Состояние советско-американских отношений и действия

М.С. Горбачева вызывали тревогу у ряда ученых и политиков. Так, Анат.

А. Громыко в весьма резкой форме охарактеризовал советско-американскую встречу на Мальте: «Политический и дипломатический Чернобыль в советской внешней политике произошел 2-3 декабря 1989 года на Мальте. Здесь состоялась советско-американская встреча в верхах, получившая прозвище “морская болезнь” (seasick summit)... При ее подготовке и проведении Горбачевым были нарушены почти все “золотые правила” дипломатии, выбиты многие поддерживающие советскую внешнюю политику опоры. Буш и Бейкер манипулировали Горби, как хотели. До распада СССР оставалось два года. К этому привели ошибки, совершенные Горбачевым в 1988—1989 годах»

2. В 1990 году Москвой был принят такой порядок подсчета ядерных крылатых ракет воздушного базирования, который давал США преимущество в 1000 единиц;

3. В 1987—1989 гг. СССР и страны Организации Варшавского договора согласились считать предметом переговоров обычные вооружения и технику, расположенную на суше, вместо предложения Генерального штаба СССР о сокращении вооруженных сухопутных войск и фронтовой (тактической) авиации;

4. В угоду Западу Закавказский военный округ был включен в разряд районов применения договора, хотя он не имел отношения к Европе. В то же время из сферы применения Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД) исключили часть Турции, сопредельную с Ираком, Ираном, Сирией;

5. Во время подготовки Договора РСМД президент СССР М.С. Горбачев без консультации с военными дал согласие на уничтожение оперативно-тактической ракеты «Ока», дальность которой была в пределах 400 км, т.е. не входила в рамки договора.

Боевой мощи страны был нанесен непоправимый ущерб, пущены на ветер 4 млрд. рублей.

Что касается большей части российских либералов, то они сохранили мнение, что инициативы и действия советского руководства оказали позитивное влияние на мировое развитие, способствовали смягчению международной напряженности, окончанию холодной войны, создали предпосылки для качественного преобразования международных отношений, изменения подходов к решению проблем безопасности. Делался акцент на том, что внутренний кризис, приведший к распаду СССР, не позволил реализовать предлагавшуюся модель, актуальность которой не утрачена.

Авторы советской глобальной концепции преувеличили возможности СССР и степень готовности (и желание) США пойти на широкомасштабное и качественно новое сотрудничество. Советские идеи по реконструкции мирового порядка оказались невостребованными, но мысли, высказанные советскими учеными и политиками в 1980-е годы, с особой актуальностью зазвучали вновь через десять лет после исчезновения государства, которое они хотели реформировать.

Можно сказать, что мышление советских политиков и ученых, предлагавших радикально пересмотреть подходы к обеспечению международной безопасности, в целом к системе межгосударственных отношений, опережало время и выдвигавшиеся ими идеи и предложения не совпадали с видением мирового порядка и роли в нем США у американских политиков и специалистов по международным отношениям. Основной целью американской политики оставалось обеспечение национальной безопасности любыми средствами и возврат к положению в мире, при котором Соединенные Штаты являются неоспоримым лидером (гегемоном).

Американские оценки международной ситуации во второй половине 1980-х годов Установление активного диалога между политическими лидерами и представителями академического сообщества сверхдержав было позитивным фактором после сложного периода двусторонних отношений в первой половине 1980-х годов, близкого к кризису. Новый формат взаимодействия был определен как «прорыв", «новая разрядка». Однако результаты этого «прорыва» оказались неодинаковыми для СССР и США.

Большая часть американской политической элиты была не готова принять модель развития двусторонних и международных отношений, предложенную Советским Союзом. Думается, что советские идеологи нового мышления не учли одного важного факта:

Риторика первого срока пребывания Рейгана на посту президента (1981—1984 гг.) означала официальное окончание периода разрядки. Целью Америки становилось уже не ослабление напряженности, но крестовый поход и обращение противника в свою веру. Рейган был избран как многообещающий носитель воинствующего антикоммунизма и остался верен этому до конца. Американский президент преследовал две цели: во-первых, противодействовать советскому геополитическому давлению, пока процесс экспансионизма не будет остановлен, а затем обращен вспять; и, во-вторых, начать программу перевооружения, предназначенную для того, чтобы пресечь советское стремление к стратегическому превосходству. «Стратегическая оборонная инициатива» Рейгана, критиковавшаяся в США за техническое несовершенство, была достаточно серьезно воспринята в СССР. Сам Рейган не скрывал, что предложил ее вовсе не из стратегических соображений, а из стремления добиться осуществления либеральных идей по ликвидации ядерной войны как таковой. Такой подход предусматривал прежде всего ослабление советской угрозы и принуждение СССР к уступкам в вопросе сокращения вооружений2.

