Языковые средства, оформляющие аннотацию
Смысловые компоненты текста | Языковые средства выражения |
1. Название и тема статьи (книги) | Данная, настоящая, рассматриваемая, аннотируемая статья (книга)… Статья (книга) называется, носит название, озаглавлена … написана на тему о …, говорится о, автор рассказывает о … |
Автор рассказывает | |
2. Проблематика статьи (книги) | В статье (книге) рассматривается, ставится вопрос о том, что …, автор касается вопросов о …, автор затрагивает, ставит, освещает вопрос о…, Автор говорит о проблемах, остановился на следующих вопросах. В статье (книге) излагается, представлена точка зрения. Обобщается опыт работы, дается анализ (чего?), оценка (чему?), дается описание (чего?), научное обоснование (чего?). |
3. Композиция статьи (книги). | Статья (книга) делится на, состоит из, начинается с … В статье можно выделить вступление, основную часть, заключение. Книга состоит из глав, частей, разделов. Во вступительной (первой) части статьи говорится о, ставится вопрос о том, что; излагается история вопроса, речь идет о … Во вступительной части статьи, в предисловии книги речь идет о … В основной части статьи делается описание, дается анализ, излагается точка зрения на …, дается характеристика (чего?). В основной части значительное (большое) место отводится (чему?); большое внимание уделяется (чему?), основное внимание обращается (на что?). В заключительной части, в заключении подводятся итоги исследования; делаются выводы, обобщается сказанное выше; дается оценка (чему?), в заключении подчеркивается (что?), статья заканчивается (чем?). |
4. Включение иллюстративного материала в статью (книгу). | В статье содержится большое количество примеров и иллюстративного материала. Автор приводит акты, цифры, данные, иллюстрирующие и подтверждающие основные положения статьи. Автор опирается на цифры, акты, данные. В статье приводятся цитаты (откуда?), автор цитирует высказывания (кого?), слова (чьи?), цитирует (кого?). |
5. Цель статьи (книги). | Цель автора статьи (книги) показать, объяснить, обобщить (что, дать анализ (чего?), оценку (чему?). Статья (книга) ставит своей целью доказать, обобщить … … |
6. Адресат статьи (книги). | Статья (книга) адресована специалистам (неспециалистам), широкому кругу читателей, рассчитана (на кого?), интересна (кому?), представляет (может представлять) интерес (для кого?). |
Образец реферата:
ООН и проблемы перестройки международных экономических отношений. – М.: Наука, 1987.-214 с.
Монография, состоящая из введения, пяти глав и заключения, подготовлена авторским коллективом в следующем составе: А.В.Березной, Т.А.Бунина, Н.Г.Зайцева, И.Д.Иванов, М.В.Козырева, Э.Е.Облинский, Е.А.Росина, П.П.Семенихин, Е.Н.Федоренко.
Проблемы перестройки международных экономических отношений (МЭО) на справедливых, демократичных началах, роль ООН в этом процессе авторы стремятся рассматривать в широкой исторической перспективе, в диалектической связи с общими тенденциями и закономерностями развития. Так, в первой главе выделяются исторические нормы и основные этапы эволюции программы международного экономического порядка (НМЭП), оцениваются практические результаты, достигнутые в ходе борьбы за реализацию. Во второй главе дается характеристика основных направлений перестройки МЭО в социально-экономической деятельности ООН, к которым авторы относят проблемы: демократизации международной торговли и борьбы с протекционизмом развитых капиталистических государств, стабилизации торговли сырьем, нормализации условий передачи технологии развивающимся странам, внешнего финансирования и задолженности стран Азии, Африки и Латинской Америки, преодоления отставания наименее развитых государств.
В третьей главе проблемы перестройки МЭО рассматриваются под углом зрения развернувшейся вокруг них идейно-политической борьбы в рамках ООН.
В четвертой главе проблемы МЭО увязываются с критическом анализом концепции развития (коллективной опоры на собственные силы: «основных нужд», «взаимозависимости»).
В пятой главе, разбирая пути решения проблемы развития перестройки МЭО авторы особое внимание уделяют вопросам обуздания гонки вооружений, нормализации экономического обмена между странами, принадлежащими к различным социально-экономическим системам.
Как отмечают авторы, опыт борьбы, развернувшейся в ООН по проблемам перестройки МЭО убедительно показывают, что само ее возникновение объективное, закономерное явление. В широком историческом плане движение за перестройку является составной частью прогрессивных изменений в мире.
Авторы обращают внимание на многие трудности, которые постепенно возникают в ходе борьбы за перестройку МЭО. Если в период разрядки для многосторонних переговоров по проблемам НМЭП был характерен более или менее продуктивный диалог, то в условиях ухудшения политического климата в мире западная дипломатия смогла не только завести эти переговоры в тупик, но и перечеркнуть многое из достигнутого ранее. Именно в условиях антиразведки она смогла быстро оправиться после шока середины 70-х годов, противопоставить требованиям молодых государств новый концептуальный и технико-дипломатический арсенал, а кое-где даже вернуться к политике силового давления. Впрочем, такой поворот объясняется возможностями материальной базы. Так, за короткий срок Запад добился заметных успехов в экономии энергии и сырья в результате чего инициатива на рынках этих товаров в начале 8-х годов вновь перешла к нему. Запад пошел в наступление против основных требований молодых государств в области перестройки МЭП, наступление, которое осуществляется прежде всего путем дезинтеграции платформ НМЭП как единой программы и сведения ее к переговорам по отдельным разрозненным вопросам. Между тем, в широком историческом плане последовательная реализация НМЭП связана прежде всего с активизацией борьбы за него радикального революционно-демократического крыла в освободившихся государствах.
Т.Айдинов
(РЖ ” Общественные науки в СССР ”:
Серия 2, Экономика-1987.- №6, С.165-167)