Раздел 1. программа курса «история»
Э.А. Цеглеев, С.А. Чиркин
ИСТОРИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРИАТА 38.03.01ЭКОНОМИКА
КИРОВ 2016
ББК 63.3(0)
УДК 94(100)
Цеглеев Э.А., Чиркин С.А. История. Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для направления подготовки бакалавриата 38.03.01 Экономика. – Киров: ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, 2016.
Рецензенты:
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Вятского государственного университета С.Г. Егоров;
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА Калиниченко В.П.
Учебно-методическое пособие утверждено методической комиссией экономического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной академии и рекомендовано к печати (протокол № от декабря 2016).
Учебно-методическое пособие включает в себя программу курса «История», требования по написанию и темы контрольных работ, планы семинарских занятий, порядок и вопросы экзамена, литературу по «Истории». Предназначено для направления подготовки бакалавриата 38.03.01 Экономика.
© Цеглеев Э.А., Чиркин С.А., 2016
© Вятская ГСХА, 2016
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 38.03.01 Экономика, изучающих предмет «История». В процессе его освоения формируется способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (общекультурная компетенция ОК-2).
В первом разделе даётся программа курса «История». Второй раздел предназначен для студентов заочной формы обучения, которые должны сдавать контрольную работу. В нём перечислены требования к контрольным работам, темы и план написания, правила оформления библиографического списка, указан порядок сдачи и защиты работ, а также приведен образец титульного листа.
В третьем разделе приводятся планы семинарских занятий. В четвертом разделе изложен порядок сдачи экзамена и даны вопросы, которые нужно повторить для его успешного прохождения. В последнем разделе приведен список учебной и научной литературы по предмету.
РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ»
История и особенности её познания. Сущность, формы, функции исторического сознания. Историческое сознание как особая область общественного сознания. Массовое (обыденное) и научное историческое сознание. Стихийный этап в развитии исторического сознания. Зарождение исторической науки. Методология и теория исторической науки. Понятие и классификация исторического источника.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Русская историческая школа.
РАЗДЕЛ I. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. IX - XVII века
Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Происхождение и расселение восточных славян. Религия. Разложение первобытно-общинного строя. Складывание племенных союзов. Хозяйственный и общественный строй славян. Утверждение династии Рюриковичей. Князь Олег. Объединение восточнославянских государственно-политических образований под властью киевских князей. Образование Древнерусского государства и норманнская теория.
Раннефеодальное государство Киевская Русь.Основные этапы объединения восточных славян. Социально-экономический строй Киевской Руси: сельское хозяйство, ремёсла, торговля, категории населения, вотчинное землевладение. Политический строй Киевской Руси. Внутренняя политика. Полюдье, дань. Игорь, Святослав, Владимир I. Христианизация Руси и её значение. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская Правда» - древнерусский свод законов. Владимир Мономах. Мстислав Великий.
Внешняя политика. Походы русских дружин на Восток и Византию. Борьба с Хазарским каганатом и кочевниками. Международное положение Руси.
Земли Киевской Руси в XII – начале XIII вв. Предпосылки политической раздробленности Древнерусского государства. Княжеская власть и боярство. Формирование государственно-политических областных образований и особенности их устройства (Великое Владимирское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская земля и др.). Развитие хозяйства. Последствия и особенности политической раздробленности Руси.
Борьба Руси за независимость в XIII в. Монголы в конце XII – начале XIII вв. Начало монгольских завоеваний. Битва на Калке. Нашествие Батыя. Завоевание Волжской Булгарии. Героическая борьба русского народа. Зависимость Руси от Орды, её формы и последствия. Обособление юго-западных и западных земель.
Начало крестовых походов на прибалтийские и русские земли. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский – полководец и государственный деятель.
Всемирно – историческое значение героической борьбы народов Руси с монголо-татарской и крестоносной агрессией.
Русские земли во второй половине XIII – середине XV вв. Восстановление производительных сил, подорванных ордынским нашествием. Сельское хозяйство. Формирование феодального землевладения. Государственные и владельческие крестьяне. Ремесло. Торговля. Город. Политический строй. Русские земли и Золотая Орда.
Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV-середине XV вв. Причины усиления Московского княжества. Первые московские князья. Иван Калита. Дмитрий Донской. Выдвижение Москвы как организатора борьбы за свержение монголо-татарского ига. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее значение. Рост национального самосознания.
Взаимоотношения Москвы с русскими землями. Феодальная война второй четверти XV в. и её значение для объединительного процесса.
Образование единого Русского государства (вторая половина XV – первая треть XVI вв.) Правление Ивана III Васильевича. Присоединение Великого Новгорода, Твери и Вятки. Свержение ордынского владычества. Василий III. Присоединение Пскова и Рязани. Международное положение России.
Организация аппарата государственной власти. Великий князь Московский. Боярская Дума. Зарождение приказов. Местничество. Областное управление. Судебник 1497 г., начало оформления крепостного права. Складывание поместного землевладения.
Историческое значение образования единого Русского государства.
Внутренняя политика России в середине - второй половине XVI в. Территория и население. Сельское хозяйство и промыслы. Феодальное землевладение и хозяйство. Вотчинная и поместная системы. Закрепощение крестьян: «заповедные годы» и «урочные лета». Указы о крестьянах и холопах 1597 г. Ремесло. Торговля. Город.
Борьба феодальных группировок за власть. Иван IV. Земские Соборы. Формирование приказной системы управления. Судебник 1550 г. «Избранная Рада» и реформы середины XVI в. Опричнина: цели, ход, итоги. Царь Фёдор. Учреждение Московского патриаршества. Конец династии Рюриковичей и воцарение Бориса Годунова.
Внешняя политика России во второй половине XVI в. Международное положение. Казанские походы. Присоединение народов Поволжья и Приуралья.
Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война: причины, ход, основные этапы, результаты.
Начало освоения Сибири. Экспедиция Ермака и её значение. Заселение Западной Сибири.
Социально-политический кризис на рубеже XVI - XVII вв. и его последствия. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута. Обострение социальных противоречий. Власть и общество. Лжедмитрий I. Василий Шуйский. Движение И.И. Болотникова. Лжедмитрий II.
Польско-шведско-литовская интервенция против России. М.В. Скопин-Шуйский. Москва и Тушинский лагерь. Низложение Василия Шуйского. «Семибоярщина» и оккупация Москвы. Патриотический подъём народа. Первое и Второе народные ополчения. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский Собор 1613 г. Утверждение династии Романовых. Столбовский мир. Деулинское перемирие. Историческое значение национально-освободительной борьбы народов России с интервентами и восстановления национальной государственности.
Социально-экономическое развитие России в XVII в. Экономические последствия Смутного времени. Восстановление хозяйства в 20-50-е гг. Сельское хозяйство. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Рост городов и торговли. Начало формирования всероссийского рынка. Изменения в положении крестьян и посадских людей. Укрепление позиций дворянства. Колонизация окраин. Складывание русской нации.
Внутриполитическое развитие России в XVII в. Государственный строй. Боярская дума и Земские Соборы. Расцвет приказной системы управления. Царствование Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. «Соборное уложение» 1649 г. и оформление крепостного права. Переход к абсолютизму. Прекращение деятельности Земских Соборов.
Социальные движения в XVII в. Основные этапы и черты антиправительственных выступлений «Бунташного века». Городские восстания в Москве, Новгороде, Пскове. Причины, движущие силы и ход крестьянской войны под предводительством С.Т. Разина.
Раскол в Русской православной церкви.
Внешняя политика России в XVII в. Основные направления и задачи внешней политики. Русско-польские и русско-шведские отношения. Смоленская война 1632-1634 гг. Война с Польшей 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. «Вечный мир» с Польшей 1686 г. Русско-шведская война 1656-1658 гг.
Отношения с Османской империей. Русско-турецкая война 1677-1681 гг. Бахчисарайский договор 1681 г. Крымские походы В.В. Голицына.
Освоение Сибири и Дальнего Востока. Дежнёв, Хабаров. Нерчинский договор с Китаем.
