Тема I3. Государство и право Сербии в IX – XV веках
1.Основные этапы развития Сербского государства, его общественный и государственный строй в IX – XV веках.
2. Источники сербского феодального права. «Законник Стефана Душана» как памятник сербского феодального права.
1. Основные этапы развития Сербского государства,
его общественный и государственный строй в IX – XV веках
Согласно преданиям, прародина сербских племен располагалась в так называемой «белой Сербии» за Карпатами. В VII в. н.э. сербы с разрешения византийских императоров расселяются на Балканском полуострове, в его центральной части в долинах рек Морава, Дрина, Босна. Они стали союзниками Византии и вступили в противоборство с Аварским каганатом и подвластными ему местными славянскими племенами. Возникли сербские славинии – устойчивые военно-территориальные союзы (подобные болгарскому союзу «Семи племен»). Считается, что славинии в VII в. стояли на предгосударственной стадии развития, но некоторые ученые полагают, что они являлись формирующимися раннесредневековыми государствами, сходными по своим характеристикам с княжеством Само.
Среди ученых есть сторонники так называемой концепции «жупной организации» сербского общества. Они полагают, что в сербских землях вплоть до XII в. существовал племенной строй. Каждое племя обладало собственной племенной территорией (жупой), во главе с предводителем (жупаном), власть которого была основана на принципе родоплеменных отношений. Однако факты свидетельствуют, что сербские жупаны уже в IX в. не играли самостоятельной политической роли в сербских землях и подчинялись князьям (архонтам), а жупы сохранялись в качестве территориальных единиц.
В этот период у сербов появились наследственные княжеские роды, обладавшие высшей властью. В своих преданиях сербы возводили генеалогию княжеских династий ко времени поселения на Балканах, т. е. подчеркивали исконность и законность власти архонтов. В византийских источниках возникновение княжеских династий связывается с назначением архонтов императором Василием I во второй половине IX в. Также в них говорится о том, что Василий I обратил большинство сербов в христианство. Принятие христианства, с точки зрения византийских властей, окончательно вводило сербов в круг «цивилизованного» человечества и одновременно включало их в систему зависимых от Византии государств.
Таким образом, в IX в. уже упоминаются княжества у сербов. При этом важной особенностью политического развития Сербии в IX – X вв. был устойчивый государственный полицентризм: одновременно существовало несколько раннефеодальных княжеств (архонтий). К морскому побережью примыкали Пагания, Захумье, Травуния (Требинье), Дуклянское княжество. Вдали от моря, охватывая континентальные внутренние районы, находилось самое обширное из всех этих политических образований – княжество Рашка, владения которого достигали рубежей Хорватии и Болгарии.
Существование нескольких крупных и мелких княжеств было выгодно для соседних держав (Византии, Болгарии, Хорватии), которые старались подчинить сербов своему влиянию. В свою очередь, противоборствуя друг с другом, отдельные сербские правители использовали противоречия между могущественными державами и опирались на их помощь в борьбе за власть. Лишь на короткое время в X в. князю Чаславу удалось объединить вокруг Рашки другие сербские земли. После смерти Часлава государство распалось, сербские земли находились под властью Болгарии, а затем в начале XI в. были покорены Византией.
В середине XII в. центром объединения сербских земель и борьбы против Византии вновь стало княжество Рашка. Около 1190 г. великий жупан Стефан Неманя добился восстановления полной независимости сербского государства и стал родоначальником династии Неманичей, которая правила до конца XIV в. Его сын Стефан Первовенчаный в 1217 г. принял королевский титул, и Сербия стала королевством.
После смерти Стефана центральная власть ослабла и в 1230 г. Сербия попала в зависимость от Болгарии. Во второй половине XIII в. независимость была восстановлена. Расширилась территория государства, в частности, были присоединены македонские земли с городом Скопле.
В 1331 г. к власти пришел Стефан Душан, в годы правления которого (1331–1355 гг.) Сербия достигает наивысшего могущества. Душан вел борьбу с Византией за господство на Балканском полуострове и в результате завоевал все балканские и часть греческих земель. В 1345 г. Душан провозгласил себя царем греков и сербов, а в 1346 г. была учреждена самостоятельная сербская патриархия.
После смерти Душана государство распалось на ряд владений. Во второй половине XIV в. начинаются столкновения сербов с турками. В 1389 г. сербы потерпели поражение на Косовом поле и попали в вассальную зависимость от Турции. Окончательно Сербия утратила национальную независимость в 1459 г. До середины XIX века Сербия входила в состав Османской империи.
В XII – XIII вв. в Сербии окончательно сформировались феодальные отношения и сложилось сословное деление общества. Высший слой составляли духовенство, властели, властеличи. Властели получали от царя земельные владения на наследственном праве, монопольно занимали государственные должности, освобождались от всех повинностей и податей за исключением военной службы и поземельной подати – сока. Также как и в Болгарии, в Сербии существовали две категории земельных владений: баштина (бащина) и прония. Баштина – родовое свободно наследуемое и свободно отчуждаемое владение. Баштину можно было без ограничений дарить и завещать церкви. Отметим, что в сербском законодательстве термином «баштина» обозначались не только феодальные владения, но и участки зависимых крестьян. Прония – это условное держание, которым запрещалось распоряжаться.
Особый статус и привилегии предоставлялись сербской православной церкви. Она имела своего главу в лице архиепископа, а затем и патриарха. Короли жаловали монастырям и церкви земли, освобождая население этих земель от всех налогов и государственных повинностей.
Низшие слои общества назывались людьми и подразделялись на меропхов – крепостных крестьян, влахов – пастухов (потомков дославянского романизированного населения), отроков – лично зависимых крестьян (т.е. бывших рабов, посаженных на землю), себров – свободных крестьян. Крестьяне жили общинами, но по мере развития феодальных отношений общинная собственность постепенно исчезала. Промежуточной формой собственности (между общинной и частной собственностью), характерной для южных славян, была собственность задруги – большой семьи, состоящей из нескольких связанных кровным родством семей. Управление такой семьей и ее имуществом осуществлял единолично домовладыка – старший по возрасту мужчина.
В государстве Неманичей высшей властью обладал король (царь). При короле действовал постоянный совет из высших чиновников, знати, духовенства. Важнейшие вопросы решались на соборах (съездах феодалов). Главным должностным лицом был логофет – первый министр.