Глоссарий специальных терминов и понятий политического языка
Автократия (греч. «αὐτός», сам и «κρατός», власть) — дословно «самовластие». В современном политическом языке — группа политических режимов, объединенных общей практикой принятия политических решений властями без участия гражданского общества. Противоположна демократии.
Анархизм (греч. «αναρχία», безвластие) — политическое учение, возникшее в XIX веке параллельно с социализмом и марксизмом. Главные теоретики — Ж.Прудон, М.Бакунин, П. Кропоткин, О.Бланки. Анархизм как политическая идеология предполагает замену отношений подчинения и власти в человеческом обществе, на отношения кооперации и сотрудничества. Анархисты признают «государство» главным источником принудительной организации общества, причиной тирании и социальной несправедливости. Пафос анархизма направлен на уничтожение государства, место которого должны занять самоорганизующиеся свободные ассоциации граждан, основанные на групповой солидарности и общности интересов.
Антиэлита —согласно В.Парето, общественная группа настроенная оппозиционно по отношению к государственной власти, но неспособная заменить эту власть, в силу своей антигосударственной психологии. Пример: организованная преступность, часть творческой интеллигенции.
Аполитея (греч. «α», частица отрицания, и «πολιτεία», политика) — отказ от политики. Частный случай — «абсентеизм», отказ граждан от участия в демократических выборах.
Аристократия (греч. «ἀριστεύς», лучший и «κρατός», власть) — дословно власть лучших. Применительно к традиционным обществам —власть наследственной элиты. По Аристотелю, один из «правильных» типов политических режимов, власть группы лиц, осуществляемая во благо общества.
Атлантизм —геополитическая доктрина постулирующая стратегический союз США и Европы («атлантическое партнерство»), для совместного доминирования над миром. Главным противником для классических атлантистов была континентальная Евразия в лице России-СССР. Представители Х.Макиндер, Н.Спикмен, А.Мэхен, З.Бжезинский, Г.Киссинджер.
Биополитика (греч. «βίος», жизнь и «πόλις», город-государство, организованное сообщество) — результат деградации демократии в современных западных обществах, манипулирование людьми с помощью влияния на низшие телесные реакции, связанные с полом, сытостью, чувством комфорта и наслаждения.
Виги (англ. «whig», парик) — английская политическая группа XVIII–XIX веков, предшественница современных либеральных партий.
Война— «продолжение политики другими способами», согласно классическому определению немецкого военного теоретика Карла фон Клаузевица. Неизбежный спутник человечества на протяжении всей его истории, причиной чему конфликтная природа человека, стремление к достижению своих целей и столкновение разнонаправленных интересов.
Гегемония(греч. «ηγεμονία», предводительство, руководство ) — в неомарксистской теории государства А. Грамши понятие гегемония применяется для характеристики процесса культурного доминирования господствующего класса над большинством населения. Господствующий класс добивается активного и добровольного согласия подчиненных на реализацию им властных функций. Современные сложноорганизованные общества основаны преимущественно на гегемонии и лишь во вторую очередь на силе и угрозе ее применения. Согласно лапидарной формуле Грамши «государство есть гегемония в броне принуждения».
Географический детерминизм(лат. «determinismus», предопределенность) — историко-философский подход, согласно которому географическая среда оказывает определяющее влияние на культурные, экономические и политические процессы в человеческих сообществах.
Глобализация(лат. «globus», земной шар) — термин употребляется в нескольких смыслах. Объективистский подход рассматривает глобализацию как необратимый и естественный процесс нарастающей информационной и транспортной связности мира. Процесс превращение планеты Земля в «мировую деревню». Необходимыми элементами процесса глобализации считаются окончательное формирование (после крушения Советского Союза в 1991 году) «мирового рынка» и мирового разделения труда, ослабление национальных государств и создание предпосылок для формирования «мирового государства». Глобализация делает политические экономические и духовные достижения развитых стран достоянием всего человечества, но она также увеличивает риски, превращая локальные и региональные кризисы в глобальные проблемы вида «homo sapiens». С увеличением масштаба проблем подлежащих решению возникает дополнительная нагрузка в сфере управления (глобального менеджмента). Это означает, что глобализация неустойчивый процесс, имеющий тенденцию к неуправляемому распаду мировой геополитической системы. Негативистский подход к глобализации понимает ее как систему доминирования группы наиболее развитых стран мира во главе с США (так называемый «золотой миллиард») над остальным человечеством. Именно страны «золотого миллиарда» являются основными выгодоприобретателями глобализации, которая помимо прочего ведет к навязыванию всем остальным культурных, политических и экономических стандартов западного мира.