Вхождение Украины в состав Российского государства. Национально-освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого. Зборовский и Белоцерковский договоры. Земский Собор 1653 г. Переяславская Рада и воссоединение Украины с Россией.
Россия в конце XVII в. Правление Фёдора Алексеевича. Стрелецкий мятеж 1682 г. Свержение Софьи и начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» 1697-1698 гг.
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
Письменная контрольная работа представляет собой обязательную самостоятельную работу для обучающихся на заочной форме обучения. Студенты, не выполнившие ее, не допускаются к сдаче экзамена или зачета.
При выполнении работы необходимо соблюдать ряд требований.
1. Тема контрольной работы выбирается в соответствии с номером личного дела или номером зачетной книжки (последняя цифра номера личного дела или номера зачетки должна совпадать с последней цифрой контрольной работы).
2. В соответствии с вопросами подбирается и прорабатывается литература. Список учебной литературы приведен в конце пособия. Возможен также самостоятельный подбор литературы. В контрольной работе должна быть использована учебная или научная литература.
3. Контрольная работа пишется по плану, который приведен после перечня тем.
4. На используемую литературу в тексте контрольной работы должны делаться ссылки.
5. Объем контрольной работы должен составлять 18–20 листов печатного текста (Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – 1,5, левое поле – 3 см, верхнее, нижнее и правое – по 2 см).
6. Страницы нумеруются.
7. Работа начинается с плана, в котором указываются формулировки и страницы вопросов работы.
8. На последней странице помещается список использованной литературы (в алфавитном порядке). Правила оформления списка литературы приводятся ниже.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 5. Образование централизованного государства: общее и особенное. Московское царство и его политическая система
1. Объединение русских земель вокруг Москвы.
2. Образование Московского царства и его политическая система.
3. Общее и особенное в формировании централизованных государств.
Тема 7. Петровская эпоха
1. Предпосылки и проведение Петровских реформ.
2. Внешнеполитическая доктрина Петра I.
3. Результаты Петровской модернизации.
Тема 24. СССР в 1945-1953 гг.
1. Восстановление разрушенного хозяйства.
2. Возврат к довоенной модели экономического развития.
3. Борьба с космополитизмом.
Тема 26. СССР в 1960-80-е гг.
1. Противоречия социально-экономического развития советского общества (1964-1985 гг.).
2. Персонализация власти и политический консерватизм.
3. Политика «разрядки». Международный кризис конца 1970-х годов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра истории и философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ФИО____________________________, форма обучения________________
направление подготовки 38.03.01 Экономика
направленность (профиль) программы ____________________________________________________________________
курс_______, группа___________
Дисциплина История
Тема (номера вопросов) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель Цеглеев Э.А.
Регистрационный номер на кафедре_______________________
Дата регистрации «______»____________201___г.
Результат проверки _________________
РАЗДЕЛ 3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
1. Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития Руси.
2. Образование древнерусского и европейских государств: общее и особенное.
3. Споры о понятии «Русь». Современная трактовка норманнского вопроса.
ТЕМА 5. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. Объединение русских земель вокруг Москвы.
2. Образование Московского царства и его политическая система.
3. Общее и особенное в формировании централизованных государств.
4. Русский тип феодализма.
ТЕМА 7. ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
1. Исторические предпосылки и основные идеи петровских преобразований.
2. Утверждение абсолютизма. Основные черты военно-бюрократической модели управления.
3. Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики.
4. Результаты петровской модернизации.
ТЕМА 8. «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ». ЕГО СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В РОССИИ
1. XVIII век - век модернизации и просвещения.
2. «Просвещенный абсолютизм» в России и его
противоречия.
3. Основные направления внешней политики России в II половине XVIII века.
4. Культура России XVIII века как отражение эпохи Просвещения.
ТЕМА 23. СССР в 1945 – 53 гг.
1. Восстановление разрушенного хозяйства.
2. Возврат к довоенной модели экономического развития.
3. Борьба с космополитизмом.
