Великие географические открытия 7 страница

Таким образом, социально-экономический строй Швейцарии характеризовался наличием, с одной стороны, значительных пережитков общинно-патриархальных отношений, особенно в сельских кантонах и, с другой стороны, развитием цехового ремесла и зачатками капитализма в городских. В целом капиталистические формы развития торговли и промышленности в Швейцарии были развиты слабо.

Почему именно в этом регионе утвердились наиболее радикальные реформационные учения: цвинглианство и кальвинизм? Вероятно, этому способствовало несколько причин:

во-первых, неравномерность экономического развития Швейцарского союза дополнялось государственно-правовым неравенством внутри конфедерации. А именно, лесные кантоны имели больше политических прав и привилегий, чем городские;

во-вторых, внутриполитическая обстановка в государстве значительно осложнилась в связи с проблемой наёмничества. Городские кантоны выступали против наёмничества, это и понятно, буржуазии нужны свободные рабочие руки. Лесные (сельские) кантоны, жили за счет наемничества;

в-третьих, в Швейцарии широкое распространение получили демократические и гуманистические идеи. Базельский университет испытывал влияние гуманистических кружков юго-западной Германии;

в-четвертых, позиции католической церкви были в швейцарских кантонах не столь сильными, как в других странах.

2. Ульрих Цвингли и его учение, распространение Реформации цвинглианского толка

Несколько слов о биографии Цвингли. Ульрих Цвингли родился в 1484 году в крестьянской семье. Закончил два университета, в Вене и Базеле. Участвовал в военных походах швейцарских наёмников в качестве полкового священника, отсюда его отрицательное отношение к наёмничеству. Впервые с критикой католицизма Цвингли выступил в 1516 году. Как известно, Мартин Лютер опубликовал тезисы на год позже, в 1517 году. Это обстоятельство привело к дискуссии ученых: кто же был первым реформатором Лютер или Цвингли? Спор начался ещё современниками саксонца и гражданина Цюриха и продолжался до конца XVIII столетия, когда великая француженка мадам де Сталь заявила, что Реформация не бунт против злоупотреблений, а “революция, произведенная идеями”, тем самым знаменитая писательница "сняла" проблему первенства, заострив внимание на революционности Реформации.

В учениях Лютера и Цвингли было немало общего: во-первых, они оба выступали за дешёвую церковь; во-вторых, оба утверждали, что религиозная истина есть только в Священном Писании, а не в Предании; в-третьих, оба требовали секуляризации церковных земель; в-четвертых, оба считали, что светская власть выше духовной – отсюда церковь должна быть национальной; в-пятых, оба выступали за причащение всех верующих хлебом и вином.

Чем их программы отличаются? Отличия основываются на политических, социальных воззрениях реформаторов.

а) По вопросу устройства церкви взгляды Лютера претерпели определенную эволюцию. В начальный период своей деятельности доктор Мартин допускал выборность священника религиозной общиной, т.е. был "умеренным республиканцем". В дальнейшем он разочаровался в волеизъявлении масс и полагал, что князья должны сами назначать общине пастыря ("либеральный монархист"). Тем самым Лютер ставил церковь под контроль государства. Ульрих Цвингли – убежденный республиканец. По учению Цвингли, церковь должна быть основана на демократических началах. То есть, проповедники в цвинглианской церкви должны избираться прихожанами из числа светских лиц, а сама церковь подчиняться выборным властям, т.е. магистрату города.

б) Главный тезис Мартина Лютера “об оправдании одной верою”. Исходя из него бывший августинский монах разделил жизнь человека на внешнюю и внутреннею религиозность. Учение Лютера для него самого стало догмой. Он говорил: "Живу, чтобы верить". В Реформации он выступает, прежде всего, как теолог. В своих теоретических изысканиях и практической деятельности доктор Мартин был бескомпромиссен.

Ульрих Цвингли разделяет лютеровское положение "об оправдании верою". Однако, для швейцарского реформатора вера – не самоцель. Он часто повторял: “Верю, чтобы познать”, т.е. у него светское начало в человеке выше религиозного, для Цвингли характерна большая терпимость, мягкость, гуманность. Т.е. в реформационном движении он выступает, прежде всего, как гуманист.

