Тест 3 Думаем, сравниваем, размышляем
1. Зачем людям 21 в. знать о том, что происходило в древности?
2. Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры не только среди историков?
3. Почему древние цивилизации возникали в долинах великих рек?
4. Были ли современниками: а) Ганнибал и Цин Шиахун-ди?
Б) Иван III и Леонардо да Винчи
В) Ричард Львиное Сердце и Святослав?
Г) Николай I и Наполеон?
5. В 1613 г. хотели выбрать не самого способного, а удобнейшего царя. Приведите аргументы.
6. Сравните экономическое развитие России и Западной Европы в первой половине 19 в. и сделайте выводы.
7. Почему сохранение традиций – одна из главных тем в русской культуре XVI в.?
8. Что такое идеи Просвещения и как они воплощались на практике в XVIIIв.?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач: •логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;
•развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
•осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
•получение, обработка и сохранение источников информации;
•преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
•формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.
Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и помощью письменных самостоятельных (контрольных) работы.
Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме.
Рекомендации по написанию эссе
Эссе – это сочинение небольшого объема, свободно выражающее индивидуальные впечатления и размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Структура эссе.
• Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);
• Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
• Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса: развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: Причина-следствие, общее-особенное, форма-содержание, часть-целое и т.д. Хорошо проверенный способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения. Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании.
• Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе: доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, видимости доказательности.
Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения. Тезис — это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
Как подготовить и написать эссе?
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
• исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
• качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
• аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.
Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.
Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д. Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений. Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию). Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами. Рассуждения — формулировка и доказательство мнений. Аргументация — ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции. Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно? Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д. Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал.
Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности. Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих. Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Оформление работы:
- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.
Приложение 1
Оформление титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева»
Факультет_______________________________________
Кафедра отечественной истории
Эссе
на тему: _________________________________________
Выполнил (а):
Ф.И.О. Студента, номер группы,
Проверил:
кафедра,
должность, звание, Ф.И.О.
Красноярск 201____
Литература:
1. Простые слова. Конкурс эссе. Пособие для участников конкурса. - МОО Достижения молодых. − Junior Achievement Russia. − М., 2012.
2. Советы по написанию эссе. Web: http://www.begin.ru/db2/doc.h
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ЭССЕ
1. «По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за сто лет рабства удалось вздохнуть свободно» (В.О. Ключевский).
2. «Расчетливость, медленность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми можно было много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие – вот отличительные черты его деятельности» (С.М. Соловьев об Иване III).
3. «Одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении» (В.О. Ключевский об Алексее Михайловиче).
4. «Наименование Русского государства империей, а Петра императором всероссийским отразило глубокие изменения во внутреннем и международном положении страны. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь прочно вошло в круг европейских держав». (Н.И. Павленко).
5. «Декабристы — историческая случайность, обросшая литературой» (В.О. Ключевский).
6. «Было бы несправедливо отрицать громадные успехи, сделанные в это 30-летнее царствование (Николая I) во всех отраслях государственного устройства России; во всем же, что было сделано в этот период, Государю принадлежало личное, непосредственное руководство» (Д.А. Милютин).
7. Оцените деятельность П.А. Столыпина – главы правительства в борьбе с противниками самодержавия. В этот период стало распространено такое понятие «столыпинский галстук».Раскройте используемые им методы наведения порядка. Насколько гуманно использование таких методов?
а. Выступление Столыпина П.А. на заседании Государственной думы, связанное с принятием указа о военно-полевых судах.
б. Оценка Николая II(на основе дневниковых записей) «Утро было солнечное и радостное. Принимал все время до завтрака, гуляли вдвоем. Читал весь вечер, получил много телеграмм»18 октября 1905 г. Оцените поведение царя на фоне событий первой русской революции.
8. Л.Н. Толстой собирался написать роман о революции и революционерах, который он предполагал назвать «нет виноватых». Как вам представляется, какой смысл мог быть вложен в это название?
9. «Можно было совершенно не соглашаться со многими идеями большевиков,… но надо быть беспристрастным и признать, что переход власти в руки пролетариата в октябре 1917 г., проведенный Лениным и Троцким, обусловил собой спасение страны, избавив ее от анархии» (В. Игнатьев).
10. «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться за свою Родину» (Из английского журнала 1945 г.).
11. «Одержав победу, несмотря на колоссальные жертвы и разрушения, Советский Союз в небывалой степени увеличил свою мощь и международный авторитет» (В.П. Смирнов).
12. «К сожалению, до конца довести реформу Косыгин так и не смог по ряду причин, одной из которых – и главной, на мой взгляд, являлось отсутствие поддержки со стороны большинства членов Политбюро». (Н.К. Байбаков).
13. В одном из своих выступление М. Горбачев сказал: «Мир был бы таким, каким мы его видим теперь, если бы не великая революция в России». Согласны ли вы с такой точкой зрения?
14. «Хрущев пришел к власти случайно и одновременно не случайно» Бурлацкий Ф.
15. «Для Германии было лучше проиграть войну при Гитлере, чем выиграть ее с ним». М. Роммель.
16. «В мире идет борьба двух гигантов – Маркса и Достоевского. Первый раунд выиграл Маркс (революция 1917г.), второй – Достоевский (ХХ съезд партии), исход третьего раунда неизвестен...» А. Моравиа.
17. Страх или свобода?(о причинах победы в Сталинградской битве).
Рекомендации для анализа письменного источника
1. Определите цели чтения источника.
2. Внешняя характеристика источника:
- в каких условиях он был создан(эпоха, состояние общества)
-с какой целью создавался ( например, для публичного чтения, личного происхождения)
-когда был создан источник, его датировка
-кто автор источника , что известно о его интересах, целях
-это первоисточник или адаптированная версия?
3. Интерпретация источника – установление смысла, который вкладывал в произведение автор, его замысел.
4. Анализ источника глазами современного человека:
-степень объективности автора
-комментарии достоверности и объективности.
5. Выводы по интересующей нас проблеме: синтез обобщение полученной информации – формулировка вывода по цели исследования.