ТЕМА 25. СССР В 60-80 ГОДЫ
1. Противоречия социально-экономического развития советского общества.
2. Политика «разрядки». Международный кризис конца 70 годов.
3. Персонализм власти и экономический консерватизм.
РАЗДЕЛ 4. ЭКЗАМЕН
Процедура оценивания знаний, умений и навыков при проведении промежуточной аттестации по дисциплине «История» проводится в форме экзамена.
Порядок проведения экзамена:
Обучающийся после доклада о прибытии для сдачи экзамена выбирает билет, называет его номер, и приступает к подготовке ответа. В билете содержатся 2 вопроса. После завершения подготовки ответа или по истечении отведенного для этого времени (не менее 30 минут) обучающийся докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по его вызову отвечает на поставленные в билете вопросы. По окончании ответа на вопросы билета преподаватель может задавать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен. После завершения ответа обучающийся сдает преподавателю билет и листы с конспектом (тезисами) ответа. Преподаватель объявляет обучающемуся оценку по результатам экзамена, а также вносит эту оценку в зачетную ведомость, зачетную книжку.
Критерии оценивания:
Оценка | Критерии оценки |
«отлично» | Обучающийся качественно излагает материал при ответе на основной и дополнительные вопросы, ясно, четко, логично и грамотно излагает свои размышления, делает умозаключения и выводы, не допуская неточности в исторических терминах, датах событий и именах деятелей прошлого. |
«хорошо» | Обучающийся качественно излагает материал при ответе на основной и дополнительные вопросы, ясно, четко, логично и грамотно излагает свои размышления, делает умозаключения и выводы, но допускает неточности в исторических терминах, датах событий и именах деятелей прошлого. |
«удовлетворительно» | Обучающийся не знает значительной части основного материала, либо не соблюдает логической последовательности в изложении исторических событий. |
«неудовлетворительно» | Обучающийся не знает большей части основного материала, не соблюдает логической последовательности в изложении исторических событий. |
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Задачи истории как науки. Предмет изучения отечественной истории. Функции истории.
2. Принципы и методы изучения отечественной истории.
3. Источники изучения отечественной истории.
4. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Возникновение государственности у восточных славян.
5. Государство Киевская Русь. Принятие христианства.
6. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.
7. Русские земли и княжества в XI - I половине XIII века. Причины политической раздробленности.
8. Проблема влияния монголо-татарского ига на древнерусскую цивилизацию.
9. Выдвижение Москвы в процессе объединения русских земель.
10. Завершение объединения русских земель в единое централизованное государство.
11. Социально-экономическое развитие российского государства в XVI веке. Укрепление феодально-крепостнических порядков.
12. Иван Грозный: реформы конца 40-50-ых годов XVI века, «опричнина».
13. «Смутное время» на рубеже XVI-XVII веков.
14. Россия в XVII веке: начало формирования российского абсолютизма.
15. Социально-экономическое развитие Российского государства в XVII веке.
16. Пётр I: реорганизация государственного управления.
17. Пётр I: социальная политика. Реформы: военная, промышленного производства. Итоги реформ.
18. Дворцовые перевороты XVIII века.
19. Правление Екатерины II.
20. Экономическое развитие России в I половине XIX века. Крепостное право в России.
21. Политическая система Российской империи
22. Причины и ход подготовки буржуазных реформ 60-70-х годов XIX века в России.
23. Отмена крепостного права. Реформаторы в России.
24. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века в России: земская, городского самоуправления, судебная, университетская, военная и др. Итоги реформ.
25. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.
26. Россия в начале XX века. Объективная потребность индустриальной модернизации России и ее осуществление.
27. Национальные и социалистические партии России.
28. Либеральные и монархические партии России.
29. Первый опыт российского парламентаризма.
30. Столыпинский план модернизации России. Аграрная реформа.
31. Россия в условиях I Мировой войны и общенационального кризиса.
32. Февральская революция 1917 г. в России.
33. 1917 год: от Февраля к Октябрю.
34. Гражданская война и политика «военного коммунизма», их результаты и последствия.
35. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП.
