Международное инвестиционное право
Из предыдущего изложения видно, что многие правовые акты и организации из сферы торгового и финансового права в большей или меньшей мере касаются и инвестиций. Вместе с тем количество норм и институтов, непосредственно относящихся к этой области, стало достаточно значительным, чтобы говорить о международном инвестиционном праве как о самостоятельной подотрасли международного экономического права, особенно если учесть значение иностранных инвестиций в развитии экономики государства.
Международное инвестиционное право - система принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу капиталовложений*. Основной принцип сформулирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств: каждое государство имеет право "регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям".
* Закон об иностранных инвестициях РФ 1991 г. определяет иностранные инвестиции как "все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в целях извлечения прибыли (дохода)"// ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 20. Ст. 1008.
Межгосударственные инвестиционные отношения регулируются главным образом двусторонними договорами. Они могут называться по-разному: соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашение о содействии осуществления и взаимной защите капиталовложений и пр. К 1996 г. в мире было заключено более 900 таких соглашений с участием 140 государств*. Россия является участницей более 40 соглашений, из них 14 были заключены еще от имени СССР. Учитывая столь большое распространение двусторонних инвестиционных договоров, МБРР и МВФ в 1992 г. издали сборник, содержащий примерные общие положения таких договоров (Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment).
* UNCTAD. Note to cor. 1996. P. 3.
В содержании всех двусторонних инвестиционных договоров можно выделить общий круг вопросов: установление правового режима иностранным инвесторам (как правило, национальный режим); система гарантий, предоставляемых принимающим государством (от национализации, от запрещения свободного вывоза валюты, от некоммерческих, т.е. политических рисков и др.); порядок рассмотрения споров между иностранным инвестором и принимающим государством (как правило, предусматривается возможность арбитражного рассмотрения).
В рамках СНГ в 1993 г. заключено многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. Режим, созданный Соглашением, не распространяется на третьи государства (ст. 24). Стороны предоставляют друг другу национальный режим во всей совокупности инвестиционной деятельности. Стороны обязались сотрудничать в разработке и осуществлении согласованной инвестиционной политики; одним из направлений сотрудничества является сближение законодательства по вопросам инвестиционной деятельности. Предусмотрен довольно высокий уровень защиты инвестиций и не только от национализации. Инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате незаконных действий государственных органов или должностных лиц.
По инициативе МБРР в 1988 г. было учреждено на основании Сеульской конвенции 1985 г. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Общая цель Агентства - поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели. Достигается эта цель путем предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование иностранных инвестиций от некоммерческих рисков (запрет на вывоз валюты, национализация и иные формы экспроприации, война, революция, внутригосударственные беспорядки и т.д.).
Организационно Агентство связано с МБРР (его Президент является председателем Совета управляющих - главного органа МАГИ). Членами МАГИ могут быть только члены МБРР. Число членов МАГИ превышает 120, включая Россию и другие страны СНГ. Так же как и в других экономических организациях, число голосов государства-члена зависит от его доли в уставном фонде МАГИ.
Гарантии предоставляются частным инвесторам, для чего Агентство заключает с частным инвестором соответствующий контракт. При наступлении страхового риска Агентство выплачивает предусмотренное вознаграждение, после чего, претензии частного инвестора к принимающему государству переходят Агентству. Спор трансформируется в международно-правовой. Заслуживает внимания то обстоятельство, что в этом споре участвуют не два государства, а одно государство и международная организация - Агентство. Такой порядок существенно уменьшает вероятность отрицательного влияния на взаимоотношения заинтересованных государств.
В целом международные договоры, включая Сеульскую конвенцию, регламентирующую деятельность МАГИ, предоставляют существенную международно-правовую гарантию иностранным капиталовложениям. Благодаря им, нарушение принимающим государством инвестиционного контракта может стать международным правонарушением, влекущим международно-правовую ответственность такого государства.
Одним из важных вопросов, решаемых международными инвестиционными договорами, является вопрос о национализации иностранных инвестиций. Право государства национализировать иностранную собственность признано международным правом. Однако его осуществление обусловлено рядом специальных требований: во-первых, национализация не может быть произвольной, она может быть осуществлена в исключительных случаях, в общественных интересах и на основе закона; во-вторых, она должна сопровождаться выплатой "быстрой, эффективной и адекватной" компенсации.
Правда, ни в одном универсальном международно-правовом акте не зафиксирована обязанность государства при национализации выплачивать компенсацию. Тем не менее можно считать, что такая обязанность существует, и ее юридическая сила вытекает из международно-правового обычая. Подтверждением сложившегося обычая являются практика двусторонних и многосторонних инвестиционных договоров, в которых такая обязанность предусматривается, внутренние законы многих государств, где также предусматривается обязательная выплата компенсации, а также судебная и арбитражная практика разных государств. Причем чаще всего говорится не просто о компенсации, а о быстрой, эффективной, полной (или адекватной) компенсации. Например, в соответствии со ст. 7 Соглашения СНГ иностранные инвестиции в принципе не подлежат национализации; последняя возможна лишь в исключительных, предусмотренных законом случаях; при этом выплачивается "быстрая, адекватная и эффективная компенсация". В Законе Российской Федерации об иностранных инвестициях устанавливается обязательность выплаты компенсации, при этом она должна соответствовать реальной стоимости национализируемого имущества.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы понятие и система международного экономического права?
2. Определите источники МЭП и их особенности.
3. Назовите принципы (общие и специальные) МЭП.
4. Какова система международных организаций в экономической сфере?
5. Какова система международного торгового права?
6. Что такое международное финансовое право.
7. В чем состоит роль международного торгового и финансового права в регулировании отношений между физическими и юридическими лицами?
8. Каким образом осуществляется международно-правовая защита иностранных инвестиций?
9. Каковы основные средства разрешения международных экономических споров?
ЛИТЕРАТУРА
Альтшулер А.Б. Международное валютное право. М.,1984.
Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992.
Богуславский М.М. Международное экономическое право. М., 1986.
Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996.
Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М., 1994.
Лисовский В.И. Правовое регулирование международных экономических отношений. М., 1984.
Международное торговое право / Под ред. В. Лисовского. М., 1979.
Международное частное право в документах: финансы, валюта, налоги. Сборник нормативных актов. Т. 1 / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. М., 1996.
Международное частное право. Сборник документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. М., 1997.
Усенко Е.Т. Международное экономическое право // Курс международного права. Т. 4. М., 1990. Гл. 4.
Шатров В.П. Международное экономическое право. М., 1990.
Эбке Вернер Ф. Международное валютное право. Пер. с нем. М., 1997.
Agreement establishing the Multilateral Trade Agreement. International Legal Materials. Vol. XXXIII. 1994. № 1. P. 13-29.
The Law of International Economic Relations // International Law: Achievements and Prospects. General ed. Mohammed Bedjaoui. UNESCO -Paris. 1991. Chapter Three.
Vandevelde K. The Political Economy of Bilaterial Investment Treaty. American Journal of International Law. Vol. 92. 1998. № 4. P. 621-642.
Winham G. The Evolution of International Trade Agreements. Toronto -London, 1992.