Правление Владимира Святославича (980-1015гг.)
а) реформа 980г.
С усложнением общественной жизни и социальной структуры общества (переход к неравенству), с образованием этнического неоднородного государства язычество как религиозная система оказалась неспособной идеологически обосновать происходящие перемены, объединить разрозненные племена в рамках единого общества. Кроме того, старые религиозные представления не могли укрепить возросшее могущество княжеской власти. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась причина религиозной реформы.
Первая религиозная реформа была осуществлена в 980г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон[3]. Этими божествами явились: Перун, Хорс (солнечный конь), Дажьбог, Мокошь, Стрибог, Симаргл. Среди этих шести главным был бог грозы Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма, который исповедовали соседние державы: Византия (православие), Хазарский каганат (иудаизм), Волжская Булгария (ислам). Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.
б) принятие христианства
Крещение Руси связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.
Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. Херсонес Владимир вернул в качестве выкупа за невесту.
По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян и уничтожил языческих идолов. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов — бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988г., положило начало широкому распространению христианства на Руси. Временами христианизации оказывали сопротивление. Так, например, в Новгороде воевода Владимира Добрыня крестил «огнем».
Во главе Русской Православной церкви стоял митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом. Территория митрополии делилась на епископства и архиепископства.
в) историческое значение крещения Руси
Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведение куполов, камнерезное дело — все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.
С христианством стала развиваться письменность на славянском языке, созданная в IX в. болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространялась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующего в языческом мировоззрении.
Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейских держав варварской страной. Она стало равной среди равных европейских государств. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
Позднее, из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.
Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности все русских вообще.
г) борьба с кочевниками
При князе Владимире границы Руси значительно были укреплены по речным рубежам, отделявшим ее от степей. Это стало необходимо из-за непрерывных печенежских набегов. Сооружение укрепленных линий затрудняло печенегам набеги и позволило расширить территорию Руси. В середине Xв. печенеги кочевали один день до Киева, в начале XIв. — два дня.
Княжение Ярослава Мудрого.
а) усобицы 1015-1019гг.
Владимир был еще жив, когда княживший в Новгороде его сын Ярослав отказался повиноваться отцу. Владимир собрался в поход, но заболел и умер в 1015г.. Несколько лет продолжалась кровопролитная борьба за киевский престол между многочисленными сыновьями Владимира. Соперники опирались на иноземную помощь: Ярослав привлек варягов, Святополк Окаянный — поляков. Борьба завершилась победой Ярослава, чье правление многие историки считают как эпоху наивысшего расцвета Киевской Руси (1019-1054гг.). Святополк бежал. Летопись обвинила Святополка Окаянного в гибели своих младших братьев, Бориса и Глеба, впоследствии канонизированных как первых русских святых. Однако иноземные источники ставят под сомнение эту версию. Не исключено, что братья стали жертвой варягов Ярослава.
б) укрепление княжеской власти.
Ярослав пытался подчинить себе владения брата Мстислава, Тьмутараканского князя. Но в 1024г. он потерпел поражение и был вынужден бежать в Новгород. Но Мстислав предложил брату мир, по которому оставил себе Левобережную Украину и Тмутаракань. Лишь после его смерти в 1036г. Ярослав окончательно утверждается единовластным правителем Древнерусского государства.
в) борьба с печенегами
В 1036г. князь Ярослав Мудрый нанес печенегам решительное поражение. После этого многие печенеги перешли на русскую службу. На некоторое время на юго-восточных рубежах государства стало спокойно. По преданию на месте сражения спустя какое-то время князь построил Софийский собор.
г) отношения с европейскими странами
Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X-XIвв., после крещения Руси. Став христианской страной, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Уже сыновья Ярослава были женаты на польской, византийской и немецкой принцессах, а его дочери стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.
Также при Ярославе начался процесс обособления русской православной церкви. Впервые главой РПЦ стал русский по происхождению священнослужитель, митрополит Илларион.
д) продвижение в Прибалтику
В XIв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрыйосновал город Юрьев (ныне — Тарту).