Международные организации в борьбе с преступностью
Общепризнанным центром координации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью является ООН, уставной обязанностью которой является решение проблем социального и гуманитарного характера. Это достигается путем установления единых стандартов и норм в данной сфере сотрудничества, принятия унифицированных конвенций, типовых договоров, других международно-правовых актов и правил обращения с правонарушителями. В эту работу включены главные, вспомогательные органы ООН и большинство ее специализированных учреждений. ООН координирует также деятельность других международных организаций в этой сфере.
Так, Генеральная Ассамблея ООН с помощью Комиссии международного права готовит и принимает конвенции по борьбе с отдельными преступлениями, рекомендации по координации мер предупреждения актов международного терроризма, наемничества, незаконного оборота наркотиков и т.п. На заседаниях Совета Безопасности ООН эти вопросы рассматривают в связи с жалобами государств на акты агрессии, терроризма и др. В случае необходимости он передает эти вопросы в свою Комиссию по расследованию. Международный суд ООН рассматривает конкретные дела, касающиеся вопросов борьбы с преступностью. (В 1980 г. здесь рассмотрено дело о захвате американских заложников в Иране и приняты рекомендации государствам.)
В рамках ЭКОСОС сосредоточены основные правоохранительные структуры ООН. Среди них особое место занимает Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию,созданная в 1992 г. Ее предшественником был Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Она состоит из 40 человек, избираемых ЭКОСОС в индивидуальном порядке от государств - членов ООН на основе справедливого географического распределения сроком на 3 года. Заседания Комиссии проводятся в г. Вене. Например, в 1996 г. на своей 2-недельной сессии Комиссия приняла 8 резолюций: о борьбе с транснациональной организованной преступностью; о разработке проекта конвенции по борьбе с детской порнографией, детской проституцией, усыновлением с использованием услуг "черного" рынка и приобретением детей с целью трансплантации органов; о незаконном обороте огнестрельного оружия; о контрабанде мигрантов; о мерах по распространению в мире знаний, о стандартах ООН в области борьбы с преступностью и др.
Один раз в 5 лет Комиссия проводит Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями*.Они стали глобальными форумами по координации усилий всего человечества в борьбе с преступностью и унификации международного уголовного права.
* С 1955 г. проведено уже 9 таких Конгрессов: I Конгресс в Женеве (1955 г.), II - в Лондоне (1960 г.), III - в Стокгольме (1965 г.), IV - в Киото (1970 г.), V - в Женеве (1975 г.), VI - в Каракасе (1980 г.), VII - в Милане (1985 г.), VIII - в Гаване (1990 г.) и IX - в Каире (1995 г.).
Большое значение в деятельности ООН имеет разработка и принятие долгосрочных планов и программ. Среди них следует отметить Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г. Здесь содержатся рекомендации к государствам об укреплении законности, совершенствовании международного уголовного права, обеспечении прав человека, реформирования уголовного правосудия и др.
В 1991 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята новая Программа ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Она рассчитана на оказание государствам помощи в сборе и обмене информацией, подготовке кадров, предоставлении консультативных услуг в деле создания национальных программ предупреждения преступности, разработки и внедрения учебных программ для подготовки специалистов.
В Программе формулируются ее основные цели, задачи, сфера действия, первоочередные мероприятия, а также структура и компетенция специальных органов и структурных подразделений ООН, которые непосредственно осуществляют исполнение Программы. Кроме названной Комиссии и Конгрессов ООН к ним относятся: Секретариат Программы - постоянный рабочий орган, ответственный за выполнение всех положений этого документа и оказание практической помощи Комиссии; Институты ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, находящиеся в г. Футю (Япония), Риме (Италия), Сан-Хосе (Коста-Рика), Хельсинки (Финляндия), Кампале (Уганда), которые координируют вопросы борьбы с преступностью на региональном уровне; сеть назначаемых правительствами национальных корреспондентов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, которые поддерживают прямую связь с Секретариатом, информируют о мероприятиях национального характера и содействуют осуществлению намеченных Программой положений; глобальная информационная сеть в области преступности и уголовного правосудия, которая занимается сбором, анализом, обменом и распространением информации о состоянии преступности в государствах и отдельных регионах. На этой основе разрабатывается стратегия борьбы с международной преступностью.
