Оценка правовой ситуации в стране
Среди важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие международного бизнеса и формирование менеджмента, является международное право. Последнее делится на два вида: публичное и частное.
Международное публичное право регулирует отношения между государствами. Это право иногда еще называют общим международным.
Международное частное право касается отношений между отдельными организациями или гражданами, которые возникают в международной жизни фирм и частных лиц.
Разграничение международного права на публичное и частное, которое затем было признано классическим, сформулировал еще во времена Древнего Рима Ульпиан. Он писал: «Публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства; частное – которое относится к пользе отдельных лиц».
Международное право служит общей цели создания правовых условий для сотрудничества между государствами и людьми в самых различных областях.
Для международного бизнеса и менеджмента главным является международное частное право. Предметом его регулирования являются международные экономические, хозяйственные, научно-технические, гражданские и культурные отношения между людьми. В задачи международного частного права входит регулирование деловых связей между организациями различных стран.
Основными источниками международного частного права являются международные договоры, национальное законодательство стран, судебная и арбитражная практика, а также обычаи. Удельный вес этих источников различен. Наибольшее значение имеют международные договора. Многие из заключенных в них положений впоследствии становятся правовыми нормами.
Генеральная ассамблея ООН в 1974 г. приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств. В ней, в статье 4, говорится: «Каждое государство имеет право участвовать в международной торговле и других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических. экономических и социальных системах. Ни одно государство не должно подвергаться какой-либо дискриминации, основанной лишь на таких различиях».
Для практического регулирования международных экономических отношений и применения норм международного частного права в мире созданы ряд институтов: комиссий, конференций, организаций, комитетов.
Наиболее важными институтами современного международного права являются: Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ); Гаагская конференция по международному частному праву; Международная организация частного права в Риме (УНИДРУА); Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС); Международный морской комитет (МКК) и другие.
Каждая страна по-своему отражает положения и нормы международного частного права в национальном трудовом законодательстве. Существенное значение при этом имеют такие источники, как судебная практика страны и обычаи народа.
Правовая ситуация– это характер ее законодательства в области бизнеса и трудовых отношений. Для ее оценкиможно выделить три критерия:
1) соответствие национального трудового законодательства международным нормам;
2) регулирование экспорта-импорта;
3) основы трудового права.
Рассмотрим подробнее эти критерии.
1) Соответствие национального трудового законодательства нормам международного права может быть оценено по трем элементам: защищенность собственности; защищенность прав личности и юридического лица; стабильность правовой системы.
Защищенность собственности – это правовое регулирование имущественных отношений. Право на частную собственность и ее защиту является важнейшим достижением мировой юридической практики и законодательного нормирования. Закон обязан защищать собственность своих граждан. Это положение является одним из основных для сохранения стабильности в обществе.
В истории различных государств неоднократно нарушалось это положение. Особенно часто это происходило в ходе революций и реформ. Нарушения прав собственности пытались оправдать различными политическими, социальными и экономическими соображениями. Однако результат всегда был отрицательным, а нередко даже бесчеловечным.
В результате Октябрьской революции 1917г. в России были провозглашены многие антисобственнические идеи, лозунги и программы: национализация, «экспроприация экспроприаторов», коллективизация и другие. Отлучение людей от собственности привело к гражданской войне, массовым расстрелам, голоду, многомиллионным тюрьмам-лагерям.
Защищенность прав личности и юридического лица жизненно необходимы для ведения бизнеса в чужой стране. В противном случае его не следует даже открывать
Защищенность прав личности означает, что любой человек обладает «презумпцией невиновности». Государство своим законодательством и юридической практикой защищает права всех своих граждан, независимо от их возраста, пола, национальности, вероисповедания, политических взглядов и др. Ограничение прав и свобод личности возможно только на основании судебного решения, вынесенного по итогам состязания обвинения и защиты.
Защищенность прав юридического лица заключается в том, что государство охраняет интересы производственных и иных организаций. Это интересы собственности, экономического, коммерческого, конфиденциального и иного порядка. Все спорные вопросы решаются в Хозяйственном суде и Арбитраже, а не по субъективной воле представителей власти или силовым порядком. Гарантом недопущения последних должны быть государство и его юридическая система.
Стабильность правовой системы строится на трех положениях:
– правовые нормы должны обладать определенным консерватизмом, то есть меняются редко, и лишь при серьезных основаниях и созревших условиях;
– юридические «правила игры» устанавливаются заранее, и не меняются по ходу игры;
– новые нормы права не имеют «обратной силы», то есть не могут быть распространены на период до их законного вступления в силу.
Нестабильность национального законодательства в области бизнеса выступает серьезным дополнительным фактором риска для международного менеджмента. Как правило, оно приводит к отказу от открытия бизнеса в данной стране.
Исключительная важность стабильности правовой системы была понята людьми еще в далекой древности.
Так, в Древней Греции самым могущественным городом-государством долго были Афины. Однако с IX века до н.э. возвысилась, и стала соперничать с ним Спарта. Произошло это благодаря законам Ликурга.
В давние времена Спарту раздирали внутренние междоусобицы и смуты. Будучи царским сыном, Ликург не вступил в борьбу за трон, а отправился путешествовать и изучать законы других стран. Итогом стало создание им свода законов и основ государственного устройства, которые кардинально изменили Спарту.
