Понятие, сущность и особенности международного процессуального права
В системе современного международного права наряду с материальными функционируют и процессуальные (от лат. processes - происхождение, продвижение) нормы. Если материальные нормы закрепляют права, обязанности и ответственность субъектов международного права, то процессуальные нормы регулируют методы, формы и порядок их осуществления путем установления определенных процедур и обязательных для исполнения правил, которые называют международными механизмами обеспечения договорных норм и принципов. По своему объему процессуальные нормы превалируют над материальными. Ряд отраслей и институтов международного права состоит в основном из процессуальных норм, которые регулируют порядок создания и функционирования международных договоров, осуществления дипломатических и консульских функций, мирного разрешения международных споров, международно-правовой ответственности, оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, предоставления убежища и т.п.
Международное процессуальное право относится к числу новых отраслей международного публичного права и свидетельствует о зрелости всей международно-правовой системы*. Однако вопрос о нем дискутировался в зарубежной и российской литературе с XIX в. До недавнего времени в международно-правовой доктрине вопросы, связанные с международно-процессуальным правом, либо традиционно обходились, либо отвергались. Поэтому до сих пор нет единого мнения о его сущности и месте в системе международного права.
* См.: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. М.: БЕК, 1990. С. 111; Пушмин Э.А. Международный юридический процесс и международное право. Кемерово, 1990. С. 78-82.
Изначально предмет регулирования этой отрасли сводился к правилам разрешения межгосударственных споров, взаимопомощи государств при осуществлении своих карательных функций в отношении преступников, установлении правил юрисдикции и т.п. При этом справедливо отмечается, что международное процессуальное право играет вспомогательную роль по отношению к материальному. Однако такая роль не принижает значения процессуальных норм. Будучи средством создания и осуществления материальных норм, они действительно выполняют служебную роль, выступают в качестве надстройки над материальными нормами и должны обеспечивать их исполнение. А от этого в конечном счете зависит эффективность функционирования международного права в целом. В качестве примера можно привести ст. 33 Устава ООН. Являясь материальной, она в числе мирных средств разрешения межгосударственных споров, применяемых Советом Безопасности ООН, называет переговоры, обследования, посредничество и другие средства. Однако ни одно из них немыслимо претворить в жизнь без процедурных правил их применения. Они содержатся в уставах, статутах, регламентах и других международно-правовых актах, международных обычаях и других нормах.
В этой связи можно отметить некоторый процессуальный нигилизм в международном праве. Принимая международные договоры, государства уделяют основное внимание материальным нормам, стремятся зафиксировать свои права и обязанности, не заботясь об имплементации, обеспечении исполнения взятых обязательств. Отсюда и недостаточная эффективность части материальных норм и договоров в целом.
Несмотря на теоретические споры, международное процессуальное право успешно функционирует как самостоятельная отрасль международного права и представляет собой систему принципов и норм, регулирующих деятельность субъектов международного права по созданию и реализации материальных норм международного права.Оно входит составной частью в общий процесс осуществления норм права. При этом международное процессуальное право имеет ряд особенностей:
1) включает не только правоосуществляющие, но и правотворческие функции путем установления стадий и особых правил деятельности субъектов от создания до реализации договорных материальных норм и их отмирания;
2) если при создании или осуществлении материальных норм нарушаются процессуальные правила, то в зависимости от тяжести правонарушения применяются специфические санкции в виде оспоримости созданных норм или результатов их неправомерного применения (недействительности);
3) высокая степень диспозитивности его норм, которые определяют лишь общие черты процессуальной деятельности. Поэтому процессуальные нормы содержатся практически в каждом международном договоре.
Известно, что нормы международного права возникают и функционируют только при наличии международных отношений. Связующим звеном между ними является юридический факт. Это в полной мере относится и к международным процессуальным отношениям в виде урегулированной международным правом деятельности субъектов по совершению процессуальных действий в реализации своих прав и обязанностей по отношению к другим субъектам на основе юридических фактов. Например, процессуальные отношения между ООН и воюющими между собой государствами А и Б выступают как форма реализации императивной нормы - принципа неприменения силы и угрозы силой. При этом по Уставу ООН стороны наделены конкретными правами и обязанностями. Основанием правоотношений стала агрессия государства А в отношении государства Б, которая и выступает в качестве юридического факта.
Конкретное участие Совета Безопасности и других органов ООН в расследовании, рассмотрении и разрешении этого факта позволяет применить уставные миротворческие процедуры и конкретные меры, как связанные, так и не связанные с использованием вооруженных сил.
В рассматриваемой отрасли предмет правового регулирования включает отношения, связанные, во-первых, с нормотворчеством (стадии и правила согласования воль государств относительно содержания правил поведения и признания их в качестве нормы международного права); во-вторых, с учредительной деятельностью государств по созданию международных организаций и формированию международных механизмов их деятельности в той или иной сфере международного сотрудничества; в-третьих, с правоприменительным процессом, который является доминирующим по своему объему и охватывает самые различные отношения по реализации норм материального права; в-четвертых, с контрольной деятельностью субъектов по наблюдению и проверке исполнения нормативно-правовых предписаний с использованием процессуальных средств; и, в-пятых, с ответственностью государств юридических и физических лиц в международном праве (правила расследования, разбирательства в судебных арбитражных и других международных органах, назначения и применения санкций и других наказаний).
Процессуальное производство осуществляется практически во всех отраслях международного права и охватывается такими институтами международного процессуального права, как правила процедуры международных организаций, международный уголовный процесс, правила процедуры мирного разрешения межгосударственных споров, стадии заключения международных договоров, применение санкций международными организациями и т.п.
При этом возрастает роль национального процессуального права в реализации материальных норм международного права. Нередко в принимаемые договоры государства включают свои обязанности по их претворению в жизнь. Если в международном договоре нет таких процессуальных механизмов, то государство свободно в их выборе.
В современном международном процессуальном праве повышается роль национальных и международных судов в осуществлении норм права. Они не только обеспечивают процедуру судебного контроля, но и могут принудить субъектов к исполнению норм международного права. Поэтому принятые судами решения позитивно влияют на имплементацию в целом*.
* См.: Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб.: СКФ "Россия-Нева", 1993.