в) Лютер защищал политические интересы немецкого бюргерства, причём консервативной его части (как считали историки традиционной советской школы), отсюда и будущий союз доктора Мартина с князьями. Цвингли тоже бюргерский реформатор, но радикальной части бюргерства, он делает даже некоторые уступки швейцарским анабаптистам (т.е. крестьянству). Дело в том, что Цвингли считал: “всё, чем владеют люди, в том числе и богатством, есть милость Божья, и нужно уметь этим распорядиться”. Лишнее нужно отдать, навсегда или на срок. Частная собственность должна охраняться, особенно мелкая частная собственность. Отношение к собственности связано с религиозно-этическим идеалом Цвингли, в частности с идей божественного Провидения. Она была близка будущей теории Жана Кальвина “об абсолютном предопределении”. Эти и другие положения углубляли разногласия между Лютером и Цвингли. В 1529 году Лютер выступил против Цвингли. Друзья-гуманисты пытались примирить реформаторов. В октябре 1529 года в городе Марбурге состоялся диспут между Лютером и Цвингли. Однако примирение и после диспута не состоялось. Цвингли готов был пойти на уступки, “со слезами протягивая руку Лютеру, но Лютер остался непреклонен", – пишет Т.Н.Грановский.

Как шла Реформация в Швейцарии? В 1523 году Цвингли в подражании Лютера обнародовал 67 тезисов. Весьма притягательными из них были два: об отрицании всех притязаний церкви на светскую власть; о частичной отмене феодальных повинностей крестьян.

Эти два тезиса первоначально привели в лагерь Цвингли не только радикально настроенные бюргерско-буржуазные слои, но и крестьянство. Магистрат Цюриха начал осуществлять реформу католицизма в духе Цвингли. В первую очередь была проведена секуляризация церковных земель, начали закрываться монастыри. Но что любопытно, монастыри закрывались, а монастырские крестьяне продолжали платить ренты, но теперь уже в пользу магистрата. Это привело к тому, что швейцарские анабаптисты (крестьянско-плебейское направление Реформации по традиционной марксистской схеме) покинули лагерь сторонников Цвингли. Социальная база цвинглианства сужалась. В 1526 году Реформация в Цюрихе завершилась, в 1528 г. цвинглианскими стали Берн и Базель. Цвингли хотел создать в центре Швейцарии союз из протестантских кантонов. Это привело к двум т. н. Каппельским войнам. Первая война началась в 1529 году, Цвингли повел к Каппелю хорошо организованную армию и сломил сопротивление лесных кантонов. Вторая война 1531 года имела иные результаты. Лесные и горные кантоны объявили войну Цвингли. Берн из зависти к политическому влиянию Цюриха не подал ему руки, вся тяжесть войны пала на один город. Две тысячи горожан под началом Цвингли выступили в поход. При Каппеле сошлись 2 тысячи цвинглианцев и около 8 тысяч их противников. Немногие из сторонников Цвингли остались живы, в числе убитых был и Цвингли. “Даже враги его не могли отказать ему в уважении и некоторые в слезах”, – напишет неизвестный хронист. В 1532 году состоялся религиозный мир между городскими и сельскими кантонами по тому же принципу “чья земля – того и вера”, а цвинглианская реформация осталась чисто швейцарским явлением вследствие ее особого национального оттенка. Однако на земле Швейцарии расцвело еще одно религиозное реформаторское учение – учение Кальвина.

3). Жан Кальвин: вероучение, церковь, государство

После военного поражения Цюриха центр реформаторского движения в Швейцарии переместился в юго-западную часть страны, в город Женеву. В начале XVI века у власти в Женеве находились прогрессивные бюргерские круги. Женева занимала особое положение в Швейцарском союзе:

1) это город французский, здесь жило много переселенцев из Франции;

2) на протяжении нескольких веков Женева была имперским городом;

3) в XVI веке имперские свободы сокращаются – Женева попала под влияние епископа;

4) во второй трети XVI столетия она стала центром кальвинизма.

