Международно-правовой режим космического пространства, луны и других небесных тел
Космос представляет собой единство двух видов территории - космического пространства и естественных небесных тел.
Понятие "космическое пространство"означает обширную территорию, простирающуюся от внешней границы воздушного пространства (примерно 100-110 км от поверхности Земли) до пределов лунной орбиты - так называемый ближний космос, и за ее пределами, т.е. далее 384 тыс. км - дальний космос.
Под естественными небесными теламипонимаются в первую очередь сами небесные тела, представляющие собой естественные необитаемые космические образования, движущиеся по постоянной орбите и пригодные для освоения и использования. Соглашение 1979 г. не включает в понятие "естественные небесные тела" внеземные материалы -астероиды, метеориты и др., достигающие поверхности Земли естественным путем. Если первые являются общим достоянием человечества, то вторые становятся собственностью государства, на территории которого они обнаружены*.
* Ежедневно на территорию Земли выпадает несколько тонн метеоритов. В России сбором "космического фунта" занимается Комитет по метеоритам. Торговля метеоритами частными лицами, именуемая метеоритным пиратством, преследуется государствами. Жесткие законы приняты Австралией; в России это деяние приравнено к контрабанде драгоценных камней.
Правовой режим космоса и его составляющих установлен Договором 1967 г., другими источниками в соответствии с требованиями международного права и современными представлениями о главных закономерностях развития Вселенной.
Наибольшее значение для разработки режима космоса имеют основные принципы современного международного права, в том числе сотрудничества государств, запрещения применения силы и угрозы силой, разоружения под эффективным международным контролем, мирного разрешения международных споров, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения международных обязательств, международной охраны окружающей среды.
Наиболее актуальной является задача обеспечения безопасности в космосе, исследования и использования его только в мирных целях, что соответствует представлению о космосе как об общечеловеческом достоянии. Можно считать, что в настоящее время уже регулируются вопросы обеспечения военной, ядерной и экологической безопасности в космосе.
Договором 1967 г. и развивающим его положения Соглашением о Луне 1979 г. запрещаются применение силы, угроза силой или любые враждебные действия в космосе и из космоса в отношении Земли;запрещается использование космического пространства, Луны, небесных тел в качестве театра войны и военных действий, для размещения военных баз и укреплений. Особо оговаривается запрещение использовать небесные тела в целях применения силы и угрозы силой в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических кораблей или космических объектов иного назначения. Указанными источниками запрещается также аналогичная деятельность в мирное время, с целью подготовки военных действий.
В доктрине господствует позиция относительно частичнойдемилитаризации космического пространства и полнойдемилитаризации естественных небесных тел, поддерживаемая, в частности, Российской Федерацией, США и другими государствами. ООН неоднократно предпринимала попытки прояснить и более четко определить ситуацию через толкование положений Договора 1967 г. в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет ООН по космосу (функционирует с 1959 г.) на своей 33-й сессии предложил государствам «...в интересах сохранения космического пространства для мирных целей принять односторонние обязательства не размещать вооружения в космическом пространстве; обеспечить запрещение применения силы в космическом пространстве или из космоса в отношении Земли; создать меры доверия в космосе для реализации концепции "открытого космоса" и системы контроля за их соблюдением». Иными словами, рекомендовались меры установления режима полной демилитаризации не только небесных тел, но и космического пространства. Однако США и СССР, не учитывая рекомендаций Комитета, использовали спутники в разведывательных целях. Так, США использовали свои спутники для сбора и передачи сведений разведывательного характера в период англо-аргентинского конфликта из-за Мальвинских (Фолклендских) островов, во время подавления агрессии Ирака против Кувейта в 1990-1991 гг., а также во время агрессии НАТО против Югославии, где использовалась глобальная космическая радионавигационная система "НАВСТАР". Подобные действия провоцируют государства на ответные меры. Так, Россия имеет все основания отказаться от объявленного еще в 1983 г. моратория на исследования в области противо-космического оружия. Около 30 стран обладают возможностью использования лазерного противоракетного оружия. Подобное использование космического пространства противоречит ст. IV Договора 1967 г., а также сложившимся в практике государств представлениям о статусе территорий, являющихся общим достоянием человечества и используемым только на благо человечества.
Принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролемявляется важнейшей гарантией неприменения силы. Положения преамбулы и ст. III Договора 1967 г., обязывающие государства осуществлять космическую деятельность "... в соответствии с международным правом, ... в интересах мира и безопасности", естественно, распространяют данный принцип и на деятельность государств в космосе.
Специфика реализации принципа в пределах отрасли изначально заключается в принятии государствами обязательств не по разоружению, а по невооружению, т.е. немилитаризациикосмоса в целом. Известная конкретизация требований, вытекающих из принципа разоружения, дана в ч. I ст. IV Договора 1967 г. и в Соглашении 1979 г. Государства обязуются:
а) в космическом пространстве:не выводить на орбиту вокруг Земли или Луны или на другую траекторию полета к Луне или вокруг нее любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения; не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом; не испытывать ядерное оружие в космическом пространстве;
б) на естественных небесных телах:не создавать военных баз, сооружений и укреплений; не устанавливать и не использовать ядерное оружие или любые другие виды оружия массового уничтожения на поверхности небесных тел или в их недрах; не испытывать любые типы оружия.
Таким образом, толкование положений ст. IV Договора 1967 г. в отрыве от других его положений и явных намерений сторон, выраженных большинством государств в, процессе обсуждения Договора 1967 г. и нацеленных на превращение космоса в нейтрализованную территорию, привело, во-первых, к установлению различных режимов демилитаризации космического пространства и небесных тел (частичной в первом случае и полной - во втором) и, во-вторых, к началу гонки наступательных космических вооружений, так как якобы пролет и нахождение таковых в космическом пространстве ст. IV впрямую запрещены не были.
Принцип мирного разрешения международных споровсодержится в основных источниках отрасли в достаточно конкретизированной форме. Наиболее часто встречающимися способами разрешения разногласий являются взаимные консультации, конференции участников договоров, конвенций, комитеты экспертов, обращение в международные органы и организации системы ООН.
В случае необходимости проведения переговоров между не признающими друг друга сторонами используется институт посредничества. Международная организация, правомерно участвующая в космической деятельности, является равноправным участником переговоров.
В Соглашении о Луне 1979 г., где наиболее полно представлен этот принцип, обозначено, что заинтересованные стороны принимают все меры для урегулирования спора любыми мирными средствами по своему выбору, не прекращая этот процесс до его успешного завершения.
Успешное освоение космоса возможно и обусловлено равноправным сотрудничеством государств, основывающимся на принципах суверенного равенства, невмешательства в дела, по существу входящих во внутреннюю компетенцию друг друга, добросовестного соблюдения взаимных обязательств.Отказ в сотрудничестве должен рассматриваться как серьезное нарушение международного права и норм отрасли (например, отказ в спасании космонавтов, непередача информации о стихийных бедствиях и др.). Нарушением сотрудничества считаются любые способы дискриминации государств при использовании благ, полученных в результате космической деятельности*.
* Юридический подкомитет Комитета ООН по космосу предложил государствам рассмотреть ряд проблем, или принципов, сотрудничества в космосе, в том числе: особый учет интересов развивающихся стран; особая ответственность космических держав относительно равного, недискриминационного, своевременного доступа к информации, знаниям, применяемой технике; обмен информацией, материалами, оборудованием в рамках справедливых параметров и платежей.
Специальные принципы отраслисвязаны прежде всего с уникальностью космоса как территории, а также с комплексом современных знаний о закономерностях его существования. Кроме универсальных для отрасли источников они реализуются в договорах, связанных с отдельными институтами.
Основополагающее значение среди специальных принципов имеет принцип, запрещающий национальное присвоение космического пространства Луны и других небесных тел,закрепленный в Договоре 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. (ст. II и XI соответственно). Космическое пространство, Луна, небесные тела являются общим достоянием человечества и не могут быть, как указано в тексте, "собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица". Это же относится к их частям или ресурсам. В связи с этим считаются необоснованными притязания ряда экваториальных стран на суверенитет относительно расположенных над их территорией участков геостационарной орбиты (ГСО).