36. Политика «большого скачка» в 1920-30-е гг.
37. Тоталитарная система и общество в 1920-30-е гг.
38. СССР накануне II Мировой войны.
39. Великая Отечественная война и её основные этапы.
40. Советское общество в годы Великой Отечественной войны.
41. Роль Советского Союза в победе над Германией и Японией. Итоги II Мировой войны.
42. Послевоенное устройство мира. Внешняя политика СССР в 1945 – сер. 50-х гг.
43. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь в первые послевоенные годы.
44. Попытка осуществления политических и экономических реформ. Хрущевская «оттепель».
45. СССР в 1960-80-е гг.: нарастание кризисных явлений.
46. Последние годы существования СССР: перестройка в общественно-политической жизни.
47. Последние годы существования СССР: экономическое развитие, новые внешнеполитические принципы. Распад Советского Союза.
48. Становление новой российской государственности. 1993 – 1999 гг.
49. Россия в условиях новой геополитической ситуации.
50. Политическое и социально-экономическое развитие России в ХХI в.
РАЗДЕЛ 5. ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991 гг. - М., 1995. – 480 с.
2. Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917-2009. - М., 2010. – 846 с.
3. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы / Под ред. М. Н. Зуева. - М., 2008. – 640 с.
4. История России с древнейших времен до начала ХХI века: Учебное пособие для вузов / М. М. Горинов, А. А. Горский, А. А. Данилов. - М., 2007. – 656 с.5. История России. С древнейших времен до начала XXI века. В 2 т. / Под ред. А.Н. Сахарова. - М., 2009.
6. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебное пособие для вузов/Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. – 768 с.
7. История России XVIII-XIX веков: Учебное пособие для вузов / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. – 784 с.
8. История России ХХ – до начала ХХI века: Учебное пособие для вузов / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. – 960 с.
9. История. Хрестоматия по учебному курсу. – Киров: ВГСХА,1997. – 287 с.
10. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. – М., 2005. – 592 с.
11. Новейшая история Отечества. XX век. В 2 т. / Под ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина. – М., 2002.
12. Орлов А. С. и др. История России. - М., 2009. – 528 с.
13. Потатуров В. А., Трусова Г.В., Гурина М.Г. История России. – М., 2007. – 736 с.
14. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до XXI века. - М., 2009. – 576 с.
Дополнительная литература
1. Аврех А.Я. П. А. Столыпин и судьба реформ в России. - М., 1991. – 286 с.
2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. – 448 с.
3. Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990. – 240 с.
4. Гумилев Л.Н.От Руси до России. - М., 1992. – 272 с.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. – 574 с.
6. Иоффе Т. Революция и судьба Романовых. - М.,1992. – 352 с.
7. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. - М., 1987-1989.
8. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. – М., 2001. – 576 с.
9. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. В 2 т. – СПб., 2003.
10. Пушкарев С.С. Обзор русской истории. - М., 1991. – 390 с.
11. Пайпс Р. Россия при старом режиме. - М., 1993. – 424 с.
12. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2 т. – М., 1994.
13. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. - М., 1988-1990.
15. Эйдельман Н.Я. Революция «сверху» в России. - М., 1989. – 176 с.
Учебно-методическое издание
Сергей Александрович Чиркин
История.
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для направления подготовки бакалавриата 38.03.01 Экономика.
Редактор И.В. Окишева
Заказ №____. Подписано к печати_________
Тираж 10 экз. Формат 60x84 1/16
Бумага офсетная. Усл. п.л. 0,35. Цена договорная
ФГБОУ ВО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»
610017, г. Киров, Октябрьский пр-т, 133
Отпечатано в типографии Вятской ГСХА
Э.А. Цеглеев, С.А. Чиркин
ИСТОРИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРИАТА 38.03.01ЭКОНОМИКА
КИРОВ 2016
ББК 63.3(0)
УДК 94(100)
Цеглеев Э.А., Чиркин С.А. История. Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе для направления подготовки бакалавриата 38.03.01 Экономика. – Киров: ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, 2016.
