Правовая помощь по уголовным делам и выдача преступников
В процессе расследования или судебного разбирательства уголовных дел обвиняемые, подсудимые, потерпевшие, свидетели либо доказательства и документы по делу могут оказаться на территории других стран. В связи с этим в международном уголовном праве установлена правовая помощь правоохранительных органов государств. Вначале она осуществлялась на основе международного обычая aut dedere aut punire (либо выдавать, либо судить) или других обычных норм. В настоящее время приняты многочисленные международные договоры о правовой помощи по уголовным делам. Они носят региональный или двусторонний характер*.
* См.: Сборник международных договоров о взаимной помощи по гражданским и уголовным делам. М., 1988.
Для унификации правил оказания такой взаимопомощи Генеральная Ассамблея ООН в 1990 г. одобрила Типовой договор о правовой помощи по уголовным делам, в котором регулируются содержание и исполнение запроса, порядок получения документов, доступа к арестованным лицам для получения доказательств, обысков, задержаний и др. При этом в оказании помощи может быть отказано, если она несовместима с законами запрашиваемого государства, наносит ущерб его суверенитету или интересам общества; если совершенное деяние является лишь преступлением по военному праву (неповиновение, самовольная отлучка и др.).
Одновременно был принят Типовой договор о передаче уголовного преследования. Здесь унифицированы правила предания суду своего гражданина, выдача которого в страну совершения преступления не допускается законом. Основные условия: деяние считается преступным в обоих государствах и не является таковым только по военному праву, подозреваемый является гражданином государства или постоянно проживает в нем, преступление не связано с налогами, акцизами, таможенными или валютными правилами и не рассматривается как политическое.
В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла и рекомендовала государствам Типовое соглашение о передаче иностранных заключенных.
Здесь подчеркнута необходимость защиты прав заключенных и отмечается, что цель социальной реабилитации преступников может быть достигнута, если дать им возможность отбывать наказание в своих странах. При этом установлено, что государство отбытия наказания вправе применять к осужденным акты амнистии и помилования. Если в стране исполнения приговора предельный срок лишения свободы за данное деяние меньше назначенного по приговору, то суд этого государства определяет максимальный срок лишения свободы по действующему там законодательству.
Правовая помощь по уголовным делам включает взаимное производство обысков, изъятия и передачи вещественных доказательств, вручение документов, проведение экспертиз, допросов, судебного осмотра, предоставления сведений о судимости, пересылку отпечатков пальцев и т.п. Подробно регламентируется выдача преступников (экстрадиция). Поручение оформляется в письменном виде с соблюдением ряда закрепленных в договоре формальностей.
Проблема выдачи преступниковосложняется тем, что она затрагивает суверенитет заинтересованных государств. Экстрадиционная процедура громоздка и длительна по времени потому, что в ней участвуют несколько государств и ведомств внутри каждого из них. Поэтому ряд стран заключили между собой региональные соглашения о выдаче преступников. Например, в Западной Европе с 1957 г. действует Конвенция Европейского совета о выдаче преступников. Подобное же соглашение заключили между собой в 1962 г. страны Бенилюкса. В рамках Интерпола успешно действует институт временных (прелимитарных) арестов и содержания под стражей преступника до завершения всех экстрадиционных формальностей.
По общему правилу, выдача преступников - это передача физического лица, совершившего преступление, одним государством (запрашиваемым), на территории которого он находится, другому государству (запрашивающему), на территории которого оно было совершено или гражданином которого является преступник, с целью привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вступившего в силу приговора. Иными словами, экстрадиция представляет собой процесс передачи преступника в соответствии с нормами международного права другому государству для применения уголовного наказания.
Общепризнанной является точка зрения, в соответствии с которой выдача является правом, а не обязанностью государства. Это соответствует принципу уважения государственного суверенитета и подтверждается международной практикой. Ведь в силу своего суверенитета государство вправе решать вопрос об уголовной ответственности любого лица, находящегося на его территории. Поэтому даже при наличии специального договора экстрадиция производится с существенными оговорками.
В международно-правовых актах специально оговариваются условия выдачи преступников.Во-первых, совершенные преступления должны быть экстрадиционными, предусмотрены договором о выдаче. В одних договорах дается исчерпывающий перечень таких преступлений, в других критерием является тяжесть совершенного деяния, которое по законам влечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Есть договоры, где дается и перечень таких преступлений и указываются экстрадиционные сроки лишения свободы. Во-вторых, должен действовать принцип "двойной преступности" или "двойного вменения", в силу которого лицо подлежит выдаче лишь в случае, когда совершенное деяние квалифицируется как преступление по законам запрашивающего и запрашиваемого государств. Преступность и наказуемость деяний определяет государство, у которого требуют выдачи. В-третьих, выдаваемое лицо будет привлечено к уголовной ответственности и наказано лишь за то преступление, которое явилось юридическим основанием для его выдачи. Такое обязательство должно взять на себя запрашивающее государство. В этой же связи на положительное решение вопроса о выдаче влияют установленные сроки давности совершения преступления или вынесенного приговора, наличие акта амнистии, помилования или оправдательного приговора.
