РАЗДЕЛ 1. Административное право в правовой системе России
Мухин А.А.
Административное право России: учеб. пособие. Ижевск: Jus est, 2010. 268 с.
РАЗДЕЛ 1. Административное право в правовой системе России
Тема 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования
Социальное управление и его виды. Понятие и основные черты государственного управления
1. Социальное управление состоит из ряда функции, т.е. направлений деятельности. Общими функциями управления являются (7):
С.10
Социальное управление состоит из ряда функций, то есть направлений деятельности. Общими функциями управления являются:
- сбор и обработка (анализ) социальной информации;
- прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии ка-ких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки;
- планирование – определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств их достижения;
- организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.;
- распорядительство – установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.;
- координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;
- контроль и учет – установление соответствия (или несоответствия) фактического состояния объекта управления заданному.
2. Государственное управление характеризуется рядом черт (4):
С.11
1. является организующей деятельностью;
2. носит государственно-властный характер;
3. характеризуется тем, что оно носит непосредственный деятельностный характер, т.е. в процессе осуществления управленческой, исполнительной деятельности повседневно реализуются функции государства в сферах межотраслевых (финансы, госстандарты, налоги, статистика и др.), социально-политических (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), социально-культурных (образование, наука, здравоохранение, культура и др.), хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.);
4. осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.
Основные черты государственного управления: (5)
С.15
- управление осуществляется специально уполномоченным субъектом;
- управление носит государственно-властный характер;
- управление носит подзаконный характер;
- управление носит подконтрольный характер;
- управление как деятельность сочетает в себе и непосредственное управление объектом, и координацию его деятельности.
Принципы государственного управления должны быть закреплены в нормативных правовых актах, что делает их реализацию обязательной. С учетом этого предлагается рассмотреть три группы принципов, касающихся сферы государственного управления: конституционные, непосредственные и организационные:
4. Конституционные принципы (9):
С.15-16
1. Принцип участия народа в государственном управлении (ст.3 п.2 Конституции РФ);
2. Принцип законности (ст.4 Конституции РФ);
3. Принцип равноправия субъектов федерации в государственном управлении (ст.5 п.1 Конституции РФ);
4. Принцип равноправия граждан (ст.6 п.2 Конституции РФ);
5. Принцип приоритета и гарантированности прав личности (ст.2 и 8 Конституции РФ);
6. Принцип свободы экономической деятельности (ст.8 Конституции РФ);
7. Принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ);
8. Принцип гласности (ст.15 Конституции РФ);
9. Принцип разделения полномочий федеральных и региональных органов (ст.11, 78 Конституции РФ).
Глава местного самоуправления (глава администрации) непосредственно или через образуемые им органы местного самоуправления: (5)
С.17
1. осуществляет управление муниципальным хозяйством;
2. распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности;
3. разрабатывает местный бюджет;
4. беспечивает его исполнение и выполняет другие исполнительно-распорядительные функции;
5. издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения.
Тема 2. Административное право и его система. Наука административного права
Методы административно-правового регулирования (3)
С.27
1. Запрет
2. Предписание
3. Дозволение
Реализация административно-правовых норм. Виды реализации. Применение норм административного права. Требования правильного применения норм административного права
Определение (все)!
Административно-правовая норма – установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
Реализация административно-правовых норм. Виды реализации. Применение норм административного права. Требования правильного применения норм административного права
Определение (все).
Норма административного права – модель, возможность оптимального поведения.
Существуют четыре формы реализации норм административного права (4):
С.53
1) соблюдение;
2) исполнение;
3) использование;
4) применение.
Требования правильного применения норм административного права (3).
С.55-56
1. Законность.
2. Обоснованность.
3. Целесообразность.
Обращения граждан (4)
С.75
Различают следующие виды обращений граждан: заявления, жалобы, предложения и ходатайства (4).
1. Заявлениями признаются обращения по поводу реализации принадлежащего гражданину в соответствии с Конституцией или законодательством РФ права, например, о предоставлении льгот, о поступлении на государственную службу.
2. Жалобы – это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.
3. Предложениями признаются обращения граждан, в которых они выражают свое мнение по любому вопросу государственной и общественной жизни и предлагают любые улучшения, совершенствования в сферах, подведомственных этим органам. Например, обращение на имя министра внутренних дел Удмуртской республики, в котором предлагается усилить охрану общественного порядка в конкретном микрорайоне.