Рецензенты:
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Вятского государственного университета С.Г. Егоров;
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА Калиниченко В.П.
Учебно-методическое пособие утверждено методической комиссией экономического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной академии и рекомендовано к печати (протокол № от декабря 2016).
Учебно-методическое пособие включает в себя программу курса «История», требования по написанию и темы контрольных работ, планы семинарских занятий, порядок и вопросы экзамена, литературу по «Истории». Предназначено для направления подготовки бакалавриата 38.03.01 Экономика.
© Цеглеев Э.А., Чиркин С.А., 2016
© Вятская ГСХА, 2016
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 38.03.01 Экономика, изучающих предмет «История». В процессе его освоения формируется способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (общекультурная компетенция ОК-2).
В первом разделе даётся программа курса «История». Второй раздел предназначен для студентов заочной формы обучения, которые должны сдавать контрольную работу. В нём перечислены требования к контрольным работам, темы и план написания, правила оформления библиографического списка, указан порядок сдачи и защиты работ, а также приведен образец титульного листа.
В третьем разделе приводятся планы семинарских занятий. В четвертом разделе изложен порядок сдачи экзамена и даны вопросы, которые нужно повторить для его успешного прохождения. В последнем разделе приведен список учебной и научной литературы по предмету.
РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ»
История и особенности её познания. Сущность, формы, функции исторического сознания. Историческое сознание как особая область общественного сознания. Массовое (обыденное) и научное историческое сознание. Стихийный этап в развитии исторического сознания. Зарождение исторической науки. Методология и теория исторической науки. Понятие и классификация исторического источника.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Русская историческая школа.
РАЗДЕЛ I. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. IX - XVII века
Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Происхождение и расселение восточных славян. Религия. Разложение первобытно-общинного строя. Складывание племенных союзов. Хозяйственный и общественный строй славян. Утверждение династии Рюриковичей. Князь Олег. Объединение восточнославянских государственно-политических образований под властью киевских князей. Образование Древнерусского государства и норманнская теория.
Раннефеодальное государство Киевская Русь.Основные этапы объединения восточных славян. Социально-экономический строй Киевской Руси: сельское хозяйство, ремёсла, торговля, категории населения, вотчинное землевладение. Политический строй Киевской Руси. Внутренняя политика. Полюдье, дань. Игорь, Святослав, Владимир I. Христианизация Руси и её значение. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская Правда» - древнерусский свод законов. Владимир Мономах. Мстислав Великий.
Внешняя политика. Походы русских дружин на Восток и Византию. Борьба с Хазарским каганатом и кочевниками. Международное положение Руси.
Земли Киевской Руси в XII – начале XIII вв. Предпосылки политической раздробленности Древнерусского государства. Княжеская власть и боярство. Формирование государственно-политических областных образований и особенности их устройства (Великое Владимирское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская земля и др.). Развитие хозяйства. Последствия и особенности политической раздробленности Руси.
Борьба Руси за независимость в XIII в. Монголы в конце XII – начале XIII вв. Начало монгольских завоеваний. Битва на Калке. Нашествие Батыя. Завоевание Волжской Булгарии. Героическая борьба русского народа. Зависимость Руси от Орды, её формы и последствия. Обособление юго-западных и западных земель.
Начало крестовых походов на прибалтийские и русские земли. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский – полководец и государственный деятель.
Всемирно – историческое значение героической борьбы народов Руси с монголо-татарской и крестоносной агрессией.
Русские земли во второй половине XIII – середине XV вв. Восстановление производительных сил, подорванных ордынским нашествием. Сельское хозяйство. Формирование феодального землевладения. Государственные и владельческие крестьяне. Ремесло. Торговля. Город. Политический строй. Русские земли и Золотая Орда.
Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV-середине XV вв. Причины усиления Московского княжества. Первые московские князья. Иван Калита. Дмитрий Донской. Выдвижение Москвы как организатора борьбы за свержение монголо-татарского ига. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее значение. Рост национального самосознания.
Взаимоотношения Москвы с русскими землями. Феодальная война второй четверти XV в. и её значение для объединительного процесса.
