Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Незаконный оборот наркотиков уже давно занимает практически первое место среди других преступлений международного характера по своему распространению и степени международной опасности. В настоящее время самое опасное преступление международного характера - терроризм - выступает в тесной связи с торговлей наркотиками. Не менее тесно незаконный оборот наркотиков связан с организованной преступностью и является одним из основных направлений ее деятельности.
Незаконный оборот наркотиков - это нелегальное изготовление, переработка, транснациональная контрабандная перевозка, оптовая и уличная торговля наркотическими и психотропными веществами.
Международно-правовой механизм сотрудничества государств по борьбе против незаконного оборота наркотиков складывался в течение длительного времени: Женевские опиумные конвенции 1925 и 1931 г., Бангкокская опиумная конвенция 1931 г., Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г., Нью-Йоркский протокол об ограничении и регулировании культивирования опиумного мака 1953 г. и др.
В настоящее время действуют: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с Протоколом 1972 г.), Венская конвенция о психотропных веществах 1971 г., Венская конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ 1988 г.
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. дает только общие установления о преступности тех или иных деяний; конкретизация составов преступлений производится в национальном законодательстве государств-участников. Перечень преступных деяний не является исчерпывающим, государства имеют право объявлять в качестве преступных любые другие деяний, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Государства-участники обязаны принимать уголовные и административные меры, объявить незаконный оборот наркотиков серьезным преступлением, влекущим соответствующее наказание (ст. 4). Для контроля за реализацией положений Единой конвенции был создан Международный комитет по контролю над наркотиками. Протокол о поправках 1972 г. расширил функции этого Комитета, определил систему мер по усилению контроля.
Венская конвенция о психотропных веществах 1971 г. установила строгие меры контроля за производством и распространением психотропных препаратов. Государства-участники обязаны осуществлять национальный и международный контроль над психотропными веществами. Запрещено их любое применение за исключением научных и медицинских целей в очень ограниченном объеме.
Преступлением международного характера признается любое нарушение национального законодательства, регулирующего законное изготовление и распространение психотропных веществ. В Конвенции отсутствует перечень составов преступлений; их конкретизация предоставлена на усмотрение государств.
Венская конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. провозгласила искоренение незаконного оборота наркотиков обязанностью всех государств. Ключевые положения Венской конвенции 1988 г.:
- создание единообразной классификации правонарушений и санкций за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков; установление юрисдикции в отношении этих преступлений;
- определение мер, позволяющих выявлять, замораживать, арестовывать и конфисковать доходы, полученные от незаконного оборота наркотиков, на международном и на национальном уровнях;
- взаимная правовая помощь при расследовании, разбирательстве, судопроизводстве в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- сотрудничество между правоохранительными органами по вопросам обеспечения соблюдения законов о наркотиках путем контролирования поставок и других процессов;
- борьба с незаконным оборотом наркотиков на море, в зонах свободной торговли и свободных портах, в воздушном пространстве и на суше;
- контроль за внутренней и международной торговлей химическими веществами, используемыми для незаконного изготовления наркотиков;
- искоренение незаконного культивирования наркосодержащих растений и производства наркотиков, ликвидация всех форм незаконного оборота наркотиков, сокращение их спроса и потребления.
Статья 3 устанавливает санкции за совершение указанных преступлений: тюремное заключение, другие виды лишения свободы, штраф и конфискация. Конфискации подлежат все доходы, полученные от преступной деятельности, или собственность, стоимость которой соответствует таким доходам. Конфискации подлежат также наркотические и психотропные вещества, материалы, оборудование или другие средства, используемые или предназначенные для использования при совершении преступлений. Государства-участники могут применять более суровые меры наказания, чем это предусмотрено в Конвенции, если считают такие меры необходимыми для предотвращения или пресечения незаконного оборота наркотиков.
В 2008 г. под эгидой ООН были приняты Политическая декларация и План действий по налаживанию международного сотрудничества в целях выработки комплексной и сбалансированной стратегии борьбы с мировой проблемой наркотиков.
7. Фальшивомонетничество (подделка денежных знаков)
Борьба с подделкой денежных знаков (фальшивомонетничество) регулируется положениями Женевской Конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков (1929г.). Согласно конвенции такими преступлениями являются: все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков; сбыт поддельных денежных знаков; действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков; покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях; обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предметов, предназначенных для изготовления или изменения денежных знаков. Конвенция предусматривает обязательное информирование соответствующих государств о фактах фальшивомонетничества.
8.Борьба с "отмыванием" доходов от преступной деятельности регулируется рядом международных соглашений: Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988г.), Конвенцией Совета Европы об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990г.). В рамках ООН разработан и Типовой закон по борьбе с "отмыванием" денег, полученных от незаконного оборота наркотиков, который мог бы лечь в основу национального законодательства в этой области.