Кто же такой Жан Кальвин (1509- 1564)?

Жан Кальвин латинизированное имя от французского Ковен. Он родился в Пикардии (Северная Франция) в семье юриста. Отец служил юристом у местного епископа в Нуайоне. Будущий реформатор окончил университет в Бурже, знал многие языки (в том числе латынь и греческий). Т.Н.Грановский полагал, что из Пикардии вышло немного людей “строгой, неумолимой диалектики” (в том числе лидеры французской буржуазной революции конца XVIII столетия). Национальный характер пикардийца хорошо показан в романе А. Дюма "Три мушкетера", хитрый Планше, слуга де Артаньяна был из Пикардии.

Исследователи считают, что в протестантизм Кальвин перешёл в 1534 году, хотя эта дата в известном смысле условна. Дело в том, что уже в 1529 году, слушая в Париже лекции по истории права и богословия, он обратил на себя внимание неосторожной смелостью, с какой проповедовал в Париже протестантское учение (в университете он получил прозвище accusatives – "обвинительный" падеж). Через некоторое время Кальвин вынужден был бежать из Парижа, побывал во многих местах. Некоторое время провел в Ферраре (Северной Италии), позднее встречался со многими представителями французского правящего дома. Даже “сестра короля (Франца I) Маргарита Наваррская не отказала ему в своем участии”, – читаем в лекциях Грановского.

В 1536 году Жан Кальвин прибыл в Швейцарию, в Базеле вышел его основной теолого-философский труд “Наставление в христианской вере”. В этом же году, поехав погостить по предложению своего друга Фареля в Женеву на один день, Кальвин остается там на всю жизнь, хотя были перерывы.

В первые годы (1536-1537) в Женеве было крайне неспокойно. Хотя у власти находились реформаторы, однако Женева стала ареной политической борьбы между сторонниками умеренной бюргерской реформы, смешанного лютеранско-цвинглианского толка, с одной стороны, и анабаптистами – с другой. Кальвин в должности "лектора Священного Писания" вмешался в борьбу на стороне первых. Но, был не понят!

Женевские бюргеры были недовольны “теократическими” идеями Кальвина и выгнали непоседливого француза. В 1538-41гг. Жан Кальвин провел “в изгнании” в Страсбурге, в 1541 с триумфом был возвращен в Женеву и окончательно возглавил новое протестантское вероучение – кальвинизм. Под давлением Кальвина женевский магистрат утвердил новую церковную организацию. Методы, которыми насаждался кальвинизм, были в духе инквизиции, главным методом "женевского папы" стало насилие. Кальвин добился мелочного и придирчивого надзора за гражданами. Все противники его учения подвергались изгнанию, наказанию, даже смертной казни. В 1547 году протестанты подали католикам дурной пример, за ересь был казнен Ж. Грюэ, (он назвал Кальвина комедиантом, который хочет занять место папы). Через 6 лет, в 1553 году был сожжен на костре испанский врач Мигель Сервет. Этот поступок Кальвина не подлежит оправданию. В 1559 году для экспорта своего учения за границу Кальвин создает в Женеве специальную академию для подготовки кальвинистских священников.

В целом деятельность Кальвина и его сторонников способствовала распространению кальвинизма во Франции, Англии, Нидерландах, части Германии, Венгрии, Польши. Впоследствии кальвинизм стал знаменем ранних буржуазных революций в Нидерландах и Англии.

Что собой представляло новое вероучение? Выше уже отмечалось, что Лютер в первую очередь теолог, Цвингли – гуманист. Кальвин соединяет теологию с политикой. Некоторые отечественные историки полагают, что Кальвин – теократ, и в своем основном труде “Наставление в христианской вере” он не выдвинул принципиально новых идей, а лишь систематизировал идеи Лютера, Цвингли и других реформаторов.

Можно согласиться с общепринятым положением отечественной историографии, что кальвинизм с момента своего возникновения наиболее полно выражал потребности бюргерства в “дешёвой” церкви. Вместе с тем он был лишён родимых пятен лютеранства – умеренности и компромисса, а также терпимости и общей гуманистической направленности Цвингли. Общины кальвинистов – это не только молельные дома, но и политические клубы, где молодая, энергичная буржуазия вырабатывала свои требования политического характера. В дальнейшем они будут написаны на знаменах первых буржуазных революций.

