Статья э. тельмана «уроки гамбургского восстания»
(извлечение)
Статья Э. Тельмана «Уроки гамбургского восстания» была опубликована во вторую годовщину восстания - 23 октября 1925 г. в органе ЦК КПГ газете «Роте фане».
Каковы важнейшие уроки гамбургского восстания?
1. Численно небольшой отряд пролетариев, с величайшим героизмом боровшихся под знаменем диктатуры пролетариата, в военном отношении с успехом выдержал натиск двадцатикратно превосходившего его, блестяще организованного и вооруженного войска буржуазии.
2. Немеркнущая слава гамбургских октябрьских борцов состоит в том, что в период революционной ситуации они взялись за оружие, хотя победа вовсе не была у них в руках на 99 процентов. Ленинизм учит, что надо браться за оружие, когда имеются серьезные шансы на победу. Но никогда заранее нельзя гарантировать победу. Поражение в такой борьбе в тысячу раз более плодотворно и ценно для будущих классовых боев, нежели отступление без единого удара меча.
3. Восстание потерпело поражение потому, что оно было изолировано, потому что оно не было тотчас же поддержано ни в Саксонии, ни в других частях страны. Рабочие, восставшие в каком-нибудь одном месте, могут бороться с величайшим мужеством и при этом опираться на поддержку сильного массового движения, но они будут разбиты, если пролетариат всей страны не поддержит их. Именно в этом - в организации и сплочении всего рабочего класса во всех промышленных центрах и крупных городах по всей стране - и заключается роль коммунистической партии как авангарда пролетариата. Именно поэтому нам нужна железная, до предела сплоченная и спаянная единством, безусловно, дисциплинированная партия.
4. Неверно, что гамбургское восстание было путчем, нет, оно опиралось на симпатии самых широких масс. Даже полицейский сенатор Хензе со злобой вынужден был признать, что социал-демократические рабочие Гамбурга, этой самой правой организации СДПГ, а также «самые широкие круги населения были на стороне коммунистов». Наша слабость заключалась только в том, что мы не сумели крепко сплотить эти массы вокруг себя, перетянуть их своевременно в ходе разрозненных выступлений на свою сторону и образовать вместе с ними единый фронт против социал-демократических лидеров.
5. Чтобы одержать победу, если гамбургские бои повторятся в гораздо большем масштабе, - а это неизбежно - мы должны войти в массы подобно клину, соединить их с собой тысячей нитей и образовать с миллионами рабочих подлинно пролетарский единый фронт. В профсоюзах, во всех беспартийных организациях рабочего класса должно быть создано большое революционное крыло, которое вместе с коммунистами станет носителем грядущих боев.
6. Особенным недостатком октябрьских боев в Гамбурге было отсутствие сильного движения за Советы. Этот факт еще недостаточно понят в нашей партии. Советы являются теми органами, которые в революционной ситуации сплачивают миллионные массы пролетариата, образуя его боевой костяк. Об этом уроке мы должны помнить и в настоящий период, период между двумя революциями.
7. Захват власти пролетариатом это не единичный акт. Он состоит не только в вооруженной борьбе против войск буржуазии, он должен быть подготовлен в процессе многолетней упорной работы коммунистической партии и всего пролетариата. Будущих победителей буржуазии нужно воспитывать, подготавливать и организовывать в ходе многочисленных отдельных выступлений. В этом и состоит в настоящий период наша главная задача.
8. Неверно, будто октябрьское поражение 1923 года означает, что раз и навсегда «упущена» единственная в своем роде революционная ситуация. Поражение 1923 года не является длительным поражением, как и поражение «Союза Спартака» в дни Носке в 1919 году не было длительным поражением. Стабилизация буржуазной Германии не будет длительной, она выдохнется, несмотря на план Дауэса и гарантийный пакт, вернее, из-за плана Дауэса и гарантийного пакта. Капиталистическая стабилизация Германии уже переживает сейчас свою первую «одышку». Величайшим результатом гамбургского восстания является то, что в течение трех суток рабочие видели своего, казалось бы, непобедимого классового врага во всей его слабости. В дни Гамбурга рабочие видели буржуазию на краю пропасти. И этого момента они никогда не забудут! Мы шагаем вперед не с тем, чтобы погрязнуть в болоте, мы шагаем навстречу новым боям! С железной неизбежностью мы идем навстречу второй революции в Германии. Вот почему гамбургское восстание не принадлежит «истории», а является репетицией грядущих боев.
9. Восстание было образцом блестящей, безукоризненно действующей организации революционного сражения. Но одновременно оно выявило и крупнейшую организационную ошибку нашей партии. На стороне гамбургских борцов были симпатии всех заводских рабочих, но организационно они не были с ними связаны. И тут обнаружилась вся непригодность, роковая отсталость нашей старой социал-демократической системы уличных ячеек. Машина, предназначенная для выборов, не годится для баррикад! И самой крупной брешью в гамбургском боевом фронте было отсутствие коммунистических заводских ячеек. В будущем в подобной ситуации такой отряд борцов, как гамбургский, опирающийся на крепкие ячейки на всех заводах и на сплоченность самых широких рабочих масс, будет непобедимым.
10. Величайший, самый ценный урок гамбургского восстании - это замечательное осуществление роли коммунистической партии в пролетарской революции. Коммунисты не на словах, а на деле были авангардом, руководителями, вожаками рабочего класса. Они придали движению ясно очерченную цель, точно сформулированную программу: диктатура пролетариата. В этом отношении гамбургские бои стоят на гораздо более высокой ступени, чем все выступления, имевшие место ранее. Например, мартовское выступление 1921 года не выдерживает сравнения с гамбургским восстанием. Только потому, что партия крепко держала руководство борьбой в своих руках, гамбургские революционеры впервые в Западной Европе усвоили и претворили в жизнь учение Маркса и Энгельса о том, что восстание есть искусство, и что главное правило этого искусства - отчаянно смелое, бесповоротно решительное наступление.
Эрнст Тельман, Избранные статьи и речи,
т. I. М., 1957, стр. 183 - 185.