Европейская конвенция дает следующее определение преступлений, связанных с "отмыванием" денег: это совершенные умышленно, - конверсия или передача материальных ценностей с целью скрыть их незаконное происхождение. Утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике происхождения, приобретения, владения или использования ценностей, о которых известно их преступное происхождение. Участники конвенции согласились принимать конкретные меры в борьбе с легализацией преступных доходов.
Коррупционные преступления
Коррупция представляет собой угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие, угрожает функционированию рыночной экономики, подрывает принципы государственного управления и угрожает стабильности демократических институтов. В 1999 г. в рамках Совета Европы были подписаны две Страсбургские конвенции: 1) об уголовной и 2) о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.
Термин «коррупция» обычно отождествляется с понятием «взяточничество», т.е. означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или другого ненадлежащего преимущества, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности (ст. 2 Европейской конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию). В Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию употребляется термин «подкуп» (в понятии взяточничество), проводится разграничение между активным и пассивным подкупом.
Статьи 2 - 15 содержат следующий перечень подпадающих под действие Конвенции преступлений:
- активный подкуп национальных публичных должностных лиц: предоставление какого-либо неправомерного преимущества публичному должностному лицу, чтобы это лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций;
- пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц: преднамеренное получение публичным должностным лицом какого-либо неправомерного преимущества, чтобы это лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций;
- подкуп членов национальных публичных собраний: деяния, указанные в Конвенции, когда это касается члена национального публичного собрания, осуществляющего законодательные или административные полномочия;
- подкуп иностранных публичных должностных лиц: деяния, указанные в Конвенции, когда это касается публичного должностного лица другого государства;
- подкуп членов иностранных публичных собраний: деяния, указанные в Конвенции, когда это касается члена публичного собрания в другом государстве;
- активный подкуп в частном секторе: предоставление в ходе осуществления коммерческой деятельности какого-либо неправомерного преимущества лицам, которые руководят предприятиями частного бизнеса, чтобы эти лица совершили действия или воздержались от их совершения в нарушение своих обязанностей;
- пассивный подкуп в частном секторе: получение в ходе коммерческой деятельности лицами, которые руководят предприятиями частного сектора или работают в них, какого-либо неправомерного преимущества за совершение или несовершение каких-либо действий в нарушение своих обязанностей;,
- подкуп должностных лиц международных организаций: деяния, установленные в Конвенции, когда это касается должностного лица или иного сотрудника межправительственной или наднациональной организации;
- подкуп членов международных парламентских собраний: деяния, установленные в Конвенции, когда это касается членов парламентских собраний международных или наднациональных организаций;
- подкуп судей и должностных лиц международных судов: деяния, установленные в Конвенции, когда это касается лиц, занимающих судебные должности, или должностных лиц любого международного суда;
- злоупотребление влиянием в корыстных целях: предоставление любого неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо лицом за вознаграждение;
- отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией: деяния, установленные в Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., когда основное правонарушение является одним из уголовных правонарушений, установленных в настоящей Конвенции;
- правонарушения в сфере бухгалтерского учета: преднамеренные действия или бездействие с целью совершения или сокрытия правонарушений, предусмотренных в Конвенции; оформление или использование любого бухгалтерского документа, содержащего ложную или неполную информацию.
Государства обязаны признать перечисленные в Конвенции деяния уголовными преступлениями по своему внутреннему законодательству.
В Конвенции дано толкование используемых терминов: понятие «публичное должностное лицо» охватывает определения «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр» или «судья». Термин «судья» включает прокуроров и лиц, занимающих судебные должности.
Статья 18 Конвенции предусматривает возможность привлечения к ответственности юридических лиц: данная санкция допустима в связи с совершением в их интересах перечисленных уголовных правонарушений физическим лицом. Лицо может действовать в своем личном качестве или в составе органа юридического лица. Правонарушения должны совершаться в процессе выполнения физическим лицом представительских функций от имени юридического лица; в связи с участием физического лица в правонарушениях в качестве соучастника или подстрекателя. Ответственность юридического лица не исключает уголовного преследования физических лиц.
Поскольку указанные в Конвенции уголовные правонарушения имеют тяжкий характер, то государства в своих уголовных законах должны устанавливать эффективные, соразмерные санкции, включая наказания, предусматривающие лишение свободы, которые могут повлечь за собой выдачу (ст. 19). Государства обязаны также обеспечить, чтобы в отношении юридических лиц, привлеченных к ответственности, применялись эффективные, соразмерные координации в сфере процессуального права будет способствовать сотрудничеству при проведении расследований, в которых участвуют несколько государств.
Необходимо создать эффективные механизмы обмена информацией между правоохранительными органами внутри страны и в международном масштабе. Обмен информацией должен осуществляться не только между правоохранительными органами, но и между органами национальной безопасности и разведки. Следует также создавать специальные подразделения в правоохранительных органах для борьбы с преступлениями в сфере компьютерных технологий.
В 2008 г. была принята Панамская декларация ООН по вопросу о международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом и организованной транснациональной преступностью, подчеркивающая тесную связь этих преступлений.