Понятие международного экономического права
Международное экономическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения.
Современные международные экономические отношения представляют собой высокоразвитую сложную систему, объединяющую разнородные по содержанию (по объекту) и по субъектам, но тесно взаимодействующие между собой виды общественных отношений. Беспрецедентный рост значения международных экономических отношений для каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к интернационализации общественной жизни достигла глобального масштаба, охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая экономическую.
Глобализация экономики - важный фактор ее развития. Но она порождает и немало проблем. Главная состоит в том, что далеко не все государства могут в полной мере воспользоваться благами этого процесса. Прежде всего это развивающиеся страны, в какой-то степени и страны с переходной экономикой. Трудности возникают и у России: недостаток опыта управления рыночной экономикой приводит, с одной стороны, к не всегда оправданному освоению российского рынка иностранными товарами, а с другой - к неспособности продвижения российских товаров, услуг, капиталов на иностранные рынки.
Развивающиеся страны, опираясь на свое большинство в ООН, пытались изменить ситуацию и создать "новый экономический порядок", основанный на равных возможностях участия в мирохозяйственных связях. Так, в 1974 г. были приняты Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств (и до и после этого принимались многочисленные резолюции в этой же области). Названные документы имели двойственные последствия. С одной стороны, в них сформулированы бесспорные основополагающие положения, являющиеся общими принципами международного экономического права, но, с другой, - они содержат множество односторонних положений, предусматривающих специальные права и преференции развивающимся странам и не учитывающих интересы промышленно развитых стран. В результате эти положения не признаны мировым сообществом и остались ни к чему не обязывающими декларациями.
Все это подтверждает, что международное экономическое право способно стать эффективным инструментом управления международными экономическими связями при обязательном соблюдении двух условий: учет законных интересов всех государств и учет реально сложившегося положения вещей.
Существенной специфической чертой международных экономических отношений является объединение в единую систему различных по субъектной структуре отношений, обусловливающих применение различных методов и средств правовой регламентации. Существуют два уровня отношений: во-первых, отношения между государствами и иными субъектами международного права (в частности, между государствами и международными организациями) универсального, регионального, локального характера; во-вторых, отношения между физическими и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и так называемые диагональные отношения - между государством и физическими или юридическими лицами, принадлежащими иностранному государству).
Международное экономическое право регулирует лишь отношения первого уровня - межгосударственные экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных экономических связей, их общий режим. Основная масса международных экономических связей осуществляется на втором уровне: физическими и юридическими лицами, поэтому регулирование этих отношений имеет первостепенное значение. Они регулируются национальным правом каждого государства. Особая роль принадлежит такой отрасли национального права, как международное частное право. При этом нормы международного экономического права играют все возрастающую роль в регулировании деятельности физических и юридических лиц, но не прямо, а опосредованно через государство. Государство воздействует нормами международного экономического права на частноправовые отношения через закрепленный в национальном праве механизм (например, в России - это п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации и аналогичные нормы в других законодательных актах).
Сказанное свидетельствует о глубоком взаимодействии двух систем права (международного и национального) в регулировании международных экономических отношений. Это породило концепцию международного хозяйственного права, объединяющую международно-правовые и национально-правовые нормы, регулирующие международные хозяйственные отношения*, и более широкую концепцию транснационального права, включающего все нормы, регулирующие отношения, выходящие за пределы границ государства, в единую систему права**.
* В отечественной литературе эта концепция была разработана в начале 20-х годов нашего века выдающимся юристом, в то время профессором Харьковского института народного хозяйства В.М. Корецким. (См.: Корецкий В.М. Избранные труды. Кн. 1. Киев, 1989. С. 120-195).
** В 1956 г. американский профессор Ф. Джессеп опубликовал книгу "Транснациональное право". Его концепция исходит из равного статуса государств, физических и юридических лиц в сфере международных отношений (см.: Jessup Ph. Transnational Law. New Haven, 1956). Наибольшее развитие эта концепция получила в сфере международного экономического права (см. напр.: International economic theory and international economic law // The structure and progress of international law. The Hague, 1986).
Какой бы ни была тесной связь в процессе регулирования международных экономических отношений норм международного и национального права, они относятся к самостоятельным системам права, основанным на своих собственных субъектах. Объединение норм, входящих в разные системы права, возможно лишь в каких-либо конкретных целях, например при написании учебного курса. Бесспорно, имеет практическую ценность совместное изложение всех норм независимо от их природы, которые во взаимодействии регулируют весь комплекс международных экономических отношений.
Сложность объекта регулирования международного экономического права состоит в том, что он охватывает многообразные, различающиеся по своему содержанию виды отношений, связанных с различными аспектами хозяйственных отношений. К ним относятся торговые, транспортные, таможенные, финансовые, инвестиционные и другие отношения. Каждый из них имеет свое специфическое предметное содержание, порождающее необходимость специального правового регулирования, в результате чего сформировались подотрасли международного экономического права: международное торговое право, международное транспортное право, международное таможенное право, международное финансовое право, международное инвестиционное право, международное технологическое право.
Каждая подотрасль представляет собой систему международно-правовых норм, регулирующих межгосударственное сотрудничество в конкретной сфере экономических отношений. Все они объединяются в единую отрасль международного права - международное экономическое право - общим объектом регулирования, общими целями и принципами. Кроме того, целый ряд институтов международного экономического права являются элементами других отраслей международного права: права международных организаций, права договоров, права мирного разрешения споров.