Международное торговое право
На протяжении веков торговля была единственным видом международных экономических отношений. Осуществлялась она купцами, роль государства была минимальной и сводилась к определению статуса иностранцев и их собственности. Нормативное урегулирование осуществлялось в основном за счет складывающихся в практике обычаев неправового характера. Они составляли ядро права торговли (lex mercatoria). Они и в наши дни играют важную роль в регулировании международной торговли. Некоторые из них вошли в межгосударственное торговое право.
В современной системе экономических связей международная торговля занимает центральное место. Другие виды экономических связей либо сопутствуют торговым (перевозки, страхование, расчеты), либо включают элементы торговли (научно-техническое сотрудничество, производственное сотрудничество). Не случайно базовые двусторонние договоры, предусматривающие правовую основу для многообразных экономических отношений, продолжают традиционно именоваться торговыми.
А. Источники международного торгового права.Торговые договоры заключаются на двусторонней основе и устанавливают общую правовую основу торговли между договаривающимися государствами. Именуются они по-разному: договор о дружбе, торговле и мореплавании, договор о торговле и навигации, договор о торговле и экономическом сотрудничестве и др. Как правило, они заключаются на длительный срок или бессрочно. Они решают большой круг вопросов: определяют субъектов, правомочных осуществлять торговые или экономические связи в целом со стороны каждого договаривающегося государства; предоставляют друг другу правовой режим в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового мореплавания; определяют правовой режим деятельности физических и юридических лиц одной стороны на территории другой. Часто содержится общий порядок расчетов, вытекающих из торговых либо иных экономических отношений.
В развитие торговых договоров, а иногда вместо них заключаются межправительственные соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве. Например, Соглашение между правительствами Российской Федерации и Египта о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве 1992 г.
Соглашения о товарообороте устанавливают контингенты товаров, которые составляют товарооборот между договаривающимися государствами на двусторонней основе. Как правило, они заключаются на короткие сроки (6-12 месяцев). При большем сроке действия договаривающиеся стороны ежегодно подписывают дополнительные протоколы о взаимных поставках товаров. Основное содержание - обязательства государств обеспечивать беспрепятственную выдачу лицензий на ввоз и вывоз в пределах согласованных контингентов товаров. Иногда они определяют порядок расчетов не только по товарообороту, но и по дополнительным расходам, связанным с транспортировкой, страхованием и пр. (соглашения о товарообороте и платежах).
Основным универсальным актом в области международной торговли стало Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г. (ГАТТ). Оно легло в основу многостороннего регулирования торговли и тем самым в основу международного торгового права. Основные цели Соглашения: либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации в области торговли. Соглашение содержало положения о режиме наибольшего благоприятствования (сфера применения, возможные изъятия и др.), о национальном режиме, о недискриминации. Постепенно задачи ГАТТ расширялись и оно превращалось в основное торговое объединение государств. Такая трансформация была юридически оформлена в 1994 г. подписанием Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вместо ГАТТ.
Международные товарные соглашения также являются многосторонними соглашениями в области торговли. Они заключаются между странами - импортерами и экспортерами минерального и сельскохозяйственного сырья на определенный срок, чаще всего на пять лет, а затем пересматриваются. С помощью установления квот на куплю-продажу соответствующего товара государства стремятся предотвратить резкие колебания цен. Подобные соглашения существуют по олову, каучуку, пшенице, какао, кофе, сахару и др. Для практического осуществления некоторых товарных соглашений были учреждены международные организации, например, Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК).
Б. Международные торговые организации.Центральное место в системе международного торгового права занимает Всемирная торговая организация (ВТО). Она была создана в ходе последней сессии участников ГАТТ (сессии именуются "раундами"), так называемого Уругвайского раунда, в котором участвовало 118 государств. Он продолжался 7 лет и завершился подписанием Заключительного акта, представляющего своеобразный кодекс международной торговли*. Только основной текст Акта изложен на 500 страницах. Акт содержит обширный комплекс соглашений, касающихся многих областей. Основными являются соглашения об учреждении ВТО (вместо ГАТТ), таможенных тарифах, торговле товарами, торговле услугами, торговых аспектах защиты интеллектуальной собственности.
* Business Guide to the Uruguay Round. Geneva, 1996.
С каждым из них связан комплекс детализирующих соглашений. Например, с соглашением о торговле товарами "ассоциированы" соглашения о таможенной оценке, технических барьерах при торговле, применении санитарных и фитосанитарных мер, процедуре выдачи импортных лицензий, субсидиях, антидемпинговых мерах, инвестиционных вопросах, связанных с торговлей, о торговле текстилем и одеждой, продукцией сельского хозяйства и др.
В общий комплекс документов входят также меморандум о процедуре урегулирования споров, о процедуре контроля за торговой политикой участников, решение о мерах помощи в случае негативного влияния реформ на развивающиеся страны, зависящие от импорта продовольствия, и др. Все это свидетельствует о широте сферы действия ВТО.
Важное значение имеет процедура рассмотрения споров между участвующими странами, меры по устранению произвола и упорядочению критериев при применении антидемпинговых процедур, меры по установлению контроля за торговой политикой участников. Так, в рамках ВТО создан специальный орган - Комитет по торговой политике, деятельность которого направлена на достижение большей "прозрачности" торговой политики и практики ее членов. Комитет рассматривает торговую политику государств на основе предоставляемых ими докладов и параллельных докладов, подготавливаемых Секретариатом ВТО. Результаты обсуждаются на Конференции министров - высшем органе ВТО, состоящем из представителей всех государств-членов. Комитет ежегодно готовит обзор развития "международной торговой среды", который также обсуждается на Конференции министров. Решения Конференции принимаются консенсусом.
