Идеологическая и классовая борьба не могут лежать в основе мирных межгосударственных отношений.
На смену блоковому противостоянию и поиску внешних врагов пришли деидеологизация межгосударственных отношений, партнерство, признание общечеловеческих ценностей и их приоритета над узконациональными интересами.
Ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических и каких бы то ни было других целей.Ядерная война - это самоубийство для земной цивилизации, в ней не может быть победителей. Вместе с тем ядерное оружие, десятилетиями игравшее роль сдерживающего фактора в военно-политическом противостоянии Запада и Востока, в обозримом будущем будет и далее играть ту же сдерживающую роль для любого потенциального агрессора. Выдвинутая Советским Союзом в 1986 г. Программа поэтапной полной ликвидации ядерного оружия до конца XX столетия практически невыполнима и не может быть приемлема для России в силу ее геополитического положения, как противоречащая национальным интересам России.
Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер.Она включает в себя экономические, политические, военные, экологические, гуманитарные, информационные и другие аспекты, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Традиционно существовавшая ранее военно-политическая безопасность государств дополнилась ныне экономической, экологической, продовольственной, информационной безопасностью. Перед человечеством во весь рост встали новые глобальные проблемы (экологическая, продовольственная, сырьевая, демографическая и др.), которые требуют для своего решения объединения усилий всех государств мира. Все это позволяет говорить о возникновении и становлении всеобъемлющей системы международной безопасности.
Международная безопасность неделима.Нельзя строить безопасность одного государства (группы государств) за счет безопасности другого государства (группы государств). Стремление к достижению военного превосходства - движущая сила гонки вооружений, антипод снижению уровня военного противостояния, а также политической, экономической и социальной стабильности. Гонку вооружений, как и ядерную войну, выиграть нельзя. Военные доктрины всех государств должны быть строго оборонительными. Ядерные и обычные вооружения и вооруженные силы государств должны быть сокращены в количественном и качественном отношениях вместе с бюджетными расходами на них и находиться на уровне разумной достаточности для обороны под эффективным международным контролем.
Международная безопасность не может строиться на основе существования и односторонних действий НАТО в обход Совета Безопасности ООН, без учета мнений ОБСЕ и России, Индии и Китая.На этом фоне расширение НАТО на Восток и особенно агрессия НАТО против Югославии ломает сложившуюся после второй мировой войны систему коллективной безопасности, попирает Устав ООН, создает прецедент силового решения международного спора вне рамок ООН и ее Совета Безопасности, что дает основание России принимать ответные адекватные меры по укреплению своей национальной безопасности.
Неизмеримо выросла миротворческая роль ООН,особенно ее главного органа - Совета Безопасности, набирает силу и влияние ОБСЕ, которая вполне может стать основным регулятором межгосударственных отношений в Европе в борьбе за укрепление мира и международной безопасности на европейском континенте; растет влияние Совета Европы, первые шаги делает Содружество Независимых Государств. Вместе с тем международному сообществу до сих пор не удалось исключить войну из жизни человеческого общества. В различных районах мира продолжаются почти 30 вооруженных конфликтов, более 20 миллионов человек превратились в беженцев и вынужденных переселенцев, кое-где поднимают голову воинствующий национализм и религиозная нетерпимость, развязана агрессия НАТО против Югославии.
К сожалению, идеи установления Нового международного экономического порядка, провозглашенные в одноименной Декларации от 1 мая 1974 г., претворить в жизнь практически не удалось.Разрыв между промышленно развитыми странами и развивающимися государствами в силу объективных, независящих от человека и государств причин продолжает сохраняться и углубляться; в отдельных районах мира имеет место экономическая, политическая и социальная нестабильность. Вместе с тем опыт отдельных развивающихся стран (Малайзии, Сингапура, Таиланда, Чили, Южной Кореи и др.) убедительно показал, что на путях широкого внедрения действительно рыночной экономики и свободной конкуренции даже при наличии минимального количества естественных природных ресурсов (и даже при их полном отсутствии) можно обеспечить высокий уровень промышленного развития и благосостояния населения, политическую, экономическую и социальную стабильность.
Перечисленные выше реальности современного мира и другие факторы убедительно свидетельствуют, с одной стороны, о многогранности и всеобъемлющем характере международной безопасности, а с другой, - о неразрывной связи безопасности каждого отдельного государства с безопасностью всего международного сообщества в целом, а также связи между безопасностью и развитием, что позволяет сформулировать само определение права международной безопасности.
Право международной безопасности в широком смысле -это совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, экологической, продовольственной, информационной безопасности государств, а также политической, экономической и социальной стабильности в мире; в узком смысле - это совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на обеспечение военно-политической безопасности государств, предотвращение возникновения войны и пресечение актов агрессии.
Юридическую основу права международной безопасности составляют такие основные принципы международного права, как принципы неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела государств, сотрудничества, охраны окружающей среды, разоружения, а также такие специальные принципы, как принцип неделимости международной безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности государств и другие.
Неделимость международной безопасностиозначает: признание каждым государством всеобъемлющего характера международной безопасности, включающей, в частности, политическую, военную, экономическую, экологическую, информационную, продовольственную и иную безопасность; право каждого государства на безопасность и мирное свободное политическое, экономическое, социальное, культурное и иное развитие без какого бы то ни было вмешательства извне; безопасность любого государства не может строиться и обеспечиваться за счет безопасности другого государства, группы государств или всего международного сообщества; отказ каждого государства от любых действий, затрагивающих тот или иной аспект международной безопасности, которые могли бы нанести ущерб безопасности какого-либо государства, группе государств или всему международному сообществу в целом; и др.
Ненанесение ущерба безопасности государствозначает:
принятие и осуществление мер в области разоружения должно осуществляться поэтапно на такой справедливой и сбалансированной основе, чтобы обеспечить право каждого государства на безопасность при более низком уровне вооруженных сил и вооружений государств и наличии эффективных гарантий Совета Безопасности ООН, чтобы ни на одном из этапов снижения уровня вооруженных сил и вооружений ни одно государство или группа государств не могли получить военное преимущество над другим государством или группой государств;
принятие и осуществление государствами согласованных мер в политической, экономической, социальной, экологической и гуманитарной областях не должны быть направлены против суверенитета, территориальной целостности, свободы или политической независимости какого-либо государства, против свободного выбора каждым народом наиболее подходящей для него политической, экономической, социальной и культурной систем и форм внешних экономических и иных связей, против переноса загрязнения и загрязнителей из одного государства в другой или в районы, находящиеся за пределами действия национальной юрисдикции государств, и др.
В настоящей главе излагаются лишь военно-политические аспекты международной безопасности и меры по ее международно-правовому обеспечению.
Международно-правовое обеспечение международного мира и безопасности- это совокупность урегулированных международным правом мер, направленных на мирное разрешение международных споров; создание универсальной и региональных систем коллективной безопасности; предотвращение возникновения войны; пресечение актов агрессии; сокращение вооруженных сил и вооружений и осуществление разоружения; сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны; укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области и др.