Международный район морского дна

Международный район морского дна(далее - Район) - это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств ("дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции" - ст. 1 Конвенции 1982 г.).

Конвенцией 1982 г. установлены следующие специальные принципы, регулирующие Район и деятельность в нем: Район и его ресурсы являются общим наследием человечества; ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть; все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (далее - Орган); деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества; Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами без дискриминации.

Деятельность в Районе осуществляется с разумным учетом другой деятельности в морской среде с обеспечением безопасности морской и воздушной навигации, охраны человеческой жизни на море, с соблюдением свобод открытого моря. Ни деятельность в Районе, ни права, предоставляемые государствам Конвенцией 1982 г., не затрагивают правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.

Конвенцией 1982 г. установлен следующий правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов Района:

деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества в соответствии с Конвенцией 1982 г., а также с нормами, правилами и процедурами, установленными Органом. Деятельность в Районе осуществляется непосредственно Органом (его Предприятием) и государствами-участниками в ассоциации с Органом на основе официального письменного плана работы (контракта), утвержденного Советом Органа после его рассмотрения Юридической и технической комиссией Органа. Такие контракты могут предусматривать осуществление (создание) совместных предприятий обладателем контракта и Органом через его Предприятие;

Орган осуществляет необходимый контроль над деятельностью в Районе и вправе принять любые меры, предусмотренные Конвенцией 1982 г., для обеспечения соблюдения положений Конвенции, а также норм, правил и процедур, разработанных Органом;

контракт на разведку и разработку ресурсов Района должен предусматривать гарантии прав контрактора, он не может быть пересмотрен, приостановлен или отменен иначе, как в соответствии с санкциями Органа (за нарушение условий контракта, невыполнение решения органа по разрешению споров) или при пересмотре контракта с согласия сторон; финансовые поступления от разведки и разработки ресурсов Района направляются Органу для практической реализации согласно Конвенции 1982 г. (обеспечение финансирования Предприятия, администрации Органа, распределение средств среди развивающихся стран и др.).

Орган является организацией, через посредство которой государства-участники организуют и контролируют деятельность в Районе, он основан на принципе равенства всех его членов. Место пребывания Органа -Ямайка (там же находится и главная контора Предприятия).

Главными органами Органа являются: Ассамблея, Совет и Секретариат, несущие ответственность за осуществление всех представленных им полномочий по разведке и разработке ресурсов Района. Правовой статус Органа, его иммунитеты и привилегии ничем не отличаются от статуса, иммунитета и привилегий международной межправительственной организации.

Ассамблея состоит из всех членов Органа, каждый из которых имеет одного представителя в сопровождении заместителей и советников. Ассамблея проводит ежегодные сессии и такие специальные сессии, которые могут быть созваны решением самой Ассамблеи или Генеральным секретарем по просьбе Совета или большинства членов Органа. Каждый член Ассамблеи имеет один голос. Решения по вопросам процедуры принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов. Решения по вопросам существа принимаются большинством в две трети голосов. Ассамблея является высшим органом Органа, она разрабатывает общую политику в рамках компетенции Органа и имеет следующие полномочия и функции: выбирать членов Совета; выбирать Генерального секретаря, членов Правления предприятия и Генерального директора предприятия (по рекомендации Совета); учреждать вспомогательные органы; устанавливать взносы государств-членов в административный бюджет Органа по шкале взносов, основывающейся на шкале взносов в бюджет ООН; принимать решения в отношении справедливого распределения финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе; рассматривать и утверждать годовой бюджет Органа и т.д.

Совет состоит из 36 членов, избираемых Ассамблеей по весьма сложной системе с учетом государств - экспортеров и импортеров, осуществляющих наибольшие капиталовложения, и 18 членов, избираемых в соответствии с принципом справедливого географического распределения мест в Совете. Каждый член Совета имеет один голос. Решения принимаются так же, как и на Ассамблее. Совет является исполнительным органом Органа и обеспечивает всю деятельность по разведке, разработке и эксплуатации минеральных ресурсов Международного района морского дна. Под руководством Совета работают Экономическая плановая комиссия и Юридическая и техническая комиссии.

Секретариат состоит из Генерального секретаря, избираемого на 4 года (с правом переизбрания), и такого персонала, который может потребоваться Совету.

В 80-х годах некоторые государства, не ожидая вступления в силу Конвенции 1982 г. и выступая против ее Части XI (Район), в одностороннем порядке приступили к разведке и разработке минеральных ресурсов Района. В целях защиты интересов СССР в отношении разведки и разработки этих ресурсов Президиум Верховного Совета СССР 17 апреля 1982 г. принял Указ "О временных мерах по регулированию деятельности советских предприятий по разведке и разработке минеральных ресурсов районов морского дна за пределами континентального шельфа" и закрепил за собой в 1986 г. перспективные на железомарганцевые конкреции участки морского дна в Тихом океане с обязательством уплачивать годовой фиксированный сбор в размере 1 млн. долл. США с момента регистрации закрепленного участка в качестве первоначального вкладчика (вместе с Францией и Японией) и начать разведку ресурсов в 1994 г. В связи с распадом СССР эти обязательства не были выполнены.