Господство— в политической науке этот термин означает организованную, институциональную власть (например государственную), в отличие от неорганизованной, спонтанной власти, быстро возникающей, но и быстро распадающейся.
Демократия(греч. «δεμος», народ и «κρατός», власть) — тип политического режима, основанный на принципе коллективного принятия политических решений всем обществом. Противоположна автократии.
Децизионизм (лат. «decisio», я решаю) — подход, согласно которому сущность политики заключается в необходимости и способности принимать решения. «Теория решения» как главный элемент политического восходит к взглядам Карла Шмитта. Довольно часто децизионизм используется в теории элит (элита — те кто принимает решения).
Диаспора—форма существования носителей идентичности (нация, этнос, религия) за пределами их традиционного ареала проживания, в окружении чужих идентичностей (например, в другом государстве). Характеризуется высокой степенью взаимопомощи среди «своих», противопоставлением ценностей родной культуры и внешнего окружения, стремлением избежать ассимиляции. В некоторых случаях может провоцировать проявления «ксенофобии» со стороны титульного (коренного) населения.
Делегитимация (лат. «de» частица отрицания и «legitimus» законный, надлежащий, правильный) — потеря властью своей важнейшей опоры — легитимности, выход за рамки принятых в данном обществе ценностей и норм.
Идентичность (лат. «identificus» тождественное) — свойство индивидуальной человеческой психики отождествлять себя с той или иной группой. Идентичность позволяет человеку ответить на вопрос: «кто я?», через прояснение более общего вопроса «кто мы?». Человеческая личность содержит большое количество разноуровневых идентичностей, описание которых позволяет представить систему ценностей и убеждений человека. Помимо собственно политических идентичностей, таких как национальная или партийная принадлежность, на сферу политики оказывает влияние весь спектр идентичностей (религиозных, расовых, этнических, культурных). Образование идентичностей, взаимодействия и конфликты между ними — фундамент мировой истории и политики.
Идеократия (греч. «ἰδέα», вид, форма, идея и «κρατός», власть) — дословно, власть идеи. Термин, означающий особый тип государства, в котором верховная власть легитимируется идеальными (проектными, устремленными в будущее) представлениями. В качестве таковых могут выступать религиозные и мессианские идеи, социальная справедливость и защита Отечества. Противоположна номократии.
Иерархия(греч. «iero», священный и «arch», начало) — «священноначалие». В обыденном и научном языке — любая вертикальная система господства и подчинения. Более правильно понимать под иерархией характерный для традиционных обществ тип неравенства, когда на вершине социальной лестницы находятся представители сакральной власти (священники, аристократы, монарх). В отличие от социального неравенства современных обществ (количественного, выраженного в доступном индивиду количестве благ), иерархия предполагает неравенство качественное.
Империя (лат. «imperium», власть) — многозначное историческое и политическое понятие, пришедшее к нам из Древнего Рима. В наиболее общем смысле под империей понимают территориально крупное государство, включающее в свой состав разные народы, религии и культуры. Необходимыми условиями существования империи считаются а) наличие сильной централизованной власти, б) наличие имперской идеи, объединяющей различные народы, в) наличие территориального и этнического «ядра», в виде государствообразующего народа.
Индивидуализм(лат. «individuum», неделимый) — понятия «индивидуум» в философии и «атом» (греч. неделимый) в физике очень близки. Первоначальные представления об атоме, объявляли его простейшей субстанцией материального мира, более не раскладывающейся на составляющие. Точно так же человек как индивидуум, самодостаточен и не включает в себя от рождения никаких обязательств перед обществом. Любые обязательства принимаются в сознательном возрасте и только добровольно. Таким образом, индивидуализм есть представление о человеке как абстрактном понятии, вынесенном из исторического, культурного, этнического и религиозного контекста. Представление о человеке как индивидууме свойственно идеологии либерализма.
