Центральные исполнительные органы.
Министерства, государственные комитеты, ведомства входят в систему государственных органов исполнительной власти и определяются в законодательстве как ее центральные органы. Они осуществляют непосредственное управление в различных сферах государственной жизни.
Виды Ц.И.О.
Министерство – это центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное управление какой-либо отраслью в административно – политической , экономической, социально – культурной сферах.
Агентства -это ЦИО, не входящий в состав правительства. Образуется, реорганизуется и упраздняется президентом РК, по предложению премьер-министра. Агентства осуществляют руководство отраслью управления, а также может осуществлять отдельные межотраслевые управленческие либо специальные подотраслевые функциии в рамках какого-либо министерства или государственного комитетАгентства возглавляет председатель и структурные агентства утверждает он же, который состоит из депарамента управления.
При председателе арентства образуется коллегия, которая образуется консультативно-совещательным органом.
Актами агентства является приказы председателя агентства.
Комитет- является исполнительно-распорядительным оргшаном, который осуществляет межотраслевое и отраслевое управление.
В отличие от министерств для государственного комитета характерно выполнение межотраслевых управленческих функций.
Ведомства создается как орган, комитет ЦИО. Ведомства выполняет функции ЦИО.
Могут осуществлять специальные и контрольно- надзорные функции, а также межотраслевую координацию, либо руководство подотраслей государственного управления.
Министерства и государственные комитеты включают в себя определенное количество управлений отделом, департаментом, агентств и других структурных подразделений.
Акты ЦИО издаются в форме приказов руководителей, иструкций и указаний, рекомендаций и постановлений.
Среди ведомств можно выделить две основные группы:
1) Ведомства созданные при правительстве.
2) Ведомства, которые образуются в составе министерств(комитет финансово-валютного контроля в системе министерства финансов, ГАИ в системе МВД).
Ведомства второй группы следует отличать от других структурных подразделений министерств- управлений, отделов, которые не могут издавать акты от собственного имени, привлекать к административныой ответственности, выполнять самостоятельно другие властные полномочия.
Ведомства первой группы образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом РК, а их руководители назначаются правительством, а также Президентом.
ЦИО подразделяются на:
- правительственные (министерства и ряд агентств);
- неправительственные (комитеты и ряд агентств).
Особую роль в обеспечении деятельности правительства выполняетканцелярия премьер-министра. Канцелярия является государственным органом, осуществляющий координацию деятельности государственных органов, функции контроля и иные функции предусмотренные законодательством и положением "О канцелярии премьер- министра" от 11.09.2002
Местные исполнительные органы.
Для организационного,правового и материально-технического обеспечения деятельности акимов создается аппарат.
При акиме может быть создан консультативно-совещательный орган- коллегия, состав которой устанавливается акимом. Заседания коллегии проводится по мере необходимости. Ее решения проводятся в жизнь через акты акима, на заседания коллегии приглашается секретарь маслихата.
Функции акима
1. Наделяются полномочиями государственно-распорядительного характера и в пределах своей компетенции правомочны вступать в административно -правовые отношения;
2. принимает решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории(области, района, города)
Деятельность акима
1) Разработка и представление на утверждение маслихата проектов программ экономического и социального развития соответствующей административно-территориальной единицы и обеспечение их исполнения.
2) представление на утверждение маслихата проекта бюджета и обеспечение его исполнения
3) управление коммунальной собственностью
4) назначение на должность и освобождение от нее руководителей структурных подразделений местной администрации
5) координация деятельности организаций по управлению коммунальной собственностью в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным органом
6)регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством РК
7) принятие решений о ссудах, займах и других долгосрочных обязательствах.Аким принимает постановления и распоряжени.[gl]
[gl] Тема № 5. Государственная служба в РК. [:]
6.1. Гос. служба – это деятельность гос. служащих в гос. органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государства.
Гос. служащий – гражданин РК, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местного бюджета либо из средств Национального Банка РК должность в гос. органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций гос-ва.
Гос. служба предназначена для решения след. задач:
1. Осуществления на основе Конституции и законов РК функций гос-ва и гос. органов.
2. Создания условий для эффективной деятельности органов гос-ва в соответствии с их компетенцией.
3. Совершенствования организации управленческой деятельности.
4. Обеспечения прав и свобод граждан.
Принципы:
1. Принцип законности
2. Принцип каз. патриотизма
3. Принцип единства гос. службы
4. Принцип приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами гос-ва
5. Принцип общедоступности
6. Принцип добровольного поступления граждан на гос. службу
7. Принцип профессионализма и компетентности гос. служащих
8. Принцип общ. мнения и гласности.
Классификация гос. служащих.
Закон о гос. службе от 23 июля 1999 г. с изменениями и дополнениями от 25.09.03 г. подразделяется гос. служащими на две категории: гос. служащие, занимающие политические должности, гос. служащие занимающие административные должности.
К политическим должностям относятся должности:
1. Назначаемые Президентом РК
2. Назначаемые и избираемые палатами Парламента РК и Председателями палат Парламента
3. Являющиеся представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией
4. Возглавляющие (руководителем) Центральные исполнительные органы, ведомства и их заместители.
Состав политических и административных служащих зависит от решения Президента, так как и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается главой государства по представлению уполномоченного органа подведомственного Президенту «Об утверждении Реестра должностей политических гос. служащих и Правил порядка наложения дисциплинарных взысканий на политических гос. служащих» Указ Президента от 29.12.1999 г.
Гос. административные служащие не входят в состав политических служащих, осуществляют должностные полномочия на профессиональной основе в гос. органах. Указ Президента от 29.12.1999 г. «Об утверждении Реестра должностей административных гос. служащих и Перечня категорий административных гос. должностей».