В Европейской конвенции о выдаче преступников 1957 г. указывается, что если совершенное деяние наказуемо в запрашивающей стране смертной казнью, а законы запрашиваемой страны такой меры наказания за подобные преступления не предусматривают, то выдача может быть разрешена только на основании заверения запрашивающей страны в том, что смертная казнь применена не будет. Аналогичные нормы содержатся и в других договорах о правовой помощи.
Целый ряд лиц не подлежат выдаче.К ним, в частности, относятся:
собственные граждане. Такой запрет содержится в конституциях и законах о гражданстве, как это сделано в России. Лица с двойным и более гражданством подлежат защите в своих государствах наравне с их гражданами;
лица, совершившие политические преступления, т.е. деяния, направленные против организации и функционирования государства. Из числа политических исключены преступления международного характера;
лица, получившие право убежища от преследования в других странах в соответствии со ст. 14 Всеобщей декларации прав человека и Декларацией о территориальном убежище 1967 г., а также уже понесшие наказания за данное преступление или уголовное дело, в отношении которых производство прекращено.
Статья 3 Конвенции против пыток 1984 г. запрещает государствам-участникам выдачу лиц другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что им может угрожать применение пыток.
Процедурные вопросы выдачи преступников разрешаются центральными правоохранительными органами либо по дипломатическим каналам. Совокупность документов, направляемых запрашивающим государством, именуется как "требование о выдаче". Выдача производится по распоряжению компетентных органов выдающего государства в установленном порядке и с возмещением расходов. В системе Интерпола установлен особый упрощенный порядок выдачи преступников.
Экстрадицию следует отличать от таких смежных институтов, как "высылка", "обмен преступниками", которые носят более политический, чем правовой, характер, а также "возвращение преступников", совершивших угон воздушного судна государству его регистрации. Такие смежные институты предусмотрены, например, в двусторонних соглашениях СССР с Афганистаном (1972 г.), Ираном (1973 г.), Финляндией (1974 г.) о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов. Возвращение угонщиков осуществляется в срок до 2 месяцев со дня получения информации от государства приземления судна и сопровождается одновременной передачей государству регистрации этого судна документов, оружия, личных вещей преступников, а также имеющихся в распоряжении государства приземления судна доказательств и другой информации об обстоятельствах угона и поведении угонщиков во время полета и после посадки.
Если просьбы о выдаче поступают от нескольких стран, то государство, к которому обращена просьба, решает этот вопрос исходя из принципов "предпочтительной юрисдикции" или "конкурирующей юрисдикции".
В связи с ростом преступности в бывших союзных республиках СССР и пробелами в законодательстве о правовой помощи в 1993 г. страны СНГ приняли в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Раздел IV Конвенции, включающий около 30 статей, называется "Правовая помощь по уголовным делам", а его часть первая - "Выдача".
В отличие от других подобных международных договоров эта Конвенция обязывает страны-участницы осуществлять в соответствии со своим законодательством по поручению другого государства-участника уголовное преследование собственных граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории запрашивающего государства. Если, например, гражданин Украины совершит в России преступление и скроется у себя на родине, то выдавать его Украина не обязана. Однако ее следственные органы должны возбудить уголовное дело и передать его в суд. О принятом судом решении уведомляется Россия (ст. 72).
В Конвенции также предусмотрен порядок передачи орудий преступления и других предметов, имеющих доказательственное значение по уголовному делу, сведений о судимости, обвинительных приговоров и т.п.
Для разрешения процессуальных вопросов правовой помощи по уголовным делам Генеральная прокуратура Российской Федерации в 1993 г. заключила соглашения о правовой помощи и сотрудничестве с прокуратурами Украины, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана и Молдовы. Стороны обязались оказывать правовую помощь по пересылке прокурорско-следственных материалов, архивных сведений, выполнению отдельных процессуальных действий, содействию в розыске преступников, этапированию арестованных и осужденных, рассмотрению вопросов о реабилитации незаконно осужденных, репрессированных лиц и другим вопросам прокурорской деятельности.
Таким образом, правовая помощь обеспечивает неотвратимость наказания, позволяет вести борьбу с преступностью на международном уровне и помогает преодолевать коллизии законов различных государств.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое международное уголовное право (понятие, особенности, источники)?
2. Каковы основные виды и формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью?
3. Как классифицируются международные преступления и уголовные преступления международного характера?
4. Как осуществляется международная уголовная ответственность физических лиц?
5. Как осуществляется международная борьба с преступлениями на воздушном транспорте?
6. В чем выражается правовая помощь государств по уголовным делам и выдаче преступников?
ЛИТЕРАТУРА
Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. М., 1994.
Бородин С.В., Ляхов В.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983.
Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979.
Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991.
Международное уголовное право. М., 1995.
Моджорян Л.А. Терроризм на море. М., 1991.
Нюрнбергский процесс. Право против войны и фашизма. М., 1995.
Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993.
Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997.
Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.
Bassiouni V. (Ed.) Legal Responses to International Terrorism. Dortrecht, 1988.