В связи с тем что Конвенцию 1982 г. не ратифицировали промышленно развитые страны из-за неприемлемости Части XI Конвенции, 29 июля 1994 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято и открыто для подписания Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции ООН по морскому праву с уменьшением размера финансовых отчислений, которые индустриальные государства - разработчики морского дна должны делать в пользу Органа и развивающихся стран. На состоявшейся в августе 1994 г. заключительной сессии Подготовительной комиссии для Органа делегации России удалось добиться освобождения России от задолженности в 8 млн. долл. США и отложить на неопределенное время выполнение Россией обязательства о разведке зарезервированного участка.

Указом Президента России от 22 ноября 1994 г. "О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа" государственное геологическое предприятие "Южное научно-производственное объединение по морским геолого-разведочным работам" ("Южморгеология") определено в качестве разработчика зарезервированного участка.

25 апреля 1995 г. в развитие Указа 1994 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления деятельности российских физических и юридических лиц по освоению минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа", в котором говорится: "Деятельность российских физических, а также юридических лиц, независимо от форм собственности, в том числе с участием иностранных физических и юридических лиц, по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством Российской Федерации и регулируется Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр (ныне - Министерством по природным ресурсам) по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти".

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА, ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ И СПАСАНИЯ НА МОРЕ

Государства всего мира придают большое значение вопросам обеспечения безопасности международной морской и воздушной навигации, уменьшения количества гибели морских судов, оказания быстрой и эффективной помощи людям, судам, летательным и космическим аппаратам, терпящим бедствие на море.

Этим целям служат многочисленные многосторонние и двусторонние договоры, важнейшими из которых являются: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72), Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974/78 гг., Международный свод сигналов 1965 г., Конвенция о грузовой марке 1966 г., Конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г. с Протоколом к ней 1967 г., Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. с Протоколом к ней 1967 г., Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г., Документы по созданию Международной системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ (План реализации 1980 г. и Меморандум о взаимопонимании 1984 г.), 12 двусторонних соглашений СССР (России) с США, Англией, ФРГ, Францией, Канадой, Италией, Нидерландами, Норвегией, Испанией, Грецией, Японией, Южной Кореей о, предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним и др.

По вопросам обеспечения безопасности судоходствагосударства обязались:

сотрудничать и принимать эффективные меры, касающиеся конструкции, оборудования и оснащения судов, их взрыво-, пожаро-, газо- и радиационной безопасности, непотопляемости и живучести, комплектования экипажа и условий труда, систематической инспекции судов на предмет их годности к плаванию с выдачей свидетельства;

обеспечивать суда необходимыми современными техническими навигационными средствами, средствами радио-, свето-, звукоподводной и космической связи и наблюдения; обеспечивать, чтобы капитан, офицеры и экипаж твердо знали и правильно применяли международные правила по предупреждению столкновения судов, охраны жизни на море, предотвращения загрязнения морской среды;

передавать всем заинтересованным сторонам и спасательно-координационным центрам, компетентным властям, судам и летательным аппаратам, с которыми может быть установлена связь, сообщения о любой опасности для международной морской и воздушной навигации, о терпящих бедствие судах и летательных аппаратах, об опасных гидрометео-явлениях с последующей подробной информацией в целях обеспечения безопасности человеческой жизни на море, судов и летательных аппаратов;

военные корабли, ведущие наблюдение за военными кораблями других государств, обязаны удерживаться на расстоянии, исключающем риск столкновений, а также избегать каких-либо маневров, стесняющих действия или создающих опасность кораблям, за которыми ведется наблюдение; такие корабли не должны предпринимать имитации атак путем разворота орудий, пусковых установок, торпедных аппаратов и других видов оружия в направления встречного корабля или выброса в направлении встречных кораблей каких-либо предметов, не должны использовать прожекторы или другие мощные осветительные средства для освещения ходовых мостиков встречных кораблей и др.

По вопросам оказания помощи и спасаниягосударства обязались: вменять в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров: оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет;

способствовать организации, деятельности и содержанию эффективной поисково-спасательной службы, включающей и космические элементы, для обеспечения безопасности на море в целях оказания помощи и спасания терпящих бедствие;

обеспечивать суда всеми необходимыми спасательными средствами и оборудованием, включающими спасательные шлюпки, плоты, пояса и жилеты, средства радио-, звуко-, светосигнализации, которые должны проверяться и укомплектовываться еще до выхода в море, и др.

Спасание людей в море производится безвозмездно, независимо от согласия пострадавшего, уклонение от спасания или неоказание помощи влечет за собой уголовную ответственность капитанов судов или командиров летательных аппаратов; спасание имущества и оказание помощи судну производится за вознаграждение только в том случае, если капитан судна, терпящего бедствие, ясно выразит на это свое согласие, поскольку он вправе принять помощь или отказаться от нее.

Перед началом спасательных работ или в процессе их проведения составляется контракт в форме договора Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (или по форме Ллойда), при этом во всех случаях величина вознаграждения не может превышать стоимости спасенного имущества.

Наши рекомендации