Древнейшие источники болгарского права. «Закон судный людям» как памятник болгарского права
Важнейшими источниками права были обычаи, законы и законодательные сборники, договоры ханов с Византией, царские грамоты (которые устанавливали привилегии, большинство грамот датируется XIII–XIV вв.).
Самым древним и единственным, дошедшим до нас законодательным памятником дохристианского периода, являются «3аконы хана Крума» (начало IX в.). Текст законов на греческом языке сохранился византийском словаре второй половины X в. (так называемый «словарь Свиды»). Согласно преданию, прежде, чем издать законы, болгарский хан допросил пленных аваров, интересуясь их мнением о причинах ослабления и гибели аварского государства. Среди прочих причин пленники назвали клеветничество, продажность судей, широкое распространение пьянства. Затем Крум объявил законы на конвенте «всех болгар», собиравшемся в особо важных слу чаях. Законы были направлены на укрепление авторитета центральной власти. В стране вводилось централизованное судопроизводство. Хан приказал производить тщательное судебное разбирательство в случае любого обвинения в нарушении закона и сурово карать воров и их укрывателей, клеветников, пьяниц (для борьбы с пьянством уничтожались виноградники). Богатым под страхом жестокой кары предписывалось давать нуждающимся (нищим) столько, сколько необходимо, чтобы впредь они не просили милостыни. Ученые полагают, что данная норма косвенно свидетельствует о формировании феодальной зависимости крестьянства: хан требовал от состоятельных землевладельцев предоставлять обедневшим имущество, чтобы, став, таким образом, зависимыми крестьянами, они имели средства к существованию.
Законы Крума были обязательны для всего населения, независимо от этнических различий. Реформа ослабила влияние местной знати, смягчила правовые различия между славянами и протоболгарами и способствовала славянизации протоболгар.
После принятия христианства широкое распространение в Болгарии получили византийские законодательные сборники (Эклога, Земледельческий закон, Номоканон), которые нередко редактировались применительно к болгарским условиям. Заимствование византийского права в первую очередь отвечало интересам господствующего класса феодалов и болгарской церкви.
Византийские законодательные сборники не только непосредственно применялись в деятельности судов, но и использовались при разработке местных болгарских законов. Так, на основе «Эклоги» и отдельных статей «Номоканона» был составлен первый после принятия христианства письменный болгарский памятник права – «Закон судный людям» (более точное наименование – «Закон судный людем»). Известны две его редакции – Краткая (32 статьи) и Подробная (77 статей). Более древней является Краткая редакция, которая, скорее всего, была составлена во время правления князя Бориса при введении христианства в Болгарии (865 г.).
В данном правовом памятнике отсутствует четкая группировка статей по объекту правового регулирования, а нормы материального права чередуются с нормами процессуального права. В Краткой редакции «Закона судного людям» в основном содержатся нормы уголовного права. Предусматривается уголовная ответственность за язычество, половые преступления (сожительство с чужой рабыней, обольщение и изнасилование девушки, кровосмешение, двоеженство и др.), самоуправство, поджог и квалифицированные кражи (кражи во время войны, похищение вещей из священных мест; похищение свободного человека и др.).
Утверждение христианства, как официальной государственной религии, оказало сильное влияние на содержание «Закона судного людям». Этим, в частности, можно объяснить суровые наказания для язычников, а также жителей сел, где совершаются языческие обряды. Язычников продавали в рабство, их имущество продавалось, а деньги раздавались бедным. Село, где укрывались язычники, несло коллективную ответственность и со всем имуществом отдавалось церкви. За половые преступления, нарушающие христианскую мораль, устанавливались такие наказания, как членовредительство (отрезание носа), избиение, денежные штрафы. В качестве альтернативы светским наказаниям использовались церковные наказания (длительный пост на срок от 7 до 15 лет).
4. Общественный и государственный строй
второго Болгарского царства. Источники права
Во втором Болгарском царстве окончательно сформировались и достигли своего расцвета феодальные отношения, выросло крупное церковное и светское землевладение. Были известны два основных вида феодальных земельных владений: баштина (владение, свободно передающееся по наследству) и прония (условное держание на время службы, которым нельзя свободно распоряжаться). Феодалы получали иммунитетные привилегии, которые оформлялись царскими грамотами – хрисовулами. Среди крестьян выделялись лично свободные (баштинники) и крепостные крестьяне (парики). Рабы получали землю и превращались в зависимых крестьян – отроков.
Особое значение в экономике феодальной Болгарии приобрели такие города, как Тырново, Средец (София), Пловдив. В отличие от городов у западных славян болгарские города не имели значительных прав самоуправления.
Во втором Болгарском царстве система управления была построена по византийскому образцу. Об этом свидетельствует аналогичные византийским названия должностей и титулов центральных и провинциальных чиновников, административное устройство, финансовое и налоговое законодательство. Государство возглавлял царь. Ключевую роль в управлении играл совет при царе – синклит. Иногда созывались феодальные съезды – соборы. Территория государства делилась на области, которым управляли царские наместники. На местах сохранялись органы общинного самоуправления.
Основными источниками права во втором Болгарском царстве являлись царские грамоты (хрисовулы, сигилии и др.), в которых содержались постановления о феодальной земельной собственности, о привилегиях феодалов и обязанностях зависимых людей. Содержание и формы болгарских царских грамот служат доказательством сильного влияния византийского права. Продолжали использоваться в качестве источников византийские законодательные сборники, например, «Синтагма Матвея Властаря».
Во второй половине XIV в. болгарское государство, раздираемое внутренними противоречиями, распалось на три части: Тырновское царство, Видинское царство, Добруджанское княжество. Децентрализованная и ослабленная Болгария в 1393 – 1396 г. была завоевана турками и вошла в состав Османской империи.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте содержание понятий: Союз семи племен, боилы, багаины, боляре, хан, кавхан, конвенты, парики, отроки, синклит, законы хана Крума, Закон судный людям, хрисовул.
2. Укажите причины и особенности образования первого Болгарского царства. Выскажите свое мнение о роли тюрков и славян в становлении и развитии данного государства.
3. Проанализируйте взаимоотношения Болгарии и Византии. Выявите факты, свидетельствующие о тесной связи их политического и правового развития.
4. Охарактеризуйте содержание Закона судного людям. Что позволяет исследователям связывать появление данного памятника со временем княжения князя Бориса? Докажите, что на содержание Закона сильное влияние оказала христианская религия.