Источники права Древнерусского государства
Так же, как и у других народов, древнейшим источником русского права были обычаи, восходящие еще к родоплеменному строю. Государство санкционировало применение некоторых таких обычаев, создавая тем самым правовые обычаи. Вместе с тем государственное правотворчество проявлялось в корректировке и ограничении некоторых институтов обычного права. Например, узаконив право кровной мести, княжеская власть сохранила такое право только за ближайшими родственниками мужского пола, а затем вообще отменила месть, заменив ее денежным штрафом.
Внешнеполитические функции государства нашли свое отражение в активной военной и дипломатической деятельности русских князей. Древнерусское государство заключало различного рода международные договоры с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, с венграми, варягами, печенегами. Договоры заключались как в устной, так и в и письменной форме. Наиболее известными договорами, содержание которых передается в русских летописях, являются договоры Руси с Византией 911 и 944 гг. В договорах содержатся нормы как византийского, так и русского права, в частности, предусматривается право кровной мести, штрафные санкции за телесные повреждения и имущественные преступления, наследование по завещанию. При формулировке санкций в договорах неоднократно используется выражение «по закону русскому», что с точки зрения некоторых исследователей позволяет говорить о существовании древнего свода норм обычного права с аналогичным названием.
С Χ в. известно княжеское законодательство (в форме уставов и уроков), выступавшее в качестве дополнительного источника по отношению к обычаям. Подлинники законов до нас практически не дошли. Сохранились до наших дней церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, которые определяют статус церкви и вопросы, относящиеся к подсудности церковных судов, устанавливают ответственность за преступления против церкви, нравственности и семьи, регламентируют брачно-семейные отношения.
С введением христианства на Руси распространяется византийское законодательство, оказавшее большое влияние, в первую очередь, на развитие семейного права. По-видимому, с XI в. использовался в качестве источника «Номоканон» («Кормчая книга») в переводе на болгарский язык. Были известны русским людям и такие византийские своды, как «Прохирон» и «Эклога», хотя полные тексты этих памятников появились в русских землях только в XIII в.
Наиболее значимым и известным памятником древнерусского права является Русская правда (РП).
Большинство исследователей полагает, что наиболее древние статьи РП связаны с деятельностью Ярослава Мудрого (первая половина XI в). Сыновья Ярослава – Изяслав, Святослав и Всеволод во второй половине XI в. дополнили законы своего отца. Краткая Правда – это объединенные в рамках единого текста законодательные постановления и судебная практика Ярослава и Ярославичей. В начале XII в. киевский князь Владимир Мономах провел реформы, внес изменения в законодательство. Так появилась Пространная Правда – законодательство Ярослава и Ярославичей, соединенное с новациями Владимира Мономаха. Уже после распада Киевского государства была создана Сокращенная Правда как переработанный вариант Пространной редакции.
РП отражает переход от родоплеменного строя к классовому обществу и рассматривается исследователями как памятник феодального права.
5. Гражданское право
по «Русской правде»
Субъектами права являлись только физические лица, понятия юридического лица еще не существовало. Объем правоспособности, в первую очередь, зависел от социального положения. Нормы РП устанавливают привилегированное положение феодалов, особо защищают жизнь и имущество князей, бояр, княжеских и боярских слуг. Наиболее ярко об этом свидетельствует введение повышенной ответственности за убийство представителей княжеской администрации. В РП ограничиваются права феодально-зависимых людей, закрепляется приниженное положение холопов.
Возраст совершеннолетия в РП не оговаривался. Известно, что в боярских и княжеских семьях отцы брали сыновей в военный поход уже в 12 лет, тем самым рассматривая их как вполне дееспособных. Вслед за византийским правом устанавливался довольно низкий брачный возраст: 14 – 15 лет для мужчины, 12 – 13 лет для женщины.
Древнерусское законодательство содержало развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения. Теоретических понятий, раскрывающих право собственности и право владения, еще не было, но сами эти институты, без сомнения, существовали. В РП предусматривалась защита права частной собственности как на движимое, так и на недвижимое имущество. Нарушение прав собственников наказывалось в основном денежными штрафами.
