Понятие и источники международного космического права

Международное космическое правопредставляет собой систему основных принципов международного права, специальных принципов и норм, определяющих основы космического сотрудничества государств и правовой режим космического пространства, естественных и искусственных небесных тел, космонавтов.

Практическое освоение космоса и сопутствующее этому становление новой отрасли международного космического права связывается с запуском 4 октября 1957 г. первого советского искусственного спутника Земли.

В разработке правовых основ космического сотрудничества большую роль играют ООН, ее главные органы, специализированные учреждения. Так, Генеральная Ассамблея ООН имеет Комитет по использованию космического пространства в мирных целях с юридическим (правовым) и научно-техническим подкомитетами, Комитет экспертов ООН по применению космической техники. Специализированные учреждения МСЭ, ВМО, ИКАО, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МАГАТЭ, ФАО участвуют в различных программах по космосу. ЮНЕСКО имеет свои программы дистанционного зондирования для археологических исследований, ФАО участвует в программах обнаружения плантаций наркотиков, специальный Центр при ней обеспечивает раннее предупреждение о чрезвычайных ситуациях по продовольственной безопасности в мировом масштабе.

Источниками юридических норм отрасли являются договоры и обычаи, касающиеся космического пространства и деятельности в нем субъектов международного права.

Особое место среди источников отрасли занимает Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. (далее - Договор 1967 г.), закрепивший специальные принципы новой отрасли, определивший ее особенности, связанные со спецификой объекта регулирования, кругом субъектов, допускаемых к космической деятельности, в подходе к проблеме ответственности.

Договор 1967 г. определил взаимосвязь деятельности в космосе с другими глобальными проблемами, в первую очередь - с сохранением мира, разоружением, обеспечением экологической безопасности.

Договор 1967 г. является блестящим примером кодификации и прогрессивного развития международного космического права. Его положения создали правовую базу для целого ряда институтов отрасли,получивших дальнейшую регламентацию в последующих конкретизирующих источниках. К ним относятся: Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 г. (далее - Соглашение 1968), дополнившее ст. V Договора 1967 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г. (далее - Конвенция 1972 г.), конкретизировавшая ст. VI и VII Договора 1967 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 14 января 1975 г. (далее - Конвенция 1975 г.), развивающая ст. VIII Договора 1967 г. и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. (далее - Соглашение 1979 г.).

Условно к источникам отрасли можно отнести отдельные положения договоров, затрагивающих в той или иной мере космическую деятельность: например, Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Конвенция о запрещении использования природной среды в военных или любых иных враждебных целях 1977 г., Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., уставы международных космических организаций, многосторонние и двусторонние договоры.

Для молодой отрасли характерно наличие обычных норм;до сих пор регулируются обычным правом вход и выход космических объектов через суверенное воздушное пространство иностранных государств при запуске, переход на другую орбиту или при посадке, определение верхней границы государственного суверенитета и, таким образом, нижней границы космического пространства.

Целый ряд отношений государств в области космического сотрудничества регулируется морально-политическими нормами, принимаемыми прежде всего в рамках международных организаций: в 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией одобрила "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли (ИСЗ) для международного непосредственного телевизионного вещания"; в 1992 г. принята без голосования резолюция "Принципы использования ядерных источников энергии в космическом пространстве"; разрабатывается проект резолюции о принципах, касающихся международного сотрудничества в мирных целях. Отмечается также наличие этических норм. Они упоминаются в рабочем документе "Вопросы правового режима аэрокосмических объектов", внесенном Россией в юридический (правовой) подкомитет Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по космосу в 1994 г. Так, установилась практика при пролете космического объекта над территорией иностранного государства на высоте менее 100 км делать уведомления о таком пролете.

Объектом отрасли международного космического праваявляются отношения государств, других субъектов международного права, связанные с деятельностью в космосе: установление режимов отдельных видов космического пространства, естественных и искусственных небесных тел; определение круга субъектов космической деятельности; вопросы контроля и ответственности. Предметамиконкретных отношений, определяемых договорами и обычаями, являются действия, воздержание от действий, космос в целом и его части, например, космическое пространство, небесные тела, их ресурсы и др.

Субъектами отрасли международного космического праваявляются прежде всего государства.Поскольку космос является достоянием всего человечества, потенциально субъектами отрасли являются государства независимо от их участия в практическом исследовании и использовании космоса или даже их участия в договорах отрасли. Так, в преамбуле и ст. I Договора 1967 г. отмечается общая заинтересованность всего человечества в космическом сотрудничестве на благо и в интересах всех стран. Тем не менее по особенностям правового статуса в рамках отрасли различают государство регистрациикосмического объекта, запускающее государство, государство, участвующее в запуске,в том числе участвующее в проектировании, конструировании, изготовлении или оснащении объекта, государство-эксплуатант, государство, с территории или установки которого запускается космический объект.

Международные межгосударственные (межправительственные) организациимогут быть участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда большинство их государств-членов являются сторонами Договора 1967 г. и других универсальных отраслевых договоров. Такое ограничение справедливо и обусловлено повышенной опасностью космической деятельности, а также необходимостью распространения на все ее виды и формы ведущих норм отрасли, закрепленных в базовых документах, поскольку сами международные организации к участию в договорах по космосу не приглашались.

В остальном их деятельность определяется уставными документами, предоставляющими им достаточно широкие полномочия: они могут иметь собственные спутники, заключать соглашения с государствами о запуске, выводе их на орбиту и управлении ими, приобретать, арендовать или отчуждать имущество, связанное с космической деятельностью, нести ответственность за ее последствия.

Наиболее активно участвуют в освоении космоса международные организации системы ООН, организации, созданные строго на региональной основе (например, Европейское космическое агентство - ЕКА, Арабская организация спутниковой связи – АРАБСАТ) или многосторонней основе (Международная организация спутниковой связи -ИНТЕЛСАТ, Международная организация морской подвижной спутниковой связи - ИНМАРСАТ и др.).

На основе межгосударственных соглашений создаются неправительственные организации, объединяющие национальные юридические лица для коммерческой деятельности в космосе (например, европейский концерн "Арианспейс" и др.); однако и здесь необходимым условием допуска их к космической деятельности является контроль и ответственность государств - участников Договора 1967 г.

В ряде стран уже принято законодательство о коммерческой деятельности в космосе*. Так, в США действуют Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства 1958 г., Закон о коммерческой космической деятельности и Закон о коммерциализации дистанционного зондирования Земли (оба в 1984 г.), в Великобритании и Швеции действуют законы о космическом пространстве (соответственно 1982 г. и 1976 г.), в России приняты в 1993 г. Закон "О космической деятельности" (с дополнениями 1996 г.) и постановление Правительства РФ "О лицензировании космической деятельности" 1996 г.

* США прогнозировали к 2000 г. получить от космического производства лекарств и полупроводников примерно 20 млрд. долл. дохода; Россия, США, КНР - создатели коммерческой системы связи "Иридиум" планируют до 2006 г. запустить около тысячи коммерческих спутников связи и получить доход до 100 млрд. долл.

Наши рекомендации