Сам Ликург добился клятвы от спартанцев, что в его отсутствие законы не будут меняться. Затем он отправился в новое путешествие, в котором уморил себя голодом. Законы Ликурга оставались после этого неизменными пять веков подряд. И все это время Спарта была могущественной и непобедимой.
2) Правовое регулирование экспорта-импорта как второй критерий правовой оценки слагается из трех элементов: права иностранных и совместных предприятий; таможенно-визовая система; экспорт прибыли и финансовые операции.
Права иностранных и совместных предприятий в стране должны быть защищены законом. В современной международной практике национальные и иностранные фирмы обычно обладают равными правами как хозяйствующие субъекты.
Иногда те или иные государства, с целью привлечения инвестиций и оживления национальной экономики создают определенные экономические льготы иностранным предприятиям: налоговые, таможенные, торговые и иные. В этом случае должен быть четко юридически прописан характер этих льгот: величина, условия, сроки. Государство должно являться гарантом их пунктуального исполнения.
Таможенно-визовая система регулирует порядок оформления документов, осуществления перемещения грузов через границу, тарифы таможенных пошлин, устанавливает те или иные ограничения. Если порядок оформления неоправданно сложен, практика перемещения зависит от произвола чиновников, тарифы экономически невыгодны – это может стать непреодолимым препятствием для международного бизнеса в данной стране. И наоборот, «прозрачная» и стимулирующая таможенная система является дополнительным привлекательным фактором для международного менеджмента.
Выезд и въезд частных лиц – бизнесменов, менеджеров, специалистов – непременно потребуется при открытии бизнеса в другой стране. Поэтому порядок въезда и выезда, получение виз, приобретение билетов и т.д. не должны быть обременительными, создавать дополнительные трудности.
Экспорт прибыли из страны потребуется в будущем при успешном ведении бизнеса. В этом смысл международных деловых операций.
Однако страны обычно не заинтересованы в экспорте прибыли. Они хотят, чтобы полученные дивиденды не уходили из страны, а вкладывались в национальную экономику. Поэтому в этой части нередко вводятся ограничения.
Если существующие в стране ограничения по экспорту прибыли не слишком обременительны, учитывают не только свои национальные интересы, но и цели международного бизнесмена, то они не становятся препятствием в деловых отношениях.
Финансовые операции международного характера обязательно потребуются при ведении бизнеса в другой стране. Круг вопросов, связанных с международными финансовыми операциями, сводится к двум моментам:
– отсутствие в стране ограничений или пошлин на импорт, экспорт и конвертацию валюты;
– наличие технических возможностей для финансовых операций, то есть функционирование необходимой банковской сети.
3) Основы трудового права как третий критерий правовой оценки может быть представлен в совокупности следующих элементов: порядок открытия и преобразования предприятий; система регулирования цен; антимонопольное законодательство; система налогообложения; характер трудовых отношений.
Порядок открытия и преобразования предприятий будет иметь важное значение при организации бизнеса в другой стране. В мировой практике распространен заявительный, а не разрешительный, принцип открытия предприятий. Но в ряде развивающихся стран существует громоздкая система создания перерегистрации и даже ликвидации предприятий. К сожалению, последнее относится и к Беларуси.
Ценообразование и налогообложение в стране коренным образом влияет на эффективность бизнеса. Цены должны регулироваться спросом, кроме монопольных. Налоги должны быть щадящими и стимулирующими производство и торговлю.
Система регулирования цен может быть рыночной, государственной либо смешанной. Последняя может быть вполне приемлемой, если она касается ограниченного круга товаров, включенных в потребительскую корзину для исчисления прожиточного минимума. При этом цена должна учитывать себестоимость плюс ожидаемую прибыль. В противном случае международный бизнес становится экономически нецелесообразным.
Вполне оправдано национальное антимонопольное законодательство, которое не позволяет неоправданно поднимать цену монополистам либо близким к этому уровню предприятиям.
Антимонопольное законодательство связано не только с уровнем цен. Каждая страна стремится к недопущению создания монополий. Что же касается естественных монополий, то современная экономическая теория предлагает их реструктуризацию и создание экономической конкуренции. Здоровая конкуренция является важнейшим стимулом повышения качества и снижения цены.
В Англии существует пословица, связанная с оценкой монопольного положения: «Если в поселке всего одна столовая, то пища в ней скоро станет несъедобной».
Система налогообложения в стране должна быть щадящей для молодых предприятий и стимулирующей – для зрелых. Налоги не должны сводить к минимуму прибыль предприятия. Они должны оставлять возможности для саморазвития предприятия достойной оплаты труда персонала; получения определенной прибыли учредителями и инвесторами.
Фискальная национальная система налогообложения отпугивает международных бизнесменов и потенциальных инвесторов.
Характер трудовых отношений включает вопросы найма на работу (конкурс, контракт, испытательный срок), уровень заработной платы, порядок увольнения (по согласию сторон или нарушению контракта); механизм продвижения по службе; систему служебных взаимодействий; социальные льготы и гарантии. Ключевыми вопросами являются уровень зарплаты, квалификация и трудовая культура нанимаемых работников.