4. Ходатайство – обращение с просьбой о признании за лицом определенного статуса и связанных с ним прав и свобод, например, ходатайство о приеме в гражданство РФ.
Законом также регулируются отношения иностранного гражданина к государственной и муниципальной службе и к отдельным видам деятельности. Иностранный гражданин не имеет права (7):
С. 79
– находиться на государственной или муниципальной службе;
– замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;
– быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
– быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
– быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;
– заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом;
– не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.
4. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют следующие права (7):
С.80
– получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации;
– получение питания и пользования коммунальными услугами в центре временного размещения;
– пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения;
– медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ;
– социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ;
– участие в общественной деятельности;
– выезд на место жительства в иностранное государство и пользование иными правами, предусмотренными законодательством РФ, субъектов РФ и международными договорами РФ.
Перемещение по службе (6)
С. 109
Законодательными и иными нормативными актами, регулирующими прохождение государственной службы, перемещение по службе производится на должность:
– вышестоящую – в порядке продвижения по службе с согласия работника;
– равнозначную – с согласия служащего, при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования служащего с учетом его деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;
– нижестоящую – при сокращении штатов или занимаемой должности при невозможности перемещения на равнозначную должность, с согласия служащего;
– по состоянию здоровья; по личной просьбе;
– по служебному несоответствию – в аттестационном порядке;
– в дисциплинарном порядке – в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка и др.
5. В зависимости от тяжести совершенного дисциплинарного проступка на государственного служащего может быть наложено одно из перечисленных далее взысканий (4):
С. 111
– замечание;
– выговор;
– предупреждение о неполном должностном соответствии;
– освобождение от замещаемой должности государственной службы по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.
6. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях (5):
С.114
1) достижения служащим предельного возраста на государственной службе;
2) прекращения гражданства Российской Федерации;
3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего;
4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
5) в случае наличия заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей, при условии, что это подтверждено заключением медицинского учреждения.
Государственного управления
Требования, предъявляемые к актам управления, и последствия их несоблюдения
Требования, предъявляемые к актам управления[9]:
С. 150
1. Целесообразности (5) – полезность с точки зрения интересов государства. С целью достижения целесообразности акта должны учитываться:
- права человека;
- уровень сознания и культуры масс;
- плюрализм мнений, интересов;
- возможности решения проблем;
- ранее принятые акты.
2. Законности – под этим требованием понимается (5):
- наличие компетенции у должностного лица, издающего акт;
- соответствие акта закону по - существу;
- соответствие цели закона;
- принятие в установленный законом срок;
- соблюдение процессуальных правил издания акта.
Акты признаются ничтожными (5), если:
- на то есть прямое указание закона;
- грубо нарушена подведомственность административных дел;
- нет законного основания (заявления, представления) для принятия акта;
- нарушен срок давности;
- акт предписывает совершение преступления.
Организационно-технические требования (3):
С. 151
– текст акта излагается простым и ясным языком, по возможности короткими фразами;
– термины могут употребляться только в одном значении в соответствии с терминологией, принятой в законодательных и иных нормативных правовых актах РФ;
– акт должен быть доведен до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов.
Структура НПА (4):
С. 151
– преамбула – вступительная часть;
– нормативные предписания нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют, пункты могут подразделяться на подпункты;
– приложения – таблицы, графики, карты, схемы;
– перечень утративших юридическую силу нормативных правовых актов.
Реквизиты НПА (подписанного) (4):
С. 151
– наименование органа (органов), издавшего НПА,
– наименование вида акта и его название,
– дата подписания и его номер,
– наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт.
Конец
С. 157
Это заключается в том, что воздействие на объект управления осуществляется в связи (4):
1. С совершением административного правонарушения.
2. С наступлением особых условий природного и техногенного характера.
3. С обеспечением личной безопасности человека и нормального функционирования предприятий и учреждений (специальные режимы).
4. С личностным поведением человека, не являющимся противоправным - психическое расстройство здоровья, болезненное пристрастие к алкоголю, наркотическим средствам и психотропным веществам, заболевание венерической болезнью.