В основе кальвинизма лежат два догмата: догмат об абсолютном предопределение и догмат о Божественном невмешательстве в закономерности мира. "Абсолютное предопределение" Кальвина опиралось на лютеровский тезис "об оправдании верой" и цвинглианский «верю, чтобы знать”. И знаменитый саксонец, и житель Цюриха разрабатывали концепцию Божественного провидения. На базе этой концепции и строится абсолютное предопределение Жана Кальвина. Что представлял собой этот догмат? Согласно абсолютному предопределению, Бог еще до сотворения мира предопределил людей: одних к спасению, других – к гибели; одних – к райскому блаженству, других – к вечным мукам ада. И этот приговор Бога абсолютно неизменим. Но! Самое интересное! Люди не знают волю Бога. Так как никто не знает, куда он попадет после смерти, то все обязаны терпеливо трудиться, чтобы оказаться достойными своего возможного спасения, если оно произойдет.

Однако здесь Кальвин делает первую оговорку: хотя человек и не знает о своей судьбе после смерти, но по отдельным признакам, он может догадаться о ней. Кальвин говорит, что удача в жизни – это верный признак того, что человек предопределен Богом к спасению. Неудачник же – это человек, от которого Бог отступился. Таким образом, догматом о предопределении Кальвин заключает: “Всякое богатство есть благо. Для Бога должны вы работать, чтобы разбогатеть”. Так молодая религия освящала дела и чаяния не менее молодой буржуазии.

По Библии веками проповедовалась неоспоримая истина, устраивающая простых людей: “легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное”. Из-за нее средневековые толстосумы, страшась смерти, завещали церкви все, что накопили за жизнь. Но! Это было ранее. Кальвину своим первым тезисом удалось протащить верблюда через игольное ушко, а богача – в царствие небесное, т.е. рай. Предприниматели и купцы охотно верили Кальвину, ибо чувствовали себя избранниками Бога. Однако это учение могло не понравиться бедным и несчастным. Здесь женевский реформатор делает вторую оговорку: и для бедного человека открыта та же дорога, по которой идут богачи. Если бедняк будет работать не за страх, а за совесть, то он сам будет преуспевать и станет богатым. Если не сможет стать богатым и Бог не отметит его в мирской жизни, то уже хоть чуть-чуть вознаградит в загробной. Эта оговорка должна была увеличить усердие и послушание страждущих. И она оказалась намного долговечнее самого Кальвина.

В духе первого догмата Кальвин проповедовал “мирской аскетизм”, крайнюю бережливость на грани со скопидомством, сокращение числа религиозных праздников и выходных дней. Католикам запрещалось работать 120 дней в году, именно столько занимали религиозные праздники и воскресенья. У Кальвина, кроме воскресных дней, всего шесть праздников в году. В период первоначального накопления, когда размеры капиталов были относительно невелики, а главный доход зависел от скорости оборота прибыли, до праздников ли было? Максимальная капитализация прибавочной стоимости и минимальные личные расходы в духе капитализма. А пословица “живи бедно, но умри богатым” в духе Кальвина и кальвинизма.

Второй тезис о “божественном невмешательстве в закономерность мира”, т.е. в земную жизнь. Что это значит? Это означало, что жизнь общества идет по земные законам и Бог прямо и непосредственно в эту жизнь не вмешивается, поэтому человек многое может решить, сделать, создать сам. Человек – творец, хотя и не свободен об божественного предопределения. Как видим, это положение весьма противоречиво. Второй тезис скорее дополнял и разъяснял первый, чем был самостоятельным. Так, Кальвин писал, купец, его жизнь, его труд – это мирское призвание (а не божественное), это мирской долг. Но если он от своего мирского долга отказывается, не использует свои возможности разбогатеть, то он совершает грех. (Тут уже пошли оговорки). В свете этих установок кальвинизма благородство происхождения, знатность, титулы – все теряло свое значение. Главным оставалось одно богатство человека – его действия, его труд по умножению своего состояния, а князь он, или раб – это не имеет значения.