Финансирование Программы осуществляется не только из регулярного бюджета ООН, но и путем добровольных взносов государств в специальный Фонд ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Эти средства расходуются на осуществление оперативных мероприятий, командировки персонала, организацию курсов, семинаров, закупку оборудования и др.
В рамках Секретариата ООН имеется Отдел по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Благодаря его деятельности Секретариат владеет информацией о состоянии преступности и участвует в организации мероприятий по борьбе с ней. Отдел по предупреждению преступности одновременно выполняет функции Секретариата названной выше Комиссии по предупреждению преступности и ее конгрессов.
Специализированные учреждения ООНучаствуют в борьбе с преступностью в рамках своих уставных задач. Например, МОТ в принимаемых конвенциях рекомендует государствам и профсоюзам вести борьбу с принудительным трудом и другими преступлениями против трудовых прав человека; ВОЗ постоянно занимается вопросами профилактики правонарушений, связанных с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ; по инициативе ИКАО были разработаны и приняты конвенции по борьбе с преступлениями против гражданской авиации и ведется большая организационная работа по их предупреждению; ЮНЕСКО организует сотрудничество государств по защите от хищений и от уничтожения культурных ценностей; ИМО в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. координирует работу по борьбе с преступлениями, совершаемыми в открытом море, и т.п.
С 1952 г. в ООН периодически издается "Международный обзор политики в области уголовного права", а в качестве ежегодника к нему -"Библиография ООН по технической литературе в области социальной защиты". Здесь публикуются статистические сведения о состоянии преступности, отчеты о проведенных конгрессах и других форумах в этой области, данные о новом законодательстве и международно-правовых актах и т.п.
Важным средством предупреждения рецидивной преступности является гуманизация правил обращения с правонарушителями. Деятельность ООН в этой области тесно связана с обеспечением прав и свобод человека (подробнее см. § 7 гл. VIII).
Международная организация уголовной полиции (Интерпол) -межправительственная организация, основной задачей которой является предупреждение уголовных преступлений международного характера и борьба с преступностью путем развития широкого сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была создана в 1923 г., ее функции изменялись и уточнялись. Действующий Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г. В ней участвуют практически все страны. СССР вступил в Интерпол в 1990 г., а Россия обрела членство в порядке правопреемства. Штаб-квартира находится во Франции (г. Лион).
К числу главных органов Интерпола относятся Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет во главе с президентом, Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем - постоянно действующий рабочий орган управления и Национальные центральные бюро (НЦБ). Замыкают систему органов управления советники, исполняющие консультативные функции.
Наибольший интерес среди этих органов представляют НЦБ, которые одновременно функционируют в двух системах: Интерпола и отдельного государства (НЦБ России успешно действует в Москве с 1990 г.)*. НЦБ отдельной страны одновременно является центром международного сотрудничества в борьбе с преступностью, опорным пунктом Интерпола в этом государстве и выполняет функции полицейского органа этого же государства, наделенного большими полномочиями в борьбе с преступностью и связанного со всеми государственными правоохранительными органами.
* См.: Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола. Указ Президента РФ от 30 июня 1996 г. № 1113 (СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3895); Положение о Национальном центральном бюро Интерпола / Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 (СЗ РФ. 1996. № 43. Ст. 4916).
Свои запросы НЦБ России, например, имеет право помечать грифом "Интерпол" и рассылать не только в Лион, но и в НЦБ любой из стран-участниц. Точно так же непосредственно в ее адрес поступают поручения и запросы из Генерального секретариата и НЦБ других государств, минуя Министерство иностранных дел или другое ведомство внешних сношений. Руководство НЦБ в приказном порядке поручает подчиненным исполнение запроса. Этим достигаются оперативность и высокая эффективность деятельности Интерпола.
К примеру, по запросу НЦБ ФРГ российское НЦБ задержало в Москве и выдало гражданина Вьетнама, совершившего несколько убийств в Берлине.
Сотрудничество государств в рамках Интерпола строится на следующих принципах:
а) в работе могут участвовать не только НЦБ, а все другие организации, ведущие борьбу с преступностью;
б) НЦБ должно обеспечивать непрерывное, круглосуточное сотрудничество с вовлечением в него всех органов полиции каждой страны;
в) взаимность, обязательность запросов и оперативность в работе;
г) взаимопомощь должна осуществляться только по делам об уголовных преступлениях и не проводиться по делам политического, религиозного, военного или расового характера;
д) обеспечение неотвратимости ответственности и предупреждение правонарушений.
