РАЗДЕЛ 1. Административное право в правовой системе России

Мухин А.А.

Административное право России: учеб. пособие. Ижевск: Jus est, 2010. 268 с.

РАЗДЕЛ 1. Административное право в правовой системе России

Тема 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования

Социальное управление и его виды. Понятие и основные черты государственного управления

1. Социальное управление состоит из ряда функции, т.е. направлений деятельности. Общими функциями управления являются (7):

С.10

Социальное управление состоит из ряда функций, то есть направлений деятельности. Общими функциями управления являются:

  1. сбор и обработка (анализ) социальной информации;
  2. прогнозирование – научное предвидение изменений в развитии ка-ких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки;
  3. планирование – определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств их достижения;
  4. организация – формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.;
  5. распорядительство – установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.;
  6. координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;
  7. контроль и учет – установление соответствия (или несоответствия) фактического состояния объекта управления заданному.

2. Государственное управление характеризуется рядом черт (4):

С.11

1. является организующей деятельностью;

2. носит государственно-властный характер;

3. характеризуется тем, что оно носит непосредственный деятельностный характер, т.е. в процессе осуществления управленческой, исполнительной деятельности повседневно реализуются функции государства в сферах межотраслевых (финансы, госстандарты, налоги, статистика и др.), социально-политических (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), социально-культурных (образование, наука, здравоохранение, культура и др.), хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.);

4. осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.

Основные черты государственного управления: (5)

С.15

  1. управление осуществляется специально уполномоченным субъектом;
  2. управление носит государственно-властный характер;
  3. управление носит подзаконный характер;
  4. управление носит подконтрольный характер;
  5. управление как деятельность сочетает в себе и непосредственное управление объектом, и координацию его деятельности.


Принципы государственного управления должны быть закреплены в нормативных правовых актах, что делает их реализацию обязательной. С учетом этого предлагается рассмотреть три группы принципов, касающихся сферы государственного управления: конституционные, непосредственные и организационные:

4. Конституционные принципы (9):

С.15-16

1. Принцип участия народа в государственном управлении (ст.3 п.2 Конституции РФ);

2. Принцип законности (ст.4 Конституции РФ);

3. Принцип равноправия субъектов федерации в государственном управлении (ст.5 п.1 Конституции РФ);

4. Принцип равноправия граждан (ст.6 п.2 Конституции РФ);

5. Принцип приоритета и гарантированности прав личности (ст.2 и 8 Конституции РФ);

6. Принцип свободы экономической деятельности (ст.8 Конституции РФ);

7. Принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ);

8. Принцип гласности (ст.15 Конституции РФ);

9. Принцип разделения полномочий федеральных и региональных органов (ст.11, 78 Конституции РФ).

Глава местного самоуправления (глава администрации) непосредственно или через образуемые им органы местного самоуправления: (5)

С.17

1. осуществляет управление муниципальным хозяйством;

2. распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности;

3. разрабатывает местный бюджет;

4. беспечивает его исполнение и выполняет другие исполнительно-распорядительные функции;

5. издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения.

Тема 2. Административное право и его система. Наука административного права

Методы административно-правового регулирования (3)

С.27

1. Запрет

2. Предписание

3. Дозволение

Реализация административно-правовых норм. Виды реализации. Применение норм административного права. Требования правильного применения норм административного права

Определение (все)!

Административно-правовая норма – установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.

Реализация административно-правовых норм. Виды реализации. Применение норм административного права. Требования правильного применения норм административного права

Определение (все).

Норма административного права – модель, возможность оптимального поведения.

Существуют четыре формы реализации норм административного права (4):

С.53

1) соблюдение;

2) исполнение;

3) использование;

4) применение.

Требования правильного применения норм административного права (3).

С.55-56

1. Законность.

2. Обоснованность.

3. Целесообразность.

Обращения граждан (4)

С.75

Различают следующие виды обращений граждан: заявления, жалобы, предложения и ходатайства (4).

1. Заявлениями признаются обращения по поводу реализации принадлежащего гражданину в соответствии с Конституцией или законодательством РФ права, например, о предоставлении льгот, о поступлении на государственную службу.

2. Жалобы – это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.