Таким образом, молодая буржуазия получила обоснование своих прав на руководящее экономическое и политическое положение в обществе. И не только буржуазия. Не будем следовать жесткой марксистской схеме. Богу угоден любой человек труда. Нужно относиться к труду, к профессии, как к призванию. Макс Вебер считал, что это положение протестантской трудовой этики встречается уже у Лютера, Кальвин же его дополняет и уточняет.

Кальвин не только идеолог, но и политик. С 1541 года в Женеве под его руководством перестраивается вся жизнь и быт горожан. Правилом жизни женевцев стал призыв: “молись и работай”. Последователи Кальвина объявили войну театру, праздникам, художественной литературе, искусству. Они носили темные одежды, избегали украшений. Один из английских пуритан-кальвинистов писал, что “пение и танцы – это шаг на пути к адской бездне”.

За всеми предписаниями кальвинизма зорко следила созданная реформатором церковь. Какая же церковь Жана Кальвина? Сначала женевский реформатор не хотел создавать специальную церковную организацию, но борьба с оппозицией – католической и “еретической”, а также боязнь анабаптистов заставила Кальвина пойти на создание церкви. При этом великий реформатор стремился лишить простого обывателя, рядового человека всякого права на собственное мнение. “Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего”.

Формально церковь, созданная Кальвином, строилась по республиканскому принципу и имела определенные черты “демократического централизма”. Давайте посмотрим, как выглядела ее структура?

Согласно "Церковным установлениям" управлять церковными делами должны были проповедники, учителя, пресвитеры (старшины) и дьяконы. Последние заведовали благотворительной частью. Главная роль в церковном управлении принадлежала проповедникам. Они должны были "возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старшинами налагать церковные наказания. "Проповедник представлялся городскому совету коллегией проповедников (конгрегацией) и был лицом духовного звания. Совет имел право одобрить выбор духовенства или отвергнуть его. Далее церковная община могла (в теории) не согласиться с той или иной кандидатурой, однако на практике все сводилось к простому одобрению. Другого Кальвин просто не допустил бы.

Важнейшим звеном учреждений Кальвина была консистория, или коллегия старшин. Это было учреждение и светское и духовное, нечто среднее между инквизиционным трибуналом и судебной инстанцией, ярко воплотившее в себя теорию Кальвина о тесной связи между церковью и государством. В нее входили проповедники и старшины (12 человек). Старшины были людьми светскими и избирались из среды членов малого городского совета. Если возникали какие-либо недоразумения по догмам кальвинизма, тогда собирались на свои съезды-собрания проповедники. Эти съезды назывались сначала конгрегациями, позднее синодами, здесь проводились консультации по догматике кальвинизма. У такой церковной организации было одно преимущество – она действительно была дешёвой. “Республиканский принцип” и так называемый “демократический централизм” эволюционировали в формальное право свободного выбора пастора и жесточайшую дисциплину, и беспрекословность подчинения низших церковных структур высшим. Об этом с насмешкой говорил великий Вольтер: "Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир”. Женева времен Кальвина действительно напоминала монастырь, где властвовал деспотичный реформатор. Французы не зря прозвали Кальвина “женевским папой”. Так же как и римский папа, Кальвин не признавал чужих взглядов, был нетерпим к инакомыслию. Отсюда его реформаторское учение имело немало контрреформаторских последствий.

Это отразилось на политических взглядах женевского реформатора. Как же он мыслил себе оптимальный государственный строй? Кальвин считал, что “государство также необходимо человеку, как воздух”. Какие формы государства знала Западная Европа времен Реформации? Их немного: монархия и республика. Долгое время Кальвин, француз по национальности, надеялся на то, что французский король поддержит гугенотов (французских кальвинистов) против католиков. Когда же его надежды не оправдались, Кальвин порицает монархию, называя ее тиранией. Он даже полагал, что тиран и его правительство понесут наказание от Бога, что противоречило его второму тезису о божественном невмешательстве в земные дела. Выбор невелик, остается республиканский строй. Но республика предполагает наличие демократических органов. Жан Кальвин отрицательно относился к демократии: невежественная толпа не способна разумно управлять государством. А поэтому лучше всего доверить управление небольшой группе избранных и просвещенных людей. Кем они избраны? Вероятно, аристократией. Значит, Кальвин отдает предпочтение республике, республике аристократической. Собственно на этих принципах и строилась политическая власть в Женеве.

