Территориальное море и прилежащая зона
Территориальное море (территориальные воды) -это пояс морского пространства шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его дно и недра.
Ширина территориального моря отсчитывается от исходных линий, которыми являются или линия наибольшего отлива или прямые исходные линии, соединяющие наиболее удаленные точки островов, рифов и скал (в местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или где вдоль берега в непосредственной близости к нему имеется цепь островов). Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации (в настоящее время действуют постановления Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г., опубликованные в "Извещениях мореплавателям" и Морском законодательстве Российской Федерации (Кн. I. ГУНиО МО. СПб., 1994)).
При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а сама система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны. Исходные линии указываются на морских картах, в качестве альтернативы они могут быть заменены перечнем географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных. Такие карты или перечни географических координат должным образом публикуются, их копии сдаются Генеральному секретарю ООН.
Внешняя граница территориального моря для прибрежного государства является его государственной границей на море. В пределах территориального моря в рамках государственного суверенитета действуют законы и правила прибрежного государства с признанием права всех государств осуществлять мирный проход через территориальное море.
Под проходомпонимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод (первый вид прохода); или б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у портового сооружения (второй вид прохода).
Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие (ст. 18 Конвенции 1982 г.).
Под мирным проходомпонимается проход, который не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.
Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности: угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН; любые маневры или учения с оружием любого вида; любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата (любого военного устройства); погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции; любую рыболовную деятельность; проведение исследовательской или гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи; любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу. В территориальном море подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом (ст. 19-20 Конвенции 1982 г.).
Право мирного прохода- это юридическая возможность осуществить мирный проход через территориальное море иностранного государства. В ст. 17 Конвенции 1982 г. говорится: "При условии соблюдения настоящей Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через Территориальное море", в том числе и военные корабли, независимо от вооружения и типа двигательной установки. Государства, установившие разрешительный порядок прохода, отрицают тем самым само право на мирный проход. Россия признает право мирного прохода иностранных судов, включая военные корабли, через свое территориальное море.
Правила мирного прохода- это национальные законы и правила, относящиеся к мирному проходу. В частности, согласно ст. 21 Конвенции 1982 г. прибрежное государство может принимать в соответствии с действующими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении: безопасности судоходства и регулирования движения судов (включая морские коридоры и схемы разделения движения и др.); защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок; защиты подводных кабелей и трубопроводов; сохранения живых ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства; сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения; морских научных исследований и гидрографических съемок; предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства. Все эти законы и правила должны быть надлежащим образом опубликованы; они не относятся к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты.
Иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества, при осуществлении права мирного прохода должны иметь на борту соответствующие документы и соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными соглашениями. Кроме того, в отношении этих судов, а также танкеров прибрежным государством в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может быть выдвинуто требование следовать по установленным морским коридорам.
Конвенция 1982 г. запрещает государствам предъявлять к иностранным судам такие требования, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода, а также допускать дискриминацию по форме или по существу к судам любого государства (ст. 24).
Государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенций, или других норм международного права (ст. 31).
Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. "Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море" (ст. 30). Проход через территориальное море не облагается налогом, за исключением оплаты предоставленных услуг (буксировка, лоцманская проводка, пополнение запасов топлива, воды, продовольствия и др.), производимой без какой-либо дискриминации судов разных флагов.
В целях обеспечения национальной безопасности и проведения учений с использованием оружия прибрежное государство в пределах своего территориального моря может объявлять районы, закрытые для судоходства, с надлежащим оповещением в "Извещениях мореплавателям", а также крепостные зоны (вблизи военно-морских баз), проход через которые может быть осуществлен только после получения надлежащего разрешения. Кроме запретных районов могут быть объявлены районы, опасные для плавания (опасные и бывшие опасные от мин, свалки боезапаса, грунта и др.).
Права "мирного пролета" иностранных летательных аппаратов над территориальным морем не существует. Для осуществления пролета в каждом отдельном случае даже невоенного летательного аппарата необходимо получение специального разрешения компетентных властей прибрежного государства. Это запрещение не действует в воздушном пространстве над проливами, используемыми для международного судоходства, и в воздушных коридорах над архипелажными водами.
Прилежащая зона- это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Прибрежное государство в прилежащей зоне осуществляет контроль, необходимый для: предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (ст. 33 Конвенции 1982 г.).
Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации",принятый 31 июля 1998 г., содержит определения внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны, устанавливает ширину территориального моря России (12 морских миль) и ширину прилежащей зоны (24 мили от линий отсчета ширины территориального моря), регламентирует вопросы делимитации с сопредельными государствами, устанавливает особенности правового режима морских портов Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря, регламентирует правовой режим морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море, защиту и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также излагает обеспечение выполнения положений этого Закона.
Специально подчеркивается, что правовой режим морских торговых и рыбных портов, а также специализированных портов России является единым для всех портов, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Должностным лицом, регулирующим заход судов в морской торговый порт (в морской рыбный порт) и выход из морского торгового порта (из морского рыбного порта) и отвечающим за безопасность мореплавания в указанном порту, является капитан морского торгового порта (капитан морского рыбного порта), с которым согласовывает свои действия капитан морского рыбного (торгового) порта, если его действия затрагивают компетенцию капитана морского торгового (рыбного) порта.
Это необходимо для того, чтобы в каждом морском порту было одно должностное лицо ("хозяин"), ответственное за безопасность судоходства и вход (выход) судов из порта. Таким должностным лицом в военно-морской базе и пункте базирования военных кораблей является старший морской начальник, с которым согласовывают свои действия капитан морского порта, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в военно-морской базе или пункте базирования военных кораблей. Правила плавания и пребывания в военно-морских базах и пунктах базирования военных кораблей разрабатываются министерством обороны, утверждаются правительством России и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
Закон регламентирует заход иностранных военных кораблей в морские порты России, вынужденный заход, а также порядок и правила осуществления мирного прохода через территориальное море России.
Как уже говорилось в § 1 гл. 16, особое внимание в Законе уделено Северному морскому пути - исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике. Плавание по Севморпути, в том числе в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и публикуемыми в "Извещениях мореплавателям".
Морские научные исследования и защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря соответствуют требованиям, установленным Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Особое внимание уделено проведению государственной экологической экспертизы любой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море (осуществляет федеральный орган по охране окружающей среды с участием соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности.
Охрана внутренних морских вод и территориального моря и их природных ресурсов осуществляется пограничниками во взаимодействии с федеральными органами по обороне, по охране окружающей среды, по природным ресурсам, а также во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.