Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
Норма права –общеобязательное формально-определенное правило поведения,установленное и обеспеченноеобществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Норма права –общеобязательное правило поведения,исходящее от государства,закрепленное в определеннойформе, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.
Признаки правовой нормы:
· Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);
· Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;
· Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее – предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);
· Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;
· Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;
· Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;
· Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;
· Характеризуется неперсонифицированностью – адресуется не конкретному лицу или распространяется на
конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);
· Имеет многократное применение – не прекращает своего действия после ее исполнения;
· Имеет государственно-властный характер – положения нормы являются властным предписанием;
государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.
Итак, для характеристики нормы права и определения ее понятия важно указать, что это:1)правилоповедения; 2) оно исходит от государства; 3) закреплено в определенной форме; 4) общеобязательно; 5) регулирует общественные отношения; 6) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.
Содержание нормы права:
· Логическое содержание – заключенное в норме права суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержится предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения. Конституция, Статья 50, часть 2: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ»
(предписывающее суждение); Статья 65 (список субъектов РФ) – описывающее суждение; Статья 45,
часть 2: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»
(оценочное суждение).
· Волевое содержание – выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.
· Социально-юридическое содержание – общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.
Классификация правовых норм:
1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
· Нормы законов – нормы общего действия – распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства;
· Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) – нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей;
· Локальные нормы – принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).
По выполняемым функциям
· регулятивные (нормы-правила поведения) – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;
· охранительные (нормы-стражи порядка) – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и порядок освобождения от наказания;
3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
· учредительные (нормы-принципы) – отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства;
· обеспечительные (нормы-гарантии) – содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят-ственной реализации права;
· декларативные (нормы-объявления) – включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;
· дефинитивные (нормы-определения) – формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);
· коллизионные (нормы-арбитры) – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;
· оперативные (нормы-инструменты) – устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;
4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые;
гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.
Отраслевые нормы подразделяются:
· материальные – предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;
· процессуальные – закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права
(совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процедуру применения норм права. Два вида процессуальных норм:
· обслуживающие отрасль в целом – нормы уголовного, гражданского или административного процесса;
· обслуживающие конкретный правовой институт – избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.
5. По методу правового регулирования:
· императивные – категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);
· диспозитивные – устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);
· поощрительные – предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель – воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);
· рекомендательные – устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование – поощрение; игнорирование – негативные последствия).
6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
ü обязывающие – предписывают субъектам совершить определенные действия;
ü управомочивающие – предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия;
ü запрещающие – устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.
7. По времени:постоянные и временные нормы права(действуют до отмены другим актом);
8. По кругу лиц:
ü общие – распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного государства;
ü специальные – распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез-нодорожников.
9. Специализированные нормы:
ü компенсационные – направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера;
ü коллизионные – предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.
10. В зависимости от характера структурных элементов:
ü относительно-определенные;
ü бланкетные;
ü отсылочные