Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью
Сотрудничество осуществляется посредством использования двух взаимосвязанных механизмов, один из которых - договорной (конвенционный), т.е. он воплощается в заключаемых государствами договорах (конвенциях), а другой имеет организационно-правовой характер, т.е. проявляется в деятельности общих и специализированных организаций (органов, учреждений).
Заключая международные конвенции, государства в процессе сотрудничества решают следующие задачи:
1) согласованная квалификация преступлений, представляющих международную общественную опасность;
2) договоренность о включении в национальное уголовное законодательство норм об ответственности за такого рода деяния и о соответствующем степени их тяжести наказании;
3) установление юрисдикции над преступлениями и предполагаемыми преступниками (подозреваемыми лицами);
4) взаимодействие в процессе осуществления уголовного преследования, включая оказание правовой помощи.
Международные конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера содержат обязательства государств-участников относительно предотвращения и пресечения такого рода преступлений, наказания лиц, их совершивших, и взаимодействия государств в связи с осуществлением уголовной юрисдикции.
Конвенции ориентированы на обеспечение неотвратимости уголовного преследования и наказания лиц, которые именуются предполагаемыми преступниками и виновность которых устанавливается соответствующими национальными судами на основе национального уголовного законодательства. Каждая конвенция предусматривает меры для установления государствами, определенные с учетом специфики того или иного преступления, своей юрисдикции, включая заключение предполагаемого преступника под стражу и проведение предварительного расследования фактов.
Согласно нормам конвенций, применительно к таким преступлениям международного характера, как пытки, посягательство против лиц, пользующихся международной защитой, захват заложников, захват воздушных судов, действия, направленные против безопасности гражданской авиации и безопасности морского судоходства, незаконные действия в отношении ядерного материала, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, действует принцип универсальной юрисдикции, поскольку соответствующие юрисдикционные действия входят в компетенцию любого государства, на территории которого оказался предполагаемый преступник, независимо от места и иных обстоятельств совершения преступления.
Конвенции предусматривают альтернативную процедуру реализации юрисдикции: государство либо выдает предполагаемого преступника заинтересованному, требующему выдачи государству, либо осуществляет в отношении такого лица уголовное преследование на основе собственного законодательства. Во всех конвенциях решаются вопросы оказания правовой помощи в связи с уголовно-процессуальными действиями, которые считаются необходимыми в отношении преступлений международного характера.
Одним из проявлений международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью является оказание государствами правовой помощи по уголовным делам.
Согласно международным договорам правовая помощь представляет собой выполнение отдельных процессуальных действий на основании запроса иностранного правоохранительного органа в соответствии с международным договором или принципом взаимности.
Таким образом, юридическим основанием оказания правовой помощи может быть либо международный договор, либо принцип взаимности.
Договорная регламентация правовой помощи по уголовным делам осуществляется на универсальном, региональном и локальном уровнях. Универсальные конвенции по борьбе с отдельными видами международных и транснациональных преступлений, как правило, всегда содержат положения, регулирующие этот вопрос. Что касается региональных договоров, для России наиболее значимыми здесь являются: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
Кроме того, наша страна имеет двусторонние соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам со многими государствами мирового сообщества.
Большое значение для унификации законодательства государств в области взаимного оказания правовой помощи имеет Типовой договор о взаимной правовой помощи, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН в качестве рекомендации в 1990 г.
В случае если в отношениях между государствами отсутствует договорно-правовая основа оказания правовой помощи, она может быть оказана в порядке взаимности. Принцип взаимности, как правило, подтверждается письменным обязательством государственного органа (например, Верховного Суда РФ, МИД РФ и др.) оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.
Правовая помощь по уголовным делам включает в себя целый комплекс элементов, которые отдельно оговариваются при заключении договора.
Объем правовой помощи. В одних договорах четко очерчивается круг процессуальных действий, осуществляемых в порядке правовой помощи, но не ограничивается перечень уголовных дел, по которым такая помощь оказывается. В других объем процессуальных действий расширен за счет иных действий, связанных со сбором доказательств. Третьи соглашения ограничивают и объем правовой помощи, и перечень деяний, в связи с производством по которым она оказывается.