Геостационарная орбита расположена на высоте около 36 тыс. км над Землей в районе экватора. Она представляет собой геометрическую позицию, в которой размещенный в ней объект ведет себя по отношению к Земле иначе, чем если бы он был размещен в каком-либо ином месте этого пространства. Геостационарный спутник - спутник Земли, период обращения которого равен периоду вращения Земли вокруг своей оси; иными словами, это геосинхронный спутник, прямая и круговая орбиты которого лежат в плоскости земного экватора и который вследствие этого остается неподвижным относительно Земли. Такие спутники имеют огромное значение для научно-технической, культурной и других видов деятельности государств. На 30-й сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу (1989 г.) обсуждалась проблема статуса ГСО, в связи с чем выдвигались требования ее рационального и справедливого использования, признания ее особого значения для социального и культурного развития; использования исключительно в мирных целях на благо всего человечества.
ГСО, являясь частью космического пространства, должна быть свободна для доступа государств в целях размещения на ней спутников различного назначения, предназначенных для мирных целей.
ГСО относится к категории ограниченных природных ресурсов,поэтому ее использование должно контролироваться сообществом государств. В настоящее время такой контроль осуществляется Международным союзом электросвязи (МСЭ). В соответствии со ст. 1 Устава МСЭ 1992 г. МСЭ: распределяет радиочастоты спектра и регистрацию присвоений радиочастот спектра и соответствующих позиций на орбите геостационарных спутников таким образом, чтобы избежать вредных помех между радиостанциями различных стран; способствует улучшению использования радиочастотного спектра и орбиты геостационарных спутников для нужд радиосвязи. Статья 44 Устава МСЭ, посвященная использованию радиочастотного спектра и орбиты геостационарных спутников, обязывает государства "стараться ограничить количество частот и ширину используемого спектра до минимума, требующегося для удовлетворительной работы необходимых служб", а также "использовать радиочастоты и орбиты геостационарных спутников рационально, эффективно и экономно, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и к этим частотам разным странам".
С принципом неприсвоения связан такой важный для статуса космоса в целом императив, как свобода исследования и использования космоса для всех государствнезависимо от степени их экономического или научного развития. Соответственно, эта свобода для держав нынешнего "космического клуба" ограничена требованием обращения добытых результатов на благо всех стран. В случае обнаружения природных ресурсов на небесных телах государства должны информировать об этом Генерального секретаря ООН, общественность, международное научное сообщество. Заинтересованные государства могут претендовать на предоставление в их распоряжение образцов фунта и минералов небесных тел*.
* В настоящее время на Земле находится около полутонны лунного грунта, из них 400 кг - в США.
В случае возможности эксплуатации природных ресурсов небесных тел государства обязуются установить такой режим, который учитывал бы интересы всего сообщества. При этом добытые минералы, образцы и другие объекты принадлежат добывшим их государствам. Естественно, эта проблема нуждается в дальнейшем правовом регулировании. Так, по официальным данным, США планируют создать постоянную базу на Луне к 2005 г., а колонию на Марсе - к 2015 г. Пока же планируется доставка на Марс с лунной базы топлива, припасов, снаряжения. Япония планирует осуществить крупномасштабную программу исследования поверхности Луны, в том числе для поиска подходящей площадки для строительства стационарной обитаемой базы. Япония заинтересована в добыче имеющегося на Луне ценного изотопа гелия, который, будучи переработанным в ядерном реакторе, даст огромное количество экологически чистой энергии. Аналогичные программы имеют Россия и Китай.
Принцип международной охраны космической средытесно связан с основным принципом международной охраны окружающей среды и им обусловлен*. Его содержание обязывает государства не наносить ущерб космосу в процессе его исследования и использования.
* Случаи нанесения ущерба космосу при ведении военных действий, размещении, применении, испытании вооружений подпадают под действие основных принципов международного права.