Даже самое общее описание основных сфер деятельности ВТО дает представление о сложности стоящих перед ней задач и значении их для мировой экономики. Учреждение ВТО - важный шаг в совершенствовании механизма регулирования международных экономических и торговых отношений. Участники контролируют более 90% мировой торговли. Переговоры о вступлении в нее России ведутся уже немало лет. Положения ВТО требуют, чтобы вступающая в эту организацию страна привела свое национальное законодательство в соответствие с правилами ее многочисленных соглашений.
Изучение деятельности международных торговых организаций показывает, что при их помощи создаются целые комплексы норм, регулирующих торговые связи. Нередко их соответственно и называют "право ВТО", "право ЮНКТАД". Помимо правовых норм договорного происхождения эти комплексы включают и неправовые нормы, создаваемые резолюциями организаций. Оба вида норм взаимодействуют, дополняя друг друга. Такого рода нормативные комплексы занимают все более важное положение в общей системе международных норм, регулирующих торговые связи. Отсюда характерной чертой международного торгового права является тесное взаимодействие с иными нормами, в том числе и неправовыми. Для противопоставления международному торговому праву как системы международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения, существует термин "право международной торговли", который объединяет весь комплекс норм, регулирующих международные торговые связи: международно-правовые и национально-правовые нормы, резолюции и решения международных органов, организаций и конференций, судебные и арбитражные решения, торговые обычаи и обыкновения.
В. Унификация норм, регулирующих международную торговлю.Международные торговые связи осуществляются в основном физическими и юридическими лицами, деятельность которых регулируется национальным правом. При этом национальное право делает это по-разному, нормы одного государства противоречат нормам другого. Будучи созданным на национальной основе, право государств мало приспособлено к требованиям международной торговли. Все это создает препятствия на пути развития международной торговли.
Основным средством решения этих проблем является унификация национального права, под которой понимается создание при помощи международных договоров единообразных норм, предназначенных для восприятия национальным правом и таким образом обеспечивающих преодоление различий в регулировании международных торговых связей.
Унификация - многоплановый процесс. Она происходит на универсальном и локальном, включая двусторонний, уровнях, касается норм общего и специального характера. В нем участвуют и государства, и во все большей мере организации.
Сегодня унификацией на универсальном уровне занято немало международных как межгосударственных, так и неправительственных организаций. К старейшим относится Гаагская конференция по международному частному праву. Созываемая еще в XIX в., она с 1955 г. стала постоянно действующей организацией. Основная сфера ее деятельности -унификация коллизионного права, включая нормы, решающие коллизии права разных государств в области международной торговли. Так, в 1955 г. была принята Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров. Ей на смену пришла в 1986 г. Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (в силу пока не вступила).
С 1926 г. существует межправительственная организация с местом нахождения в Риме - Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА). В отличие от Гаагской конференции Институт занимается унификацией различных отраслей частного права, в том числе и относящегося к торговле. На основе подготовленных УНИДРУА проектов на конференции в Гааге в 1964 г. были приняты две конвенции: "О единообразном законе о международной купле-продаже товаров" и "О единообразном законе по заключению договоров международной купли-продажи товаров". Обе вступили в силу, хотя число участников невелико. В 1983 г. была принята Женевская конвенция о представительстве в международной купле-продаже, а в 1988 г. на конференции в Оттаве одобрены две конвенции: по международному финансовому лизингу* и по международному факторингу. Заметим, что унифицирующие конвенции с трудом вступают в силу, так как государства не всегда имеют достаточно четкое представление об их последствиях. Тем не менее, даже не вступив в силу, положения таких конвенций начинают применяться на практике, заполняя нормативный вакуум.
* Россия присоединилась к этой Конвенции в 1998 г. (см.: Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 787).
Растущая потребность в совершенствовании правового регулирования международной торговли побудила в 1966 г. Генеральную Ассамблею ООН учредить в рамках Организации орган, специально занимающийся унификацией права международной торговли, - Комиссию ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Задачи Комиссии: гармонизация и унификация права международной торговли, а также содействие кодификации международных торговых обычаев. О результатах работы Комиссии можно судить по следующим фактам. На основе ее проектов были приняты Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (вступила в силу в 1988 г.), Гамбургская конвенция о морской перевозке грузов 1978 г. (вступила в силу в 1992 г.), Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (вступила в силу в 1988 г.), Нью-Йоркская конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г. (пока не вступила в силу)*.
* Россия является участницей только Венской конвенции о договорах международной купли-продажи 1980 г., которая была ратифицирована СССР в августе 1990 г. и с 1 сентября того же года ее правила действуют в России.
Существенная роль в формировании норм, регулирующих международные торговые связи, принадлежит неправительственным международным организациям. Наиболее значительна деятельность Международной торговой палаты (МТП). Учреждена она в 1920 г., находится в Париже и функционирует как авторитетная организация деловых кругов. Обобщая торговые обычаи и практику, Палата подготавливает и публикует своды обычаев, применяемых в различных областях международной торговли. Такие своды не обладают юридической силой и подлежат применению лишь в случае прямого указания в контракте. Тем не менее за ними стоит авторитет Палаты и они играют заметную роль в регулировании отношений в области международной торговли. Наиболее известен в практике документ "Международные правила толкования торговых терминов" (ИНКОТЕРМС) в редакции 1990 г.