3. Предложениями признаются обращения граждан, в которых они выражают свое мнение по любому вопросу государственной и общественной жизни и предлагают любые улучшения, совершенствования в сферах, подведомственных этим органам. Например, обращение на имя министра внутренних дел Удмуртской республики, в котором предлагается усилить охрану общественного порядка в конкретном микрорайоне.

4. Ходатайство – обращение с просьбой о признании за лицом определенного статуса и связанных с ним прав и свобод, например, ходатайство о приеме в гражданство РФ.

Законом также регулируются отношения иностранного гражданина к государственной и муниципальной службе и к отдельным видам деятельности. Иностранный гражданин не имеет права (7):

С. 79

– находиться на государственной или муниципальной службе;

– замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

– быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

– быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

– быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;

– заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом;

– не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.

4. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют следующие права (7):

С.80

– получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации;

– получение питания и пользования коммунальными услугами в центре временного размещения;

– пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения;

– медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ;

– социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ;

– участие в общественной деятельности;

– выезд на место жительства в иностранное государство и пользование иными правами, предусмотренными законодательством РФ, субъектов РФ и международными договорами РФ.

Перемещение по службе (6)

С. 109

Законодательными и иными нормативными актами, регулирующими прохождение государственной службы, перемещение по службе производится на должность:

– вышестоящую – в порядке продвижения по службе с согласия работника;

– равнозначную – с согласия служащего, при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования служащего с учетом его деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;

– нижестоящую – при сокращении штатов или занимаемой должности при невозможности перемещения на равнозначную должность, с согласия служащего;

– по состоянию здоровья; по личной просьбе;

– по служебному несоответствию – в аттестационном порядке;

– в дисциплинарном порядке – в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка и др.

5. В зависимости от тяжести совершенного дисциплинарного проступка на государственного служащего может быть наложено одно из перечисленных далее взысканий (4):

С. 111

– замечание;

– выговор;

– предупреждение о неполном должностном соответствии;

– освобождение от замещаемой должности государственной службы по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.

6. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях (5):

С.114

1) достижения служащим предельного возраста на государственной службе;

2) прекращения гражданства Российской Федерации;

3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего;

4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

5) в случае наличия заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей, при условии, что это подтверждено заключением медицинского учреждения.

Государственного управления

Требования, предъявляемые к актам управления, и последствия их несоблюдения

Требования, предъявляемые к актам управления[9]:

С. 150

1. Целесообразности (5) – полезность с точки зрения интересов государства. С целью достижения целесообразности акта должны учитываться:

- права человека;

- уровень сознания и культуры масс;

- плюрализм мнений, интересов;

- возможности решения проблем;

- ранее принятые акты.

2. Законности – под этим требованием понимается (5):

- наличие компетенции у должностного лица, издающего акт;

- соответствие акта закону по - существу;

- соответствие цели закона;

- принятие в установленный законом срок;

- соблюдение процессуальных правил издания акта.

Акты признаются ничтожными (5), если:

- на то есть прямое указание закона;

- грубо нарушена подведомственность административных дел;

- нет законного основания (заявления, представления) для принятия акта;

- нарушен срок давности;

- акт предписывает совершение преступления.

Организационно-технические требования (3):

С. 151

– текст акта излагается простым и ясным языком, по возможности короткими фразами;

– термины могут употребляться только в одном значении в соответствии с терминологией, принятой в законодательных и иных нормативных правовых актах РФ;

– акт должен быть доведен до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов.

Структура НПА (4):

С. 151

– преамбула – вступительная часть;

– нормативные предписания нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют, пункты могут подразделяться на подпункты;

– приложения – таблицы, графики, карты, схемы;

– перечень утративших юридическую силу нормативных правовых актов.

Реквизиты НПА (подписанного) (4):

С. 151

– наименование органа (органов), издавшего НПА,

– наименование вида акта и его название,

– дата подписания и его номер,

– наименование должности и фамилии лица, подписавшего акт.

Конец

С. 157

Это заключается в том, что воздействие на объект управления осуществляется в связи (4):

1. С совершением административного правонарушения.

2. С наступлением особых условий природного и техногенного характера.

3. С обеспечением личной безопасности человека и нормального функционирования предприятий и учреждений (специальные режимы).

4. С личностным поведением человека, не являющимся противоправным - психическое расстройство здоровья, болезненное пристрастие к алкоголю, наркотическим средствам и психотропным веществам, заболевание венерической болезнью.