Истеблишмент (англ. the Establishment) — совокупность людей обладающих социальной властью, и институтов реализующих и поддерживающих эту власть. Политическая элита и ее инфраструктура.
Катехон(греч. «κατέχονες», удерживающий) — православная теория о мистическом смысле царской власти, сам факт наличия которой удерживает мир от гибели и «прихода антихриста». После падения Византии Москва переносит функцию катехона на себя, отсюда концепция «Москвы — Третьего Рима».
Клика(франц. «cligue», шайка, банда) —сплоченная группа лиц, использующая государство для достижения корыстных целей. Термин применяется для характеристики авторитарных режимов.
Конспирология (англ. «conspiracy», заговор и греческое «logos», учение) — теория заговора. Общий подход, согласно которому за масштабными политическими изменениями всегда стоит тайная деятельность сплоченных и хорошо организованных «групп влияния». В роли последних чаще всего выступают тайные общества, а так же спецслужбы.
Контрэлита —согласно В.Парето, часть общества обладающая необходимыми для элиты качествами, но отстраненная от принятия решений. К представителям контрэлиты могут быть отнесены самые широкие слои оппозиционеров, от умеренных критиков правительства, до политических экстремистов. Оппозиционность и максимализм, присущие молодежи как социальному слою делают ее питательной средой контрэлит.
Кратология(греч. «κρατός», сила, власть и «logos», учение) — политическая субдисциплина изучающая власть в ее философских и технологических аспектах.
Кратополитика(греч. «κρατός», сила, власть и «πολις», город) — термин Р. Челлена. Политическая субдисциплина изучающая преимущественно «неформальные», «силовые» аспекты применения политической власти, в противоположность формально-правовым.
Ксенофобия(греч. «ξένος», чужой, «φόβος», страх) — позиция основанная на отторжении традиций, ценностей и образа жизни чужих социальных идентичностей (в первую очередь других наций и этносов, но так же и разнообразных меньшинств). В экстремальном виде порождает насилие и столкновения представителей разных идентичностей. В более мягком варианте выдвигается требование «высылки чужаков».
Культурное ядро — термин А. Грамши, система базовых ценностей социальной идентичности (нации, этноса, социальной группы). К их числу относятся представления о добре и зле, справедливости, героизме. Историческая память хранит воспоминания о событиях связывающих народ и политическую власть в единое целое. Легитимность власти опирается на эти представления. Свержение легитимной власти возможно только через разрушение или изменение культурного ядра.
Laissez-faire (фр. позвольте делать) — один из основных принципов экономического либерализма, обоснованный А.Смитом. Государство выполняет функции «ночного сторожа» и не вмешивается в процессы экономического обмена.
Легальность(лат. «legalis», законный) — признание со стороны власти законным и допустимым какого-либо общественного явления. Формальное соответствие принятым законодательным нормам.
Легитимность (лат. «legitimus», законный, надлежащий, правильный) — состояние при котором власть опирается на поддержку общества. Основа легитимности — соответствие действий и высказываний власти системе ценностей разделяемой большинством. Источниками легитимности могут выступать религия, идеология, а так же внятный обществу долгосрочный проект. Легитимность, в отличие от легальности, процесс внутренний, неформальный, происходящий в сознании. Часто возникающий конфликт: политическое действие легально (законно), но не легитимно (не одобряется обществом).
Легитимация — процесс достижение легитимности.
Масонство (франц. «franc macon», вольный каменщик) — религиозно-этическое движение, возникло в начале XVIII века в Англии, распространилось во многих странах, в том числе и в России. Название, устройство (объединение в ложи), традиции заимствованы масонами от средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти из средневековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе.
Медиакратия(англ. «media», средства массовой информации, греч. «κρατός», власть, сила) — власть СМИ над обществом. С ростом возможностей электронных СМИ это понятие перестало восприниматься как метафора. Управление общественным мнением, через отбор и комментирование информации, дает в руки владельцев и кураторов СМИ огромную политическую власть.