Юридические обязательства государств по экологической защите космоса являются важнейшим элементом правового режима космического пространства и небесных тел. Статья IX Договора 1967 г. называет этот специальный принцип в числе важнейших норм отрасли; в дальнейшем он конкретизируется в Соглашении о Луне 1979 г., в Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., а также в морально-политических нормах, содержащихся в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, ее Комитета по космосу (например, резолюция, содержащая Принципы использования ядерных источников энергии в космическом пространстве, резолюции в связи с использованием космических транспортных систем и их последствиями для будущей деятельности в космосе).
Государства должны использовать космос таким образом, чтобы избегать его вредного загрязнения в результате антропогенной деятельности, предотвращать нарушение сформировавшегося равновесия космической среды вследствие внесения в нее неблагоприятных изменений из-за доставки посторонних веществ и микроорганизмов; должны контролировать деятельность, связанную с использованием в космосе ядерных установок, публикуя результаты оценки ядерных источников энергии на борту космического корабля до его запуска (ст. VII Соглашения о Луне 1979 г., ст. I Конвенции об оперативном оповещении 1986 г.)*.
* Так, в связи с аварийным падением "Марса-8" в ноябре 1996 г. в Тихий океан правительство Российской Федерации сообщило, что находящиеся на его борту изотопы плутония спрессованы в плотные таблетки при t = 1200°, в связи с чем исключено их растворение в воде; что оболочка установки, содержащей топливо, способна выдержать в воде срок более 90 лет, в течение которых обеспечен полный распад плутония; что, таким образом, уровень локального загрязнения акватории будет в сотни раз меньше допустимого по шкале Международного Комитета по радиационной защите.
Государства имеют право объявлять районы небесных тел, представляющих научный интерес, международными заповедниками, в отношении которых могут быть согласованы особые меры защиты.
По сведениям, которыми располагают Генеральный секретарь ООН и отдельные государства, в частности США, Великобритания, особый ущерб космической среде и деятельности по исследованию космоса наносит антропогенный "мусор" - бездействующие спутники, их части и пр. Полагают, что в настоящее время вокруг Земли обращается более 10 тыс. объектов, поддающихся наблюдению, и в несколько раз больше таких, которые не могут быть обнаружены существующими ныне средствами. Лишь 5% наблюдаемых объектов являются эксплуатируемыми спутниками, 20% - нефункционирующими спутниками, четверть из которых представляют собой цельные объекты, остальные - осколки. Английские источники сообщают, что 17 тыс. объектов являются космическим "мусором" и угрожают безопасности полетов*. Есть "мусор" в виде неработающих спутников и на ГСО.
* Антропогенная нагрузка на космос весьма велика: СССР в 1989 г. вывел на орбиту 95 спутников через 74 запуска; Франция - 7 спутников в 1990 г., в 1997-2000 гг. евроконцерн "Арианспейс" намерен запустить 42 спутника, в том числе один весом 7 тонн. Начиная с 1957 г. в космос было отправлено не менее 4500 спутников, 2200 из которых до сих пор находится на орбите, причем только 450 продолжает функционировать. Общий вес запущенных в космос объектов составляет более 2 тыс. т.
Комитет по космосу предложил классифицировать "мусор" на крупный - от 50 см, средний - от 50 до 1 см и мелкий - менее 1 см, в целях разработки защиты и искусственной чистки космического пространства. Последняя, к сожалению, пока практически не осуществима, хотя, например, в 1984 г. с помощью аппарата "Спейс-Шаттл" был возвращен с ГСО спутник "Вестар-6", есть возвращаемые спутники типа "Биокосмос" и у России. Тем не менее пока приходится полагаться на естественный чистящий эффект - всасывание объектов в атмосферу и сгорание в ней.
При освоении космоса - запусках и авариях спутников, особенно крупногабаритных, а также орбитальных станций - происходит загрязнение атмосферы и поверхности Земли, наносится ущерб здоровью населения. Так, около 10 тыс. км2 площади Горного Алтая ныне усеяно обломками ракет, запускаемых с Байконура, при том что продукт распада ракетного топлива - гептил - опасен для здоровья населения. Американская космическая станция "Скайлэб", которая упала в 1979 г., оставила след металлических осколков протяженностью 100 км на юго-западе Австралии и в Индийском океане.