Типовой договор 1990 г. предусматривает стандартный объем правовой помощи, который может включать выполнение следующих процессуальных мероприятий:
- получение свидетельских показаний и заявлений от отдельных лиц либо содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний (международные договоры РФ устанавливают правила в отношении вызова свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории России, для участия в уголовном судопроизводстве. Вызванные в Российскую Федерацию для допроса или производства с их участием других следственных действий свидетели, эксперты не могут быть независимо от своего гражданства привлечены на территории России к уголовной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения Государственной границы РФ. Они не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства. Правовое положение иностранных свидетелей и экспертов определяется как Уголовно-процессуальным кодексом РФ, так и международными договорами РФ, которые устанавливают дополнительные гарантии прав этих субъектов российского уголовного судопроизводства);
- предоставление судебных документов (в соответствии с международными договорами в просьбе о вручении должны быть указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. Если указанный в просьбе о вручении адрес оказался неполным или неточным, запрашиваемое учреждение в соответствии с законодательством своего государства принимает меры для установления точного адреса. Вручение документов осуществляется в соответствии с правилами, действующими в запрашиваемом государстве. В тех случаях, когда документы составлены не на языке запрашиваемой стороны или не снабжены переводом, они вручаются получателю, если он согласен добровольно их принять. В случае непринятия такого документа вручение считается несостоявшимся);
- проведение розысков и арестов имущества (возможность производства обыска и выемок в порядке правовой помощи зафиксирована многими международными соглашениями РФ);
- обследование объектов и участков местности;
- предоставление информации и вещественных доказательств (международные договоры РФ закрепляют порядок и условия предоставления сведений о физических и юридических лицах, правда, объем предоставляемой информации неодинаков. Кроме того, договоры фиксируют меры по защите сведений о физических лицах);
- предоставление оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов.
Порядок взаимодействия российских правоохранительных органов с зарубежными учреждениями юстиции. В соответствии с частью 3 ст. 453 УПК РФ запрос о производстве процессуальных действий направляется через:
- Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;
- Министерство юстиции РФ - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;
- Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;
- Генеральную прокуратуру РФ - в остальных случаях.
Помимо УПК РФ вопросы взаимодействия с зарубежными правоохранительными органами регулируются в РФ и другими документами. Международные договоры, в которых участвует РФ, закрепляют несколько вариантов осуществления взаимодействия правоохранительных органов. Как правило, такое взаимодействие осуществляется через центральные правоохранительные органы, но могут быть и исключения. Например, некоторые договоры предусматривают единый для всех учреждений и всех категорий запросов порядок сношений - через Министерство иностранных дел, т.е. по дипломатическим каналам. Запросы об оказании правовой помощи могут также исполняться при посредничестве Интерпола или другой международной организации.
Международные договоры РФ устанавливают перечень реквизитов поручения о правовой помощи. В запросе должны содержаться: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос; наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения; изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
При составлении поручений используются государственные языки сторон, в отдельных случаях может быть предусмотрено использование нескольких языков. В договорах иногда содержится также указание на сроки исполнения поручения.
Отказ в правовой помощи. Исходя из особенностей национального законодательства и собственных интересов, государства в договорах об оказании правовой помощи предусматривают основания для отказа в ее исполнении. Следует различать общие и специальные основания отказа в правовой помощи.
Общие основания отказа относятся к любым действиям, в отношении которых поступила просьба о правовой помощи. Например, правовая помощь не оказывается, если ее оказание может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит основным принципам законодательства запрашиваемой стороны; если просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона рассматривает в качестве политического преступления; если расследование связано с религиозной, национальной, расовой или групповой принадлежностью лица; если выполнение просьбы может нарушить международно-правовые принципы уголовного процесса.
Специальные основания отказа в правовой помощи относятся к конкретным процессуальным действиям, в отношении которых поступил запрос.
Рассмотрим некоторые основные направления сотрудничества государств по борьбе с преступлениями международного характера.