Меритократия (лат. «meritus», заслуга и греч. «κρατός», власть) — элита сформированная по критерию личных заслуг.
Мессианизм(евр. «машиах», помазанный, мессия) — ожидание прихода Спасителя, Мессии, радикально меняющего ход мировой истории. Мессианизм свойственен христианству, иудаизму, исламскому шиизму. В широком смысле это представление об особой, мессианской роли той или иной социальной идентичности (религии, этноса, нации, империи, идеологии) в мировой истории. Политический мессианизм был свойственен коммунистической идеологии в СССР, а сейчас либеральной демократии в США.
Месторазвитие — термин геополитика-евразийца П. Савицкого, обозначающий решающее влияние места, где зародился этнос (ландшафт, окружающая среда и т.д.) на его формирование и последующую судьбу.
Мондиализм(франц. «monde», мир) — термин, употребляемый для описания политических аспектов процесса глобализации. Мондиализм, как политическая идеология, делает упор на объединении человечества в рамках единой политической системы, «мирового правительства» и «мирового государства».
Нация(лат.«natio», род, народ) —главная, собственно политическая идентичность, которой завершается вхождение человека в сферу политики. Нацию, как культурно-политическую общность, принято терминологически отличать от других типов человеческих сообществ — расы (биологической общности), этноса (культурно-биологической общности), народа (исторической общности). Со многими из них нация имеет общие свойства. Нация формируется на основе этноса как культурно-языковая идентичность, результат длительного совместного проживания в рамках единого политического и информационного пространства. Особенностью нации является то, что это политически активная часть общества, осознающая свои коллективные интересы и готовая их отстаивать перед лицом внешней или внутренней угрозы.
Национализм—политическая идеология, для которой высшая ценность нация, а смысл политики состоит в сохранении и возвышении нации. Отсюда родство понятий национализм (перекликается с русским словом Родина) и патриотизм (русский аналог Отечество). Единой идеологии национализма не существует.
Нация-государство(государство-нация) — новый тип государства, появившийся в Новое время и учреждаемый нацией для реализации и защиты своих интересов. Государство-нация является, в свою очередь, условием существования нации, поддерживая высокий образовательный уровень, препятствуя социальному расслоению и формируя общенациональный проект.
Национальная идея —совокупность культурных явлений выступающих опорой национального самосознания, признаком отличающим одну нацию от других. Может быть представлена в качестве глобального проекта, предлагаемого как образец для подражания.
Национальные интересы —совокупность условий при которых обеспечивается сохранение и развитие нации. Включают в себя военную, демографическую, информационную и продовольственную безопасность.
Национал-социализм(сокращенно «нацизм») — идеология национал-социалистической партии (НСДАП), пришедшей к власти в Германии под руководством Адольфа Гитлера (1933 г.). Сочетает такие элементы, как расовая арийская теория, немецкий шовинизм, антикоммунизм и антисемитизм, государственный капитализм.
Нигилизм (лат. «nihil», ничто) — подход, отрицающий реальность какого-то явления, ранее признавшегося реальным. Политический нигилизм, форма мировоззрения характерная для радикальных революционеров, отрицающих традиционные политические институты и ценности.
Олигархия(греч. «oligo», некоторый, «arch», начальство, власть) — дословно власть ограниченного числа людей. В политическом языке закрепилось значение — режим, при котором власть контролируется представителями крупного бизнеса (олигархами). Слияние экономической и политической власти.
Пассионарность (франц. «passionaire», страстный) — термин введенный Л.Н. Гумилевым. Поведенческий результат накопления (через генетические микромутации) в человеческих особях избыточной энергии живого вещества, открытой В.И. Вернадским. Историческим и социальным последствием этого процесса является появление людей с повышенной тягой к деятельности — активных идеалистов, созидателей, героических личностей, образующих в оригинальном ландшафте новый этнос.
Политический класс —термин Г. Моска, часть правящей элиты: государственные чиновники, политики, депутаты.
Политическая партия (лат. «part», часть) — активная часть общества, объединившаяся в защиту своих политических интересов.
