Субъекты международного экономического права
В системе регулирования международных экономических отношений центральное место занимает государство. Оно является основным субъектом международного экономического права, как и международного права в целом. Суверенитет государства как имманентно присущее ему качество распространяется и на экономическую сферу. Однако в этой сфере особенно зримо проявляется взаимозависимость членов международного сообщества. Мировой опыт свидетельствует, что максимальное осуществление государством своего суверенитета, своих суверенных прав в экономической сфере реально возможно лишь при активном использовании международных экономических связей в интересах своего национального хозяйства в рамках международного экономического права. И такое сотрудничество ни в коей мере не означает ограничения суверенных прав государства.
В двух Международных пактах о правах человека (п. 2 ст. 1 обоих пактов) содержится положение о том, что в силу права на самоопределение все народы могут свободно распоряжаться своими природными богатствами, однако "без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права". Аналогичное положение сформулировано в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. в преломлении к государству и его суверенитету.
Международное экономическое право в целом отражает закономерности рыночной экономики. Однако это не означает ограничения суверенных прав государства и уменьшения его роли в экономической сфере. Напротив, происходит усложнение задач по управлению экономическими процессами, что приводит к увеличению роли государства и, следовательно, к увеличению возможностей международного экономического права в развитии как национальной экономики, так и мирового хозяйства в целом*.
* Эта тенденция нашла отражение в международном праве. Так, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. закрепила такую функцию дипломатического представительства, как развитие отношений в области экономики. Особое значение для нормализации экономических связей имеет институт дипломатической защиты государством своих граждан и юридических лиц. Этот институт пока не кодифицирован. В качестве общего правила, сложившегося в практике, дипломатическая защита оказывается после того, как частное лицо и его государство исчерпали местные средства защиты (административные и судебные) в иностранном государстве.
Государство может непосредственно вступать в хозяйственные отношения международного характера с физическими и юридическими лицами, принадлежащими другим государствам (создавать совместные предприятия, заключать концессионные соглашения или соглашения о разделе продукции в сфере добычи полезных ископаемых и пр.). Такие отношения являются частноправовыми и регламентируются национальным правом. Тем не менее участие государства вносит определенную специфику в регулирование таких отношений. Она выражается в том, что государство, его собственность, сделки с его участием обладают иммунитетом от юрисдикции иностранного государства. В силу иммунитета государство не может быть привлечено в иностранный суд в качестве ответчика без его согласия; в отношении государства и его собственности не могут быть применены принудительные меры по предварительному обеспечению иска и по исполнению иностранного судебного решения; сделки с участием государства подчиняются праву государства, которое является стороной этой сделки, если только стороны не договорятся об ином*.
* В 1993 г. французский суд рассматривал дело по иску о виндикации картин А. Матисса, предъявленному И. Щукиной - наследницей известного русского собирателя картин французских импрессионистов, коллекция которого была национализирована советским правительством в 1918 г., - к Российской Федерации. В своем решении от 16 июня 1993 г. французский суд признал, что он не вправе рассматривать исковые требования, со ссылкой на иммунитет Российского государства и его собственности. См. об этом подробнее: Богуславский М.М. Иск Ирины Щукиной // МЖМП. 1994. № 2.
Рост значения и усложнение международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими совместными усилиями государств через международные организации, что ведет к росту числа международных организаций и их роли в развитии экономического межгосударственного сотрудничества. В результате международные организации являются важными субъектами международного экономического права. Принципиальная основа у международных экономических организаций та же, что и у иных международных организаций. Но есть и некоторая специфика. В этой сфере государства склонны наделять организации более широкими регулирующими функциями. Резолюции экономических организаций играют важную роль, дополняя правовые нормы, приспосабливая их к меняющимся условиям, а там, где они отсутствуют, и заменяя их. В некоторых организациях существуют достаточно жесткие механизмы по осуществлению принятых решений.
Международные организации, действующие в сфере экономических отношений, условно можно разделить на две группы. К первой относятся организации, которые своим действием охватывают всю сферу экономических отношений; во вторую группу входят организации, функционирующие в рамках отдельных подотраслей международного экономического права (например, торговые, финансовые, инвестиционные, транспортные и иные). Некоторые организации из второй группы будут рассмотрены ниже, в соответствующих параграфах.
Из первой группы организаций главное место по своему значению занимает Организация Объединенных Наций, имеющая разветвленную систему органов и организаций (см. гл. XI). Развитием международного экономического сотрудничества, что является одной из целей ООН, занимаются два центральных ее органа: Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации государствам в целях содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях (ст. 13 Устава ООН). Под ее руководством функционирует ЭКОСОС, который несет главную ответственность за выполнение функции ООН в области экономического и социального сотрудничества.
ЭКОСОС осуществляет координацию деятельности всех органов и учреждений системы ООН в экономической сфере. В нем обсуждаются экономические и социальные проблемы глобального характера. Под его руководством работают пять региональных экономических комиссий: для Европы, для Азии и Тихого океана, для Латинской Америки, для Африки, для Западной Азии. ЭКОСОС координирует деятельность специализированных учреждений ООН, некоторые из которых опосредуют экономическое сотрудничество.