Основной формой феодальной собственности на землю была вотчина–частное наследуемое земельное владение. Вопрос о путях возникновения вотчинного землевладения является спорным. В основном ученые видят два пути его появления:
1) «снизу», когда наиболеесостоятельные общинники превращали свои наделы в собственность(аллод) и расширяли их за счет обедневших соплеменников, постепенно превращаясь в вотчинников;
2) «сверху», когда вотчины образовывались за счет захвата и пожалования князем общинных земель своим приближенным («обояривание», «окняжение»).
Обязательственные отношения могли возникать из причинения вреда или из договора. Лицо, совершившее правонарушение, обязано было возместить ущерб, причиненный имуществу другого лица. При заключении договора обычно применялась устная форма с соблюдением символических ритуалов (рукобитья и др.), без которых сделка считалась недействительной. Показания лиц, выступавших в качестве свидетелей, были главным доказательством при оспаривании сделки в суде. В некоторых случаях разрешалось доказывать свою правоту присягой. При неисполнении обязательств должник нес не только имущественную, но и личную ответственность – его могли обратить в рабство. В РП упоминаются договоры купли-продажи, хранения, личного найма, займа. Некоторые исследователи на основании ряда статей Пространной Правды считают возможным также выделить договоры комиссии, перевозки, подряда.
В РП регламентировался порядок передачи имущества по наследству. Сыновья, как главные наследники, делили отцовское имущество в равных долях (но младший сын получал дом отца), а дочерям выделялось приданое. При отсутствии у наследодателя сыновей дочери бояр и дружинников наследовали землю, в то время как имущество смерда в подобной ситуации переходило князю. Жена не считалась наследником мужа. Она сохраняла право собственности на свое приданое и подарки мужа и могла передавать свое имущество по наследству.
6. Уголовное право
по «Русской правде»
Преступление по РП определялось не как нарушение закона, а как причинение морального или материального ущерба частному лицу или группе лиц. Следовательно, наказание имело своей целью возмещение ущерба.
Субъектами преступления были все физические лица, но за преступления рабов отвечали их хозяева. О возрастных рамках привлечения к уголовной ответственности в РП ничего не говорилось. РП не знала также понятия невменяемости.
По субъективной стороне РП особо выделяет умышленные преступления. Например, убийство в разбое, за которое полагалась высшая мера наказания, противопоставлялось убийству на пиру в ссоре, наказуемому денежным штрафом. Форма вины учитывалась и при определении ответственности за неисполнение долговых обязательств: крайняя мера – обращение в рабство – применялась, в первую очередь, по отношению к злостным банкротам, допускавшим мошенничество по отношению к своим кредиторам. Преступление, совершенное в состоянии аффекта (сильного душевного волнения) не наказывалось (например, удар обидчика в ответ на оскорбление)
Рассматривались две стадии совершения преступления: покушение на преступление (например, наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший) и оконченное преступление. Закон не разделял ролей соучастников – они отвечали одинаково.
По объекту посягательства преступления в РП делились только на два вида – преступления против личности и против имущества. РП не упоминает преступлений против государства. Преступления против князя, судя по летописям, сурово наказывались, но квалифицировались, по-видимому, не как выпад против власти, а как посягательство на жизнь и здоровье частного лица, отличавшегося только более высоким положением.
В качестве наказаний применялись кровная месть по принципу талиона (когда наказание аналогично преступлению), поток и разграбление (изгнание преступника из общины, конфискация имущества и обращение в рабство членов его семьи), денежные штрафы. Штрафы выплачивались князю, но потерпевшему или его семье полагалась денежная компенсация ущерба. Размер штрафа за убийство – «виры» – зависел от социального положения потерпевшего: за убийство свободных людей платили виру в 40 гривен, за жизнь привилегированного человека – 80, за холопа – 5. За убийство женщины, причинение тяжких телесных повреждений назначались «полувиры» – 20 гривен. Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом – «продажей», размер которой зависел от тяжести преступления (1, 3, 12 гривен). За преступления, которые рассматривались церковными судами, применялось церковное наказание – эпитимья (усиленные молитвы, длительный пост, ежедневное публичное покаяние и т.д.). Практиковалась коллективная ответственность.