Последствия принятия христианства 4 страница
Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.
С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.
В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения. Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.
Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского языка.
Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.
23. Формирование отечественной культуры в первой трети XVIII века.
XVIII век стал временем перелома в истории России. Московское царство становится Российской империей со столицей в Петербурге - одной из великих держав Европы. В результате преобразований во всех сферах жизни страны формируется мощное военно-бюрократическое государство. Происходит территориальное расширение страны, получающей выход к Балтийскому, а затем Черному морям. Возникают новые города, строятся верфи и мануфактуры. Расширяются связи с государствами Западной Европы.
Столетие открывается реформами Петра I. В самом общем смысле это выражается в европеизации всех областей жизни, решительным сдвигом от средневековья к новому времени. Социально-экономическому и политическому развитию задается как бы ускоренный темп, что сказывается на всей культурной эволюции. Относительно независимые прежде религия и церковь оказываются под властной рукой государства и фактически выполняют роль духовного аппарата власти. Петр I решительно пресекает попытки церкви дать оценку его преобразовательным деяниям, в результате чего утверждается светская культура. Именно она выходит на первый план, оставив старой церковной культуре место в монастырских обителях.
Создаются заново города с их промышленной инфраструктурой, расширяется сфера влияния просвещения, оно становится светским, накопление знаний принимает целенаправленный, рационалистический характер, что позволяет говорить уже о становлении науки, когда стало возможным перейти к открытию законов развития природы и общества.
Во второй половине XVIII в. дворянская монархия достигает расцвета. Не случайно в последующие века будет жить полулегендарное воспоминание о «золотом веке» «веселой Елизавет» и «матушки Екатерины». Это время - начало оформления и роста общественной мысли и отечественного самосознания, в центре которого - идея свободы в широком смысле этого слова. С ней связано уникальное явление русской культуры, которое затем оформится в понятии интеллигенции. Напряженность и динамизм развития общественной мысли сопровождается быстрым прогрессом в области художественного творчества.
Вторая половина века по праву считается одной из самых значительных вех в истории русского искусства и архитектуры. В эту эпоху осваиваются все их виды и жанры, а сам процесс творчества протекает свободно и естественно в формах нового времени. Появляются произведения, не уступающие шедеврам зарубежных мастеров. Русские зодчие, ваятели и живописцы венчаются лаврами прославленных академий Европы. Архитектор В.И. Баженов избирается профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий, скульптор Ф.И. Шубин - членом Болонской академии, живописец А.П. Лосенко удостаивается трех медалей Парижской академии.
В культуре XVIII в. на первый план выступают красота и благородство, гражданственность, патриотическая идея служения отечеству, пафос прославления человека и человечности, тяга к гармонии, простоте и естественности.
В культуре XVIII в. основным созидательным элементом были представители господствующего класса дворян. Частично приобщались и участвовали в культурной эволюции выходцы из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян. Но они, как правило, занимали ту нишу, которая выходила за пределы интересов и потребностей дворянства. Крестьянская масса, задавленная рабским трудом, нищетой, не имеющая доступа к образованию, фактически была изолирована, отгорожена от процесса культурного созидания.
В литературном процессе XVIII в. лежат два пласта творчества, которые развиваются параллельно, почти не соприкасаясь друг с другом. С одной стороны - это народное творчество, которое в силу традиции и специфики, в основном было устным, а творчество городских низов (сатирические пародии на чиновничество, продажный суд и т.п.) оформлялось в рукописных сборниках. Народное устное творчество развивалось в освоенных веками жанрах песни, сказания, сатирической сказки, юморески. Общая тема - воспевание своих героев (Е. Пугачева, Б. Хмельницкого, Ермака и др.) и горькое повествование о безнадежной мечте - освобождении от крепостной неволи (знаменитый «Плач холопов» и др.).
Обращение к формам культуры нового времени, принятым в странах Европы, принес с собой новый идеал города - регулярно и рационально спланированный единый архитектурный ансамбль. Так возводился Петербург. Градостроительство отказывается от средневековой радиально-кольцевой схемы в пользу прямоугольной сети улиц, главных проспектов, сходящихся в одной точке.
Стараниями Петра I и приглашенных иностранных и русских зодчих новая столица застраивается по «красным линиям» прямых улиц и правильной геометрической форме площадей.
24. Европейский романтизм о культуре, об идеале целостной личности.
На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм (фр. romantisme, ср.-век. romant - роман) -идейное и худ. направление в европейской культуре к. XVIII — начала XIX вв., сложившееся под влиянием Великой французской революции. Также, как революция 1789 г. ознаменовала коренной поворот в социальной жизни, романтизм знаменовал собой революцию в культуре. Романтизм пришел на смену идеологии и культуре эпохи Просвещения.
Основа романтического искусства — мучительный разлад идеала и соц. действительности. В творчестве представителей романтизма нашло отражение разочарование капиталистической действительностью. Романтические герои литературных произведений или подвержены меланхолии, душевной тоске, «мировой скорби», или характеризуются возвышенными устремлениями, культивированием идеалов, отрицанием прозы и серости действительности, трепетностью и мечтательностью, желанием создать совершенный мир. Романтизм способствовал более углубленному философскому познанию, многостороннему художественному обобщению процесса развития человека и мира со всеми свойственными им противоречиями.