Прежде всего, отметим Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданную в 1967 г. и в 1985 г. получившую статус специализированного учреждения ООН. Она координирует всю деятельность системы ООН в области промышленного развития в целях ускорения индустриализации развивающихся стран. Например, План действий по промышленному развитию и сотрудничеству, разработанный в рамках ЮНИДО и принятый в 1975 г., утверждает право государства на суверенитет над природными ресурсами и на контроль за деятельностью частного капитала и ТНК. Другие специализированные учреждения ООН функционируют в отдельных сферах экономического сотрудничества: Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), финансовые учреждения ООН (Международный банк реконструкции и развития - МБРР, Международный валютный фонд -МВФ, Международная финансовая корпорация - МФК, Международная ассоциация развития - MAP).
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, но переросла в самостоятельную международную организацию. В ее систему входят многочисленные вспомогательные органы, например, Комитет по промышленным товарам, Комитет по сырьевым товарам и пр. Главной задачей ЮНКТАД является формирование принципов и политики в сфере международной торговли, направленных на ускорение экономического развития. Принятая в 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН Хартия экономических прав и обязанностей государств была подготовлена в рамках ЮНКТАД. Отметим, что именно ЮНИДО и ЮНКТАД играют важную роль в формировании принципов международного экономического права.
В литературе, особенно западной, обсуждается вопрос о международной правосубъектности транснациональных корпораций (ТНК), которые наряду с государствами и международными организациями часто рассматриваются в качестве субъектов международного экономического права. Объясняется такое положение тем, что ТНК становятся все более важными субъектами международных экономических связей, оказывающими возрастающее влияние как на национальную, так и на мировую экономику.
Действительно, ТНК с их инвестиционной мобильностью, широкой системой связей, в том числе и с правительствами, с большими возможностями организации наукоемкого, высокотехнологичного производства служат важным фактором развития мировой экономики. Они способны оказывать положительное влияние и на национальную экономику принимающих стран, ввозя капитал, передавая технологию, создавая новые предприятия, обучая местный персонал. В целом ТНК отличаются от государств более эффективной, менее бюрократической организацией и поэтому они нередко успешнее решают экономические проблемы, нежели государство. Правда, не следует чрезмерно возвышать ТНК. Многочисленные факты свидетельствуют, что ТНК размещают на территории принимающих государств экологически вредные производства, уходят от уплаты налогов; используя ввоз товаров, препятствуют развитию национального производства и пр. Более того, используя свое экономическое могущество, ТНК способны оказать влияние и на политику принимающего государства.
Особенность ТНК проявляется в том, что они обладают экономическим единством при юридической множественности. Это - группа компаний, созданных по законам разных государств, являющихся самостоятельными юридическими лицами и осуществляющих деятельность на территории разных государств, но находящихся в отношениях взаимозависимости, при которой одна из них (головная, или сверхтранснациональная, корпорация) занимает доминирующее положение и осуществляет контроль над всеми остальными. Следовательно, ТНК - это не юридическое, а экономическое или даже политическое понятие. Субъектами права являются те компании, которые объединяются в единую систему. Субъектом права может быть и объединение компаний. В любом случае, как отдельные компании, так и их объединения являются субъектами национального права, а не международного. При этом используется два подхода: они являются субъектами права либо государства, в котором они зарегистрированы; либо государства, на территории которого они имеют оседлость (место нахождения административного центра или место основной хозяйственной деятельности). Отсюда следует, что деятельность ТНК регулируется национальным правом.
Принцип подчинения ТНК национальному праву зафиксирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств: каждое государство имеет право "регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства" (ст. 2).
Учитывая, что деятельность ТНК носит трансграничный характер, что они способны причинить ущерб национальной экономике принимающего государства даже без нарушения его законов, желательно и международно-правовое регулирование их деятельности. Однако можно констатировать, что такое регулирование пока отсутствует. В международных документах есть лишь некоторые общие положения, носящие в основном декларативный характер. Хотя попытки регулирования предпринимались. Так, в рамках ЭКОСОС были созданы Центр по ТНК и Комиссия по ТНК, на которую была возложена задача разработки Кодекса поведения ТНК. Проект Кодекса был подготовлен*, но в окончательном варианте он не принят государствами. Государства, граждане которых контролируют большинство ТНК, считают, что Кодекс должен носить рекомендательный, а не юридически обязательный характер.
* Completion of the Code of Conduct on Transnational Corporations (Doc. UN: E/C.IO. 1986).
Вместе с тем роль ТНК как в осуществлении международных экономических связей, так и в развитии международного экономического права продолжает расти. Используя свое влияние, они добиваются повышения своего статуса в международных отношениях. Так, в докладе Генерального секретаря ЮНКТАД IX конференции (1996 г.) говорится о необходимости предоставить корпорациям возможность участия в работе этой организации. Однако это не означает предоставления им международно-правового статуса. Они могут принимать участие в работе ЮНКТАД в качестве частных лиц, т.е. субъектов национального права*.
* В докладе сказано, что корпорациям должна быть предоставлена возможность участия в многосторонних международных форумах, поскольку они "претворяют в жизнь решения о производстве и потреблении, формально принимаемые правительствами". Далее подчеркивается, что, несмотря на исключительную сложность и трудность проблемы, необходимо "начать интеграцию частного сектора и иных новых действующих лиц в повседневную деятельность ЮНКТАД" // UNCTAD Bulletin. 1996. N 35. Р. 6.