Основными направлениями деятельности Интерпола являются уголовная регистрация с помощью специальной методики и картотек, международный розыск преступников, лиц, пропавших без вести, и похищенных ценностей. Кроме этого, в Генеральном секретариате осуществляются сбор и обобщение статистических данных о преступности в каждой стране, оказание технической помощи странам-участницам, организация международных полицейских выставок и научно-исследовательская работа. Интерпол издает Международное обозрение уголовной полиции, бюллетень "Подделки и подлоги" и различные справочные издания.
На региональном уровне международная борьба с преступностью осуществляется Организацией американских государств (ОАГ), Лигой арабских государств (ЛАГ). Советом Европы (СЕ) и другими региональными международными организациями. Например, в 1971 г. 14 государств - членов Организации американских государств (ОАГ) приняли в Вашингтоне конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение.
О высокой степени сотрудничества стран в европейском регионе свидетельствуют принятые и действующие здесь конвенции: о правовой помощи по уголовным делам, о выдаче преступников, о признании приговоров по уголовным делам, о передаче судопроизводства по уголовным делам, о правонарушениях в отношении культурных ценностей, об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и др.
В 1992 г. Маастрихтским договором Европейского союза было создано Европейское полицейское ведомство (Евронот) для совместной борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, фальшивомонетничеством и другими преступлениями международного характера. Одновременно на уровне министров стран Европейского союза принимаются решения о формировании всех основных структур Европола со штаб-квартирой в Гааге.
В 1995 г. страны Союза приняли Конвенцию о Европейском полицейском ведомстве, которая регулирует основные вопросы сотрудничества государств-участников в борьбе с международной преступностью. Однако в силу она пока не вступила и находится в стадии ратификации. Несмотря на это, Европол уже осуществляет свои функции, но статуса международной организации пока не имеет и не может сотрудничать со странами, не входящими в Европейский союз.
В 1993 г. по решению Совета глав правительств стран СНГ создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ какпостоянно действующий орган. Основными задачами Бюро являются: формирование специализированного банка данных и предоставление информации об этих деяниях в соответствующее МВД, содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования, обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких стран, а также выработка рекомендаций по борьбе с международной преступностью.
В международной борьбе с преступностью постоянно возрастает роль неправительственных международных организаций. Вклад их, безусловно, неоднозначный. В деле унификации международного уголовного права следует назвать Международную ассоциацию уголовного права (МАУП),которая имеет консультативный статут в ЭКОСОС и осуществляет свою деятельность при помощи национальных групп государств-участников. К числу ее уставных задач относятся: оказание странам содействия в совершенствовании законодательства и правовых институтов, обеспечивающих гуманное и справедливое уголовное правосудие, консультативное обслуживание органов и организаций системы ООН. Один раз в 5 лет МАУП проводит международные конгрессы, на которых рассматриваются правовые проблемы и отдельные вопросы выдачи преступников, уголовной ответственности за незаконное распространение наркотиков, преступления против гражданской авиации, защиты прав человека в уголовном процессе и другие вопросы, нередко выходящие за рамки уголовного права в узком смысле этого слова.
Международное криминологическое общество (МКО)также имеет консультативный статус ООН. В его задачи входят содействие объединению усилий ученых и практиков-специалистов в вопросах борьбы с преступностью и возможно более широкое изучение этого явления. МКО организует обмен научными кадрами криминологов в рамках национальных институтов, проводит конгрессы, курсы-семинары, создает международные научные центры, учреждает стипендии и организует чтение лекций.
Международное общество социальной защитыв рамках своего устава призвано изучать социальные аспекты преступного поведения с целью защиты общества от преступности, а индивидуумов - от возможности совершать противоправные деяния. Проводится пропаганда идей гуманизации уголовной политики, а также международные конгрессы социальной защиты и научно-практические семинары.
Среди других неправительственных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, можно назвать Международную ассоциацию помощи заключенным, Международную амнистию, Международный центр предупреждения преступности в Монреале, Международную ассоциацию судей по делам несовершеннолетних, Всемирную ассоциацию полицейских (ИПА) и др. При этом ИПА была создана в 1955 г. представителями полицейских органов для поддержания взаимных контактов, пропаганды передовых приемов и способов раскрытия преступлений, а также обучения всему новому в правоохранительной деятельности. Она имеет права консультативного органа при ООН. С 1994 г. Россия является членом этой организации.