Последующее государственно-правовое развитие Германии

Конституция ФРГ.В 1949 г. с разрешения западных оккупационных властей три западные зоны соединились в единое государство под названием Федеративной Республики Германии. Новое государство получило утвержденную оккупационными властями новую Конституцию, названную Боннской по столичному городу Западной Германии. Она восстановила демократические институты власти и управления и в ряде отношений походила на Веймарскую конституцию.

Новое германское государство было построено на началах федерализма. Оно объединяло 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга (ст. 109). Каждая земля имела свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

Правительство каждой из земель (в настоящее время 14) назначает своих уполномоченных в верхнюю палату парламента — бундесрат (Союзный совет).

Нижняя палата (бундестаг) сохранила свою демократическую первооснову — она избирается народом. Голосование происходит по мажоритарной и пропорциональной системам. В первом случае достаточно получить относительное большинство голосов по сравнению с другими кандидатами в депутаты, во втором — по признаку партийных списков (в парламент проходит именно то число кандидатов, которое определяется числом голосов, поданных за данный список). Партия, собравшая менее 5 % голосов, лишается всякого представительства.

Главным законодательным органом является бундестаг, но его полномочия в определенной мере ограничиваются бундесратом. По некоторым вопросам — изменение Конституции, передел территории, компетенция земельных властей и даже финансы — бундесрат наделяется правом абсолютного вето, с чем не может не считаться нижняя палата. В других случаях верхняя палата имеет право отлагательного вето. Таким образом, утверждался не фиктивный, но реальный федерализм Западной Германии.

Главой государства Конституция провозгласила президента, избираемого на пять лет. Президент предлагает на утверждение бундестага кандидата на пост главы правительства, которым во всех случаях становится лидер партии, победившей на выборах.

Действительная власть сосредоточивается, как и повсюду, в правительстве государства и особенно в руках его председателя — канцлера. Правительство контролирует законодательство, осуществляет всю предоставленную ему исполнительную власть и т. д.

Важными функциями наделен федеральный Конституционный суд, в первую очередь правом толкования Конституции и соответственно определения того, насколько принятый парламентом закон отвечает ее букве и духу. Этот суд также решает вопросы о пределах компетенции федерации в целом и каждой земли в отдельности в случаях, когда этот вопрос становится предметом спора между федерацией и землями. Судьи Конституционного суда назначаются пожизненно.

Наиболее влиятельной партией ФРГ является христианско-демократическая. В период ее правления Западная Германия преодолела послевоенную разруху и вышла на одно из первых мест в мире как по общему объему производства, так и по производительности труда. В настоящее время она входит в тройку наиболее мощных индустриальных держав мира (США, Япония и ФРГ).

Правящей партией одно время была и социал-демократическая. Но как первой, так и второй обычно недостает некоторого количества голосов для доминирования в нижней палате. В этих специфических условиях в число правящих партий выдвинулась немногочисленная партия свободных демократов (СвДП), которая претендовала и претендует на важные министерские портфели. В течение 13 лет СвДП сотрудничала как с христианскими демократами, так и с социал-демократами, но, преследуя особые цели, осенью 1982 г. свободные демократы перешли на сторону христианских демократов, что вызвало правительственный кризис. Так при известных обстоятельствах малая партия, дающая численный перевес крупной партии, может играть роль, не соответствующую ее действительному влиянию в стране в целом. За распадом коалиции последовали досрочные парламентские выборы.

Конституция ГДР.Восточная Германия, занятая советской армией, по окончании войны первое время управлялась советской военной администрацией. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), образовавшаяся на Востоке в результате слияния коммунистических и социал-демократических партийных организаций. В сентябре — октябре 1946 г. в Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и в земельные парламенты — ландтаги. СЕПГ получила более 50 % голосов на общинных выборах и 47 % на выборах в ландтаги.

Далее последовали реформы социалистического характера: было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа и т. д., что соответствовало социалистической ориентации на преобразование промышленности и сельского хозяйства. В связи с этим западные зоны Германии поспешили самоопределиться. В ответ на это Народный конгресс Восточной Германии (март 1948 г.) избрал так называемый Немецкий народный совет и поручил ему выработать конституцию будущей ГДР. 7 октября 1948 г. Народный совет объявил о создании Германской Демократической Республики как самостоятельного государства и преобразовал себя во Временную народную палату ГДР. Правительство СССР предоставило правительству ГДРфункции управления, принадлежавшие советской военной администрации.

Первые общенародные выборы в законодательную палату ГДР состоялись в 1949 г. Партии, существовавшие и легализованные к тому времени, выступили с единой программой и единым списком кандидатов в депутаты. Квота, приходящаяся на каждую партию, была определена заранее. Таким далеко не лучшим образом начала свое существование восточно-германская коммунистическая демократия.

В 1952 г. конференция СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР. Через 16 лет после этого новая Конституция ГДР (1968 г.) констатировала факт ликвидации в ГДР всех форм эксплуатации человека человеком, т. е. победу социалистических производственных отношений.

С переменами во внутренней и внешней политике СССР настало время для воссоединения страны. Отсюда и бескровное воссоединение обеих Германий.

Глава 27. Италия

Наши рекомендации