Образование единого Русского государства (вторая половина XV – первая треть XVI вв.) Правление Ивана III Васильевича. Присоединение Великого Новгорода, Твери и Вятки. Свержение ордынского владычества. Василий III. Присоединение Пскова и Рязани. Международное положение России.
Организация аппарата государственной власти. Великий князь Московский. Боярская Дума. Зарождение приказов. Местничество. Областное управление. Судебник 1497 г., начало оформления крепостного права. Складывание поместного землевладения.
Историческое значение образования единого Русского государства.
Внутренняя политика России в середине - второй половине XVI в. Территория и население. Сельское хозяйство и промыслы. Феодальное землевладение и хозяйство. Вотчинная и поместная системы. Закрепощение крестьян: «заповедные годы» и «урочные лета». Указы о крестьянах и холопах 1597 г. Ремесло. Торговля. Город.
Борьба феодальных группировок за власть. Иван IV. Земские Соборы. Формирование приказной системы управления. Судебник 1550 г. «Избранная Рада» и реформы середины XVI в. Опричнина: цели, ход, итоги. Царь Фёдор. Учреждение Московского патриаршества. Конец династии Рюриковичей и воцарение Бориса Годунова.
Внешняя политика России во второй половине XVI в. Международное положение. Казанские походы. Присоединение народов Поволжья и Приуралья.
Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война: причины, ход, основные этапы, результаты.
Начало освоения Сибири. Экспедиция Ермака и её значение. Заселение Западной Сибири.
Социально-политический кризис на рубеже XVI - XVII вв. и его последствия. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута. Обострение социальных противоречий. Власть и общество. Лжедмитрий I. Василий Шуйский. Движение И.И. Болотникова. Лжедмитрий II.
Польско-шведско-литовская интервенция против России. М.В. Скопин-Шуйский. Москва и Тушинский лагерь. Низложение Василия Шуйского. «Семибоярщина» и оккупация Москвы. Патриотический подъём народа. Первое и Второе народные ополчения. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский Собор 1613 г. Утверждение династии Романовых. Столбовский мир. Деулинское перемирие. Историческое значение национально-освободительной борьбы народов России с интервентами и восстановления национальной государственности.
Социально-экономическое развитие России в XVII в. Экономические последствия Смутного времени. Восстановление хозяйства в 20-50-е гг. Сельское хозяйство. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Рост городов и торговли. Начало формирования всероссийского рынка. Изменения в положении крестьян и посадских людей. Укрепление позиций дворянства. Колонизация окраин. Складывание русской нации.
Внутриполитическое развитие России в XVII в. Государственный строй. Боярская дума и Земские Соборы. Расцвет приказной системы управления. Царствование Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. «Соборное уложение» 1649 г. и оформление крепостного права. Переход к абсолютизму. Прекращение деятельности Земских Соборов.
Социальные движения в XVII в. Основные этапы и черты антиправительственных выступлений «Бунташного века». Городские восстания в Москве, Новгороде, Пскове. Причины, движущие силы и ход крестьянской войны под предводительством С.Т. Разина.
Раскол в Русской православной церкви.
Внешняя политика России в XVII в. Основные направления и задачи внешней политики. Русско-польские и русско-шведские отношения. Смоленская война 1632-1634 гг. Война с Польшей 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. «Вечный мир» с Польшей 1686 г. Русско-шведская война 1656-1658 гг.
Отношения с Османской империей. Русско-турецкая война 1677-1681 гг. Бахчисарайский договор 1681 г. Крымские походы В.В. Голицына.
Освоение Сибири и Дальнего Востока. Дежнёв, Хабаров. Нерчинский договор с Китаем.
Вхождение Украины в состав Российского государства. Национально-освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого. Зборовский и Белоцерковский договоры. Земский Собор 1653 г. Переяславская Рада и воссоединение Украины с Россией.
Россия в конце XVII в. Правление Фёдора Алексеевича. Стрелецкий мятеж 1682 г. Свержение Софьи и начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» 1697-1698 гг.