Преступления против лиц, пользующихся международной защитой
Посягательства на лиц, пользующихся международной защитой, является одним из первых деяний, признанных в международном праве в качестве террористических актов. Борьба с преступлениями против лиц, пользующимися защитой по международному праву, в настоящее время регламентируется несколькими соглашениями.
Прежде всего следует упомянуть Вашингтонскую конвенцию о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму принуждения против лиц и связанного с этим вымогательства, когда эти акты носят международный характер, 1971 г. Конвенция принята в рамках ОАГ и, в принципе, имеет региональный характер. Однако положения Конвенции закрепляют ее потенциальную универсальность - она открыта для подписания всем государствам - членам ООН и Статута Международного Суда ООН.
На универсальном уровне борьба с подобными террористическими актами регулируется Нью-Йоркской конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов, 1973 г. Объект преступных посягательств определен в Преамбуле Конвенции - преступления против лиц, пользующихся международной защитой.
В статье 1 определены круг лиц, пользующихся международной защитой, и круг предполагаемых преступников. Статья 2 закрепляет, что преступлением считается:
- убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы лиц, пользующихся международной защитой;
- насильственные нападения на официальные или жилые помещения, транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, угрожающие личности или свободе данных лиц;
- угроза совершения любого такого нападения.
Один из наиболее серьезных недостатков Нью-Йоркской конвенции - неоправданно мягкая формулировка обязанности государств относительно наказания виновных лиц. Государства обязаны применять соответствующие наказания за совершение перечисленных преступлений с учетом их тяжкого характера (практически все иные соглашения
Захват заложников
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. следующим образом квалифицирует захват заложников: любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждения или продолжает удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию или какое-либо физическое или юридическое лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для освобождения заложника, "совершает преступление захвата заложников"; преступными признаются также попытка такого захвата и участие в захвате в качестве сообщника.
Поскольку речь идет о преступлении международного характера, в ст.13 оговорено, что Конвенция не применяется в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагаемый преступник находится на территории этого государства.
5. Захват и (или) использование ядерного материала в противоправных целях -отнесено к рассматриваемой категории преступлений Конвенцией о защите ядерного материала 1980 г. Оно включает любое из следующих умышленно совершенных деяний: получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала, которое влечет или может повлечь смерть человека, причинить ему увечье или существенный ущерб его собственности; кража ядерного материала или его захват путем грабежа; присвоение или получение его обманным путем; понуждение к выдаче его путем угрозы силой или другой формы запугивания. Преступлением признается и угроза использовать похищенный ядерный материал с целью шантажа государства, его юридических или физических лиц.
Ядерный материал, используемый в военных целях, находится под строгой правовой и физической защитой, поэтому правила Конвенции распространяются только на ядерный материал, используемый в мирных целях и находящийся в процессе международной перевозки. В ст. 1 дан перечень основных видов такого материала.
В случае хищения ядерного материала государства-участники обеспечивают максимальное сотрудничество и взаимопомощь в раскрытии преступления, возвращении и защите ядерного материала (ст. 5). Это преступление признается экстрадиционным, поэтому государства могут рассматривать Конвенцию о защите ядерного материала в качестве правовой основы для выдачи преступников, совершивших рассматриваемые деяния. Уголовная ответственность за их совершения в нашей стране предусмотрена в ст. 221 УК Российской Федерации.