Политическое — термин, введенный К.Шмиттом для обозначения максимально широкого толкования политики как целостного явления и особого измерения человеческого бытия.
Политические технологии — в широком смысле, совокупность методов воздействия на массы с целью модифицировать их поведение в желательном для заказчика ключе. Заказчиком чаще всего выступают активные субъекты политики: государство, различные группы элит, политические партии. В узком смысле, технологии используемые для достижения желаемого результата в ходе демократических выборов. Их цель, заставить избирателей действовать в разрез со своими интересами. Их средство: манипуляция «общественным мнением», обход механизмов «рационального выбора», воздействие на эмоции, архетипы коллективного бессознательного, массовые заблуждения и страхи. Политические технологии противостоят содержательной политике, основанной на разуме, учете реальных интересов, прагматизме.
Популизм(лат. «populus», народ) — способ увеличения политического влияния, провозглашение политиками «модных», разделяемых широкими слоями населения убеждений. «Заигрывание» с народом. Преимущественно характерен для демократических режимов, когда политики в погоне за голосами электората меняют свои позиции, в частности перехватывают лозунги оппонентов. Оборотной стороной популизма является невыполнимость щедро раздаваемых обещаний, и как следствие подрыв доверия к выборам.
Постполитика— предельный вариант технологического и манипулятивного отношения к политике.
Право—в негативной трактовке:совокупность ограничений наложенных на деятельность государства и гражданина. В позитивной трактовке — совокупность взаимных обязательств государства и общества.
Правосознание—уважение к общественным ценностям, внутренняя убежденность человека внеобходимости налагаемых государством ограничений. Следствием является добровольное принятие и исполнение законов государства. Развитое правосознание ведет к стабильности общества, которое и существует только за счет того, что большая часть людей принимают ограничения как самоограничения. Распад правосознания побуждает государство расширять репрессивный аппарат, который становится все более многочисленным и все менее эффективным. Одна из наиболее развернутых концепций правосознания принадлежит русскому политическому мыслителю И.А. Ильину.
Правовое государство (нем. «Rechtsstaat») — в самом общем смысле, государство, в котором источником власти является право. В либерально-демократической идеологии, признание государством верховенства «прав человека» над всем остальным.
Realpolitik(нем. реальная политика) — устоявшийся политологическое понятие, обозначающее политику основанную на доминировании интересов над идеалами и силы над договорными обязательствами. С точки зрения realpolitik, мир есть поле борьбы крупных игроков за влияние, а мировой порядок складывается как результат баланса сил. Важным как во внешней так и во внутренней политике является лишь анализ интересов и сил игроков, все остальное (идеологические и моральные аргументы) служит только прикрытием реальных целей. Школа realpolitik восходит к идеям итальянского мыслителя Николо Макиавелли.
Революция (лат. «revolutio», переворот) — резкое движение в развитии, скачок. В политике — смена политического режима, затрагивающая самые глубокие пласты экономической, духовной и политической жизни общества. Противопоставляется, с одной стороны постепенным, эволюционным изменениям, а с другой верхушечным политическим переворотам, решающим вопрос только о персональном составе власти.
Репрессивная система(латинское «repressare», подавлять) — система подавления государством внутренних врагов.
Секуляризация(лат. «saeculum», век) — в общеупотребительной языковой практике означает вытеснение религиозного мировоззрения и иных форм религиозности из общественной и политической жизни. Доведенная до логического конца секуляризация — характерная черта современного общества. Оборотной стороной тотальной секуляризации является существование религиозного мировоззрения в политике в скрытых и неявных формах, так называемая крипторелигиозность.
Суверенитет (франц. «souverainete», самоуправление) — верховная (полная) власть государства в пределах своих границ. Неполный суверенитет — ограничение власти государства, со стороны влиятельных внешних сил (государств, ТНК). Предельный случай потери суверенитета — иностранная оккупация.
Суфражистки(франц. «suffrage», голосование) — движение женщин за предоставление им права голосовать на выборах.