Как отмечал Г. Киссинджер, Р. Рейган сумел полностью использовать «миф о космической обороне» для достижения договоренностей с СССР. Согласно оценке политики М.С. Горбачева, данной Г. Киссинджером, «коммунизм начал отступать» по всем направлениям: в декабре 1988 года президент СССР перестал стремиться к достижению долгосрочных выгод, которые были у него почти в руках; он отступил, принявшись за одностороннее сокращение советских вооруженных сил. В программной речи в ООН 7 декабря 1988 года М.С. Горбачев объявил об их одностороннем сокращении на 500 тыс. человек и 10 тыс. танков, включая половину танков, противостоящих НАТО. Остальные силы, находившиеся в Центральной Европе, подлежали реорганизации для превращения их в оборонительные. Стремясь умиротворить Китай, М. С. Горбачев объявил о выводе значительной части советских вооруженных сил из Монголии. Указанные действия были оценены на Западе как односторонние, хотя М. С. Горбачев надеялся на ответные шаги со стороны США и европейских стран.

Немногие американские специалисты-международники высказывали близкие к советским взгляды на состояние международных отношений в конце 1980-х годов и перспективы сверхдержавного взаимодействия в новых условиях. К сторонникам точки зрения о необходимости одновременного пересмотра роли и СССР и США в мире и разработки новых норм глобального соревнования принадлежал известный теоретик А. Джордж. Он не скрывал того, что большинство американских политиков и внешнеполитических экспертов весьма пессимистично оценивали перспективы выработки общих принципов и норм двустороннего взаимодействия и предотвращения конфликтов. Их также более не устраивали положения Соглашения об основах отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами которых были следующие: мирное сосуществование, равноправные отношения, взаимный учет сдерживающего фактора во внешней политике, отказ от получения односторонних выгод путем нанесения ущерба интересам другой стороны.

А. Джордж писал в 1988—1989 гг., что, несмотря на очевидные сложности, СССР и США придется пересмотреть концепции глобальной роли, свои глобальные амбиции, теории международной безопасности, так как к этому их подталкивали горькие уроки дорогостоящей политики в третьем мире, издержки гонки вооружений, ограниченность экономических ресурсов для поддержания глобальной роли. Политолог выразил надежду на то, что одна из держав (США) не воспользуется сложностями в развитии другой державы (СССР) и что действия по ограничению геополитической активности будут взаимными и двусторонние отношения будут иметь характер сотрудничества.

Самиздат - неофициально изданные в рукописном или отпечатанном виде произведения литературы – проза, поэзия, публицистика. Поэт Николай Глазков, выпуская в начале 1950-х рукописные книжечки «тиражом» 3–4 экз., указывал на титульном листе «Самсебяиздат». Со временем словосочетание сократилось до «самиздат» и стало означать в СССР неподцензурную литературу.

Тамиздат– книги, издаваемые за пределами СССР и нелегально распространявшиеся на его территории.

Тамиздат как исторический феномен появился в то же время, что и самиздат, и был с ним связан по принципу сообщающихся сосудов: тексты, бытовавшие в самиздате, могли быть изданы за границей, нелегально ввезенные книги копировались и уходили в самиздат.

Новым веянием времени явилось диссидентское движение (диссидент - с лат. «несогласный», «инакомыслящий»). Оно начиналось с немногочисленных подпольных кружков, обычно молодёжных, которые стали зарождаться сразу после Великой Отечественной войны, в 40-е гг. Однако новый, качественный толчок движению придали XX съезд КПСС и осуждение на нём культа личности Сталина. Незаметно критика сталинизма превратилась в критику самой общественной системы.

С середины 60-х гг. диссидентское движение «вышло на свет», стало открытым, гласным.

Наиболее активные формы протеста были характерны главным образом для трех слоев общества: творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств. В связи с этим в диссидентском движении можно выделить несколько основных направлений:

- гражданское («политическое»). Самым масштабным в этом направлении было правозащитное движение;

- религиозное (адвентисты седьмого дня, евангельские христиане-баптисты, православные, пятидесятники и др.);

- национальное (движения украинцев, литовцев, латышей, эстонцев, армян, грузин, крымских татар, евреев, немцев и др.);

- литературно-культурное (создание литературных произведений и произведений искусства, невостребованных властью и временем.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — рыночная стоимость всей совокуп­ности конечных материальных благ и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный промежуток времени (чаще всего за год). Валовой национальный продукт (ВНП) — ры­ночная стоимость всей совокупности конечных материальных благ и услуг, произведенных с использованием только националь­ных факторов производства, независимо от того, где они распо­ложены — на территории данной страны или за рубежом.

Наши рекомендации