Другая сторона романтизма - многообразие несхожих между собой форм и вариаций. Эта черта подпитывалась интересом романтиков к национальным истокам не искаженного социумом природного бытия. Национальные формы романтизма при наличии общих черт, присущих этому культурно-историческому типу, самобытны. Немецкий романтизм, серьезный и мистический, систематически разрабатывал теорию, эстетику романтизма, одновременно рождая шедевры в музыке (Бетховен), литературе.
Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. Х1Хв. под влиянием литературы развивался в тесной связи с ней, что проявилось в обращении к синтетическим жанрам: опере, песне, инстументальной миниатюре и музыкальной программности. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме.
Французский романтизм, порывистый и свободолюбивый, проявил себя в жанровой живописи - исторической и бытовой, жанре портрета, а также в романистике. Английский романтизм, сентиментальный и чувственный, видел возвышенное в простых, обыденных вещах.
Возник в Германии. Претендует на целостное мировоззрение, как реакция на классицизм: человек – это часть общества – устали от этого. Возник на ряду классицизма и реализма.
Появились 2 позиции: человеку необходимо замкнуться в сфере идеалов.
Романтизм. Конец 18 – начало 19 века – возник в Германии. Неудовлетворенность французской революцией. Позиция несовместимости идеала и мечты. Романтический герой убегает в мир фантазии, он борец за счастье. Конфликт, который предполагает бурные жизненные испытания: противостояние героя и толпы.
Романтизм в разных странах. Для него характерно обращение к фольклору. Запад – обращение к Средневековью. В России – обращение к славянскому эпосу (мифологии). Эталон для романтиков – сказка. Поэт лучше понимает мир, чем ученый –– изучение древнего эпоса. Как следствие – расцвет сказочной литературы. Пушкин, Андерсен, братья Гримм. Сказочное в контексте действительности. (Гоголь «Нос») В противовес эстетике просветителей: нет рационализма, уже только впечатления. В европейской литературе – Байрон. Живопись: Рунге, Делакруа. В России – Брюллов. Музыка: Вагнер, Шуман. Россия: в литературе романтизм Толстой, Лермонтов, Пушкин, Гоголь. Самая романтическая личность Павел 1. Одно из самых ярких мест овеянного легендами, - его замок. По преданию ему явился Михаил. Его сравнивали с Дон Кихотом. Его участие в Мальтийском ордене. Художественное явление в России: Брюллов, как человек, борющийся со стихией. Интерес к человеку – бытовые портреты с элементами жанровости. В России романтизм питался от других источников, в архитектуре заимствования.
25. «Кризис европейской культуры» в конце XIX века и его понимание в культурологической и философской мысли эпохи.
В XIX веке происходит формирование индустриального общества. Оно зародилось в XVIII веке и просуществовало еще до середины XX столетия. В XIX веке на смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещика, слуг и крепостных крестьян либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаемных работников и слуг, приходит крупная промышленность с сотнями и тысячами работников на одном предприятии. Пыльные, неуютные мастерские уступают место просторным цехам, наполненным сложным оборудованием. Ведущими отраслями индустрии становятся металлургия, энергетика, машиностроение, транспорт и химическая промышленность.
Европейская культура не могла не реагировать на экономические и социальные изменения в обществе. И она реагировала, создавая новые художественные ценности и стили, мировосприятие и образ жизни. Художественное своеобразие культуры XIX века определяли три главных стиля — классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления определившие облик европейской культуры уже XX века.
XIX век стал периодом серьезных достижений в философии, которая была богата самыми разными течениями и направлениями. В философии жизни основным выступает понятие жизни, рассматриваемой как некая интуитивно постигаемая целостность и творческое, вечно текущее начало бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественное начало в противоположность механическому (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др.у, как космическая сила («жизненный порыв» А. Бергсона), как источник неповторимых образов культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), которая противопоставляется механической «цивилизации» (О. Шпенглер). Философия жизни повлияла на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.
К началу 20 века ясно, что научно-технический прогресс не ведет к нравственному обогащению личности. Бурное развитие техники и промышленности вредит культуре. Техническая цивилизация далека от идеала. Что приоритетно, культура или цивилизация? Появляется ряд концепций: Н. Данилевский «Россия и Европа». Некорректно рассматривать историю культуры как культуру Европы. Семейство народов, объединенных общим языком. Разные типы: египетская, китайская, греческая, германо – романская. С его точки зрения история человечества – смена типов. Каждый культурный тип развивается в каждом. Высшая точка развития типа – есть цивилизация. Период цивилизации краток. За ним следует неизбежная смерть. Влияние одного типа на другой. К его взглядам близок немецкий философ, занимавшийся эстетикой – Шпенглер «Закат Европы». Выступает против европоцентризма. Логическое завершение культуры – цивилизация. Шпенглер: если культура – живой организм, то цивилизация – мертвый. С цивилизацией связано появление тоталитарного режима в государстве. Европейская цивилизация близка к упадку. 20 век оценивается обоими как период кризиса.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):формационный подход; цивилизационный подход; культурологический подход.