Теория разделения властей—следует из контрактной теории государства, согласно которойгосударство — слуга общества.Для контроля общества над государственной властью, необходимо разделение важнейших направлений ее деятельности: законодательной, исполнительной и судебной. Ветви власти выстраиваются в соответствии с принципом «сдержек и противовесов», что теоретически должно препятствовать злоупотреблению властью. Теория разделения властей обоснована в трудах Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Теория элит(лат.«elegere», избирать) — согласно классической (неомакиавеллистской) теории элит (представители Г.Моска, В.Парето) всякое общество представляет собой пирамиду. Вершину пирамиды занимает немногочисленное, организованное меньшинство, обладающее политической властью — элита («избранные»), а основание — масса, многочисленное, но неорганизованное большинство, принимающее власть элиты. Элита неоднородна, выделяют политическую, экономическую, военную и другие виды элит. Принадлежность к элите может определяться происхождением (наследственная элита), богатством (экономическая), образованием (интеллектуальная), влиянием на умы людей (творческая), высокими достижениями в какой-либо деятельности (профессиональная). Представители классической теории элит пытались показать, что сущность политики и политического может быть сведена к факту господства элиты над массами. Все остальное (идеология, законы, выборы) лишь попытка скрыть «истинное лицо» политики.
Тори(от ирл. «преследуемый человек») — слово первоначально означавшее ирландских партизан, позже стало наименованием английской политической группы XVIII века, предшественников современной консервативной партии Великобритании.
Фритредерство (от англ. «free», свободный, «trade», торговля) —свободная торговля, экономическая модель основанная на максимальной открытости внутренних рынков государств для иностранных товаров. Устранение всех препятствий (в первую очередь таможенных барьеров) для внешней торговли. Теоретически обоснована в трудах английских либеральных экономистов А.Смита и Д.Рикардо. В XIX–XX веках фритредерство нашло свое воплощение в практике таких государств как Великобритания и США. Как показал немецкий экономист Ф.Лист, наибольшую выгоду из этой модели извлекают развитые страны, для остальных она приводит к консервации экономической отсталости.
Харизма(греч. «χάρισμα», милость, божественный дар) — особое качество в человеке, заставляющее других беспрекословно принимать его власть и повиноваться ему. Удача сопутствует людям обладающим харизмой, что является для окружающих знаком особого расположения высших сил. Личная харизма является источником харизматического типа господства по М.Веберу.
Хартленд(от англ. «Heartland», сердцевинная земля) — термин английского дипломата и геополитика Х.Макиндера, которым он определял геополитическое значение России и занимаемой ей территории. По его мысли Россия занимает огромный массив суши северо-восточной Евразии, который доминирует над континентом. Контроль же над Евразией дает ключи к мировому господству. Значение Хартленда, его ресурсных и транспортных возможностей будет возрастать со временем. Задача английской геополитики (а ныне американской) не допустить контроля над Хартлендом со стороны единого сильного государства, могущего бросить вызов англо-саксонской власти над миром.
Хунта(исп. «junta», собрание, объединение)— разновидность авторитарного режима, власть в ходе переворота оказывается у группы профессиональных военных.
Шовинизм (фр. chauvinisme) — позиция превосходства по отношению к носителям чужих идентичностей, ее крайняя форма. Одна из составных частей имперского сознания, т.н. идеология «старшего брата», оправдывающая доминирование представителей имперского народа над другими, его культурным, экономическим, политическим, расовым превосходством. Европейский шовинизм в XIX–XX веках получил название (по меткому выражению Р.Киплинга) «бремя белого человека».
Эгалитаризм(франц. «egalite», равенство) — политическая ориентация, система взглядов, сводящая справедливость к равенству. Требование максимально возможного политического, социального и экономического равенства граждан.
Этатизм(франц. «l’etat», государство) — идеология, система взглядов видящая в государстве главную опору общества. Задача сохранения сильного государства, преимущественно в политической сфере, считается самоценной. Разновидность консервативной идеологии, восходящей к взглядам французских мыслителей-консерваторов.
Электорат(лат. «electio», тщательный выбор) — совокупность избирателей традиционно голосующих за какую-либо партию или кандидатуру на выборах. В широком смысле, все избиратели государства. Борьба за голоса электората составляет стержень демократических выборов.