4. Отличие административного принуждения от других видов государственного принуждения (4):

С.157

1. По целям применения – административное принуждение носит профилактический характер: предупреждение совершения новых административных правонарушений; предупреждение и ликвидация нежелательных последствий техногенного или природного явления, могущих привести к возникновению нарушений в области охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Уголовное принуждение применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

2. По основаниям применения – административное принуждение применяется в случаях: совершения административного правонарушения и возникновения чрезвычайных обстоятельств и ситуаций техногенного или природного явления.

Уголовное принуждение применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

3. По лицам – административное принуждение применяется как к физическим, так и к юридическим лицам. Уголовное принуждение – только к физическим лицам.

Дисциплинарное принуждение применяется к физическим лицам, находящимся в служебном подчинении по отношению друг к другу.

4. По органам, применяющим принуждение – административное принуждение применяется судом (судьями), должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, наделенных соответствующими полномочиями; уголовное принуждение – по приговору суда; дисциплинарное принуждение - вышестоящим должностным лицом.

К числу законодательных актов, предусматривающих применение административно-предупредительных мер, относятся (7):

С.160

– ФКЗ РФ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»;

– Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"

– ФЗ РФ от 06.02.1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ»;

– ФЗ РФ от 03.03.1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности»;

– ФЗ РФ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму»;

– ФЗ РФ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

– ФЗ РФ от 11.03.1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»[12] и другие.

6. Меры административного пресечения (МАП) (8):

С.163-164

Наиболее распространенными мерами пресечения в деятельности органов государственного управления являются:

  1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений.
  2. Применение физической силы к лицам, совершившим преступление или административное правонарушение, в тех случаях, когда ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей.
  3. Использование огнестрельного оружия.
  4. Снос самовольно возведенных строений.
  5. Выселение в административном порядке.
  6. Закрытие объектов разрешительной системы в связи с выявленными нарушениями их эксплуатации.
  7. Приостановление работы предприятий и учреждений в связи с нарушением техники пожарной безопасности.
  8. Запрещение эксплуатации технически неисправного транспорта при обнаружении неисправности в ходе эксплуатации транспортного средства и невозможности ее устранения на месте.

4. Меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении (10):

С.164

Основанием применения мер обеспечения является только факт совершенного административного правонарушения.

К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях закон относит (10):

1. Административное задержание - ст. 27.3 Ко АП РФ.

2. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице - ст. 27.7 Ко АП РФ.

3. Изъятие вещей и документов - ст. 27.10 Ко АП РФ.

4. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения - ст.27.12

5. Привод – 27.15 Ко АП РФ.

6. Доставление – 27.2 Ко АП РФ.

7. Досмотр транспортных средств – 27.9 Ко АП РФ.

8. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации – 27.13 Ко АП РФ.

9. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей – 27.14 Ко АП РФ.

10. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов – 27.8 Ко АП РФ.

ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями)

Статья 8. Направления деятельности органов федеральной службы безопасности

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям (6):

1. контрразведывательная деятельность;

2. борьба с терроризмом;

3. борьба с преступностью;

4. разведывательная деятельность;

5. пограничная деятельность;

6. обеспечение информационной безопасности.

Административный процесс

Признаки административного процесса: (7)

  1. вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
  2. представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
  3. обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
  4. целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
  5. результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
  6. регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
  7. обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса (9)

  1. законности
  2. процессуального равенства
  3. Принцип материальной истины
  4. доступности
  5. гласности
  6. Принцип национального языка
  7. Принцип быстроты {оперативности)
  8. Принцип экономичности (малозатратности)
  9. Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса

Виды субъектов административного процесса (5):

  1. физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);
  2. государственные органы, предприятия и учреждения;
  3. государственные служащие;
  4. общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
  5. служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Общие стадии административного процесса (3):

  1. анализ управленческой ситуации;
  2. рассмотрение дела и принятие решения;
  3. исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административного процесса (6):

  1. регламентируются нормами административно-процессуального права;
  2. обусловлены логикой всего производства;
  3. направлены на решение конкретных задач;
  4. характерен определенный круг участников;
  5. определенные сроки совершения;
  6. соответствующее процессуальное оформление.

Мухин А.А.

Административное право России: учеб. пособие. Ижевск: Jus est, 2010. 268 с.

РАЗДЕЛ 1. Административное право в правовой системе России

Наши рекомендации