Таким образом, кальвинизм сложился как стройная и достаточно последовательная система взглядов молодой буржуазии в период раннего капитализма и первоначального накопления капитала. Так как буржуазия интернациональна в своем историческом дебюте, то и кальвинизм стал интернациональным учением, в отличие сугубо национального цвинглианства. Поэтому неудивительно, что над знаменем кальвинизма прошли нидерландская и английская революции. Однако кальвинизм содержал в себе и реакционные моменты. И это сделало его приемлемым не только для буржуазии, но и для феодальных кругов ряда стран Западной Европы. Они использовали республиканские принципы кальвинистской организованности для объединения феодальной оппозиции королевскому абсолютизму. Примером являются французские дворяне-гугеноты, политические ценности которых отличались от ценностей гугенотов религиозных, выходцев из среды горожан. Подобными же соображениями руководствовались и князья Германии, Венгрии, Польши и Шотландии. Кроме идей сепаратизма и феодальной вольницы, они использовали кальвинизм для улучшения своего материального положения. Для всех них заманчивой была идея секуляризации церковных земель и имуществ. Об этом речь пойдет в последующих лекциях.

Л Е К Ц И Я 8

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ, ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ КАТОЛИЦИЗМА КАК РЕАКЦИЯ НА РЕФОРМАЦИЮ

1. Католическая реакция и ее характер. Историография проблемы.

2. Орден иезуитов и папская инквизиция.

3. Тридентский собор, успехи контрреформации во второй половине XVI-начале XVII вв.

Литература

1. Хрестоматия по истории средних веков //Под ред. Грацианского Н.П.и Сказкина С.Д.-М., 1950 .- Т. 3.

2. Гергей Е. История папства. - М., 1997.

3. Григулевич И.Р.Инквизиция. - М., 1985.

4. Карев А.В.,Сомов К.В. История христианства.- М., 1990.

5. Ковальский Я.В. Папы и папство.- М., 1991.

6. Лемэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI века в новом освещении // ВИ.- 1995.- № 10.

7. Лозинский С.Г. История инквизиции в Испании. - СПб., 1914.

8. Лозинский С.Г. История папства.- М., 1986.

9. Михайловский. Сервет и Кальвин. - М., 1883.

10. Михневич Д.Ю. Очерки из истории католической реакции. - М., 1955.

11. Дюма А. Королева Марго (люб. изд).

12. Мериме П. Хроника времен Людовика XI (люб. изд).

13. Цвейг С.Мария Стюарт (люб. изд).

14. Шиллер Ф. Мария Стюарт (люб. изд).

1. Католическая реакция и ее характер

Реформация и крестьянская война в Германии, успех Реформации в Швейцарии затронули все страны Западной Европы. Католическая церковь, некогда незыблемая, была подвергнута осмеянию. Скандинавия была охвачена Реформацией, которой покровительствовала королевская власть. Откололась от римско-католической церкви безбожная Англия. Здесь, как и в Дании, и в Скандинавии короли щедро раздавали (или продавали) церковные владения дворянству. Основательные и бережливые бюргеры Германии и Нидерландов решительно отвергали все церковные поборы и вымогательства, а немецкие и австрийские крестьяне надеялись вместе с духовенством "прижать" и своих собственных дворян. Реформационное движение одерживало все новые и новые победы, оно угрожало даже папским владениям в Италии. Даровитый дипломат папской канцелярии Джованни Мороно писал: "Не следует забывать, что в воздухе носится еретическая зараза, все спорят и толкуют вкось и вкривь о догмах церкви, всякий считает себя теологом и предлагает какие - то нововведения в религии".