4. Отличие административного принуждения от других видов государственного принуждения (4):
С.157
1. По целям применения – административное принуждение носит профилактический характер: предупреждение совершения новых административных правонарушений; предупреждение и ликвидация нежелательных последствий техногенного или природного явления, могущих привести к возникновению нарушений в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Уголовное принуждение применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
2. По основаниям применения – административное принуждение применяется в случаях: совершения административного правонарушения и возникновения чрезвычайных обстоятельств и ситуаций техногенного или природного явления.
Уголовное принуждение применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.
3. По лицам – административное принуждение применяется как к физическим, так и к юридическим лицам. Уголовное принуждение – только к физическим лицам.
Дисциплинарное принуждение применяется к физическим лицам, находящимся в служебном подчинении по отношению друг к другу.
4. По органам, применяющим принуждение – административное принуждение применяется судом (судьями), должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наделенных соответствующими полномочиями; уголовное принуждение – по приговору суда; дисциплинарное принуждение - вышестоящим должностным лицом.
К числу законодательных актов, предусматривающих применение административно-предупредительных мер, относятся (7):
С.160
– ФКЗ РФ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»;
– Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"
– ФЗ РФ от 06.02.1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ»;
– ФЗ РФ от 03.03.1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности»;
– ФЗ РФ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму»;
– ФЗ РФ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
– ФЗ РФ от 11.03.1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»[12] и другие.
6. Меры административного пресечения (МАП) (8):
С.163-164
Наиболее распространенными мерами пресечения в деятельности органов государственного управления являются:
- Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений.
- Применение физической силы к лицам, совершившим преступление или административное правонарушение, в тех случаях, когда ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей.
- Использование огнестрельного оружия.
- Снос самовольно возведенных строений.
- Выселение в административном порядке.
- Закрытие объектов разрешительной системы в связи с выявленными нарушениями их эксплуатации.
- Приостановление работы предприятий и учреждений в связи с нарушением техники пожарной безопасности.
- Запрещение эксплуатации технически неисправного транспорта при обнаружении неисправности в ходе эксплуатации транспортного средства и невозможности ее устранения на месте.
4. Меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении (10):
С.164
Основанием применения мер обеспечения является только факт совершенного административного правонарушения.
К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях закон относит (10):
1. Административное задержание - ст. 27.3 Ко АП РФ.
2. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице - ст. 27.7 Ко АП РФ.
3. Изъятие вещей и документов - ст. 27.10 Ко АП РФ.
4. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения - ст.27.12
5. Привод – 27.15 Ко АП РФ.
6. Доставление – 27.2 Ко АП РФ.
7. Досмотр транспортных средств – 27.9 Ко АП РФ.
8. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации – 27.13 Ко АП РФ.
9. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей – 27.14 Ко АП РФ.
10. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов – 27.8 Ко АП РФ.
ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями)
Статья 8. Направления деятельности органов федеральной службы безопасности
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям (6):
1. контрразведывательная деятельность;
2. борьба с терроризмом;
3. борьба с преступностью;
4. разведывательная деятельность;
5. пограничная деятельность;
6. обеспечение информационной безопасности.
Административный процесс
Признаки административного процесса: (7)
- вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
- представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
- обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
- целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
- результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
- регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
- обладает определенным строением (структурой).
Принципы административного процесса (9)
- законности
- процессуального равенства
- Принцип материальной истины
- доступности
- гласности
- Принцип национального языка
- Принцип быстроты {оперативности)
- Принцип экономичности (малозатратности)
- Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса
Виды субъектов административного процесса (5):
- физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);
- государственные органы, предприятия и учреждения;
- государственные служащие;
- общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
- служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.
Общие стадии административного процесса (3):
- анализ управленческой ситуации;
- рассмотрение дела и принятие решения;
- исполнение принятого по делу решения.
Черты стадий административного процесса (6):
- регламентируются нормами административно-процессуального права;
- обусловлены логикой всего производства;
- направлены на решение конкретных задач;
- характерен определенный круг участников;
- определенные сроки совершения;
- соответствующее процессуальное оформление.
Мухин А.А.
Административное право России: учеб. пособие. Ижевск: Jus est, 2010. 268 с.
РАЗДЕЛ 1. Административное право в правовой системе России