Распространению Реформации способствовали образованнейшие люди разных стран. Ученые-гуманисты, даже оставаясь католиками, подвергали резкой критике моральные устои папского Рима, католических монашеских орденов, высшего и низшего клира. Казалось, что никогда еще церкви не угрожала такая опасность, как в 30-40=е годы XVI века. Казалось, она вот-вот рухнет под натиском своих многочисленных врагов. Эту угрозу не могли не ощущать сами церковники и их сторонники. Как уже отмечалось, реформационное движение в Европе не было единым. В нем, по меньшей мере, можно выделить три направления: королевско-княжеское; бюргерско-буржуазное; крестьянско-плебейское. Каждое из них понимало Реформацию по-своему, дополняло теорию своими практическими действиями, вкладывая в них свои мечты и идеалы. Эти практические действия предполагали изменения не только католической церкви, но и существующей жизни. Активизация крестьянско-плебейского лагеря вылилась в невиданное по масштабу крестьянское восстание, войну 1524-1525 гг. Выступление крестьянства заставило многих государей Европы вернуться в лоно католицизма, таким образом, папский Рим нашел в их лице своих надежных союзников.

Вслед за Реформацией папство возглавляет религиозно-политическое движение, направленное против Реформации, то есть Контрреформацию.

Как же это историческое явление оценивается в историографии?

1. Грановский Т.Н. и русская историческая школа термин "контрреформация" не употребляют, а все шаги, предпринятые папством рассматривают

а) как "возрождение католицизма";

б) наступление на свободомыслие.

2.В германской историографии XIX века существует две точки зрения на контрреформацию, они зависят от религиозной принадлежности авторов. Историки-протестанты считали контрреформацию борьбой со свободомыслием в Европе, наступлением реакции. Исследователи-католики чаще писали об "обновлении католицизма". Интересно, что и в современной западной историографии эти точки зрения присутствуют.

3.В наше время освободиться от "партийности" истории пытаются историки французской школы "Анналов". Это им принадлежат два исключающие друг друга тезиса: а) "история должна писаться на основании источников", б) мировая цивилизация накопила такое количество источников, что в истории можно доказать практически все. Люсьен Февр выступил против термина "контрреформация". Он призывал историков придерживаться принципа разграничения, есть "религия и есть церковь". Это две разные плоскости, в одной из которых – организация церковная и политическая; в другой – внутренняя жизнь человека и его духовная свобода. Применительно к учению Мартина Лютера, Февр также предложил разграничивать "лютеризм" (церковь) и "лютеранство" (идеологию). Но ведь сам великий реформатор не отделял свою догматику от идеи реформированной церкви, они у него едины. Критикуя термин "контрреформация", Февр старается не касаться сути явления. Это делает его позицию чрезвычайно уязвимой.

4. Отечественная (марксистская) историография исходила из абсолютизации классовой борьбы и классовой природы любых событий. Так И.Р.Григулевич в своей работе " Инквизиция" дает следующее определение: "Контрреформация – это реакционное религиозно-политическое движение в Западной Европе XVI-XVII вв., возглавляемое папством и направленное против Реформации". Он считает, что по своему характеру это движение являлось своего рода контрнаступлением в религиозной форме феодальных сил, пытающихся упрочить феодальный строй в эпоху его разложения.

Нам кажется, что в контрреформационном движении отчетливо прослеживались две тенденции: более слабая – это попытка перестройки католической церкви в духе незначительного обновления; более сильная – карательная, запретительная, насильственная борьба с религиозным инакомыслием.

С этой целью папство прибегло к организационной и идейной перестройке католической церкви. Эта перестройка включала в себя:

1.Организацию новых монашеских орденов театинцев, капуцинов, барнабитов и самое главное – иезуитов (1540).

2. Реорганизацию папской инквизиции (1542).

3. В целях подчинения полному контролю духовную жизнь общества папы издают с 1559 года Индекс (список) запрещенных книг.

4. Действенным оружием перестройки католической церкви и борьбы с инакомыслием стали решения Тридентского собора (1545 - 1563).

Наши рекомендации