Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией
Режим международных полетов над государственной территорией регулируется Чикагской конвенцией 1944г. и национальным воздушным законодательством. Государственный суверенитет над воздушным пространством ограничен пределами самого воздушного пространства и не может простираться далее этих пределов.
До настоящего времени в международном праве отсутствует общепризнанная норма о высотной границе суверенитета государств над его воздушным пространством. Еще в 1978 году СССР выступил с предложением установить высотные пределы воздушного пространства (т.е. границу между воздушным и космическим пространствами) на высоте 100 -110 км на уровнем океана. Это предложение не было принято, однако к настоящему времени сложилась международная обычная норма о высотном разграничении космического и воздушного пространства – нижняя орбита полетов искусственных спутников (100 – 110 км).
Под международным полетом понимается всякий полет, при котором летательный аппарат (ЛА) пересекает границу по крайней мере двух государств. Вылет в открытое воздушное пространство и полет в нем носит "международный характер" с точки зрения применимости к такому полету международных правил и в условном смысле часто квалифицируется как международный.
Основанием допуска иностранных воздушных судов на территорию определенного государства, т.е. осуществления международных полетов, является международный договор либо специальное разрешение. Согласно ст. 6 Чикагской конвенции "никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции".
Государства устанавливают в пределах своей территории правила осуществления полетов любых ЛА. Государство устанавливает порядок пересечения иностранными воздушными судами своей границы, регулирует в пределах своего воздушного пространства все воздушные передвижения, осуществляет в отношении иностранных судов и их экипажей административную, уголовную юрисдикцию.
Международные договоры и национальное законодательство государств делят международные полеты на две категории: регулярные и нерегулярные.
Регулярные осуществляются специально назначенными государством авиапредприятиями по линиям, обусловленным в соответствующем международном договоре. Право на регулярные полеты в пределах своей территории (по определенным линиям, с определенной частотой и по заранее устанавливаемому расписанию) государства обычно предоставляют иностранным государствам в соответствии с двусторонними соглашениями о воздушном сообщении.
Нерегулярные полеты выполняются на основе специального разрешения, но в последние годы некоторые государства стали заключать двусторонние соглашения о нерегулярных воздушных сообщениях.
Чикагская конвенция 1944г.установила наиболее общий круг норм, которые распространяются на международные воздушные полеты в пределах государственной территории. Согласно Закону о Государственной границе РФ 1993г. воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев ее вынужденного пересечения (вынужденный вылет), допускается только по разрешению Правительства РФ. Воздушным судам при следовании от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство России запрещаются как посадка, так и вылет из аэропортов, не открытых Правительством для международных полетов. Запрещается залет в запретные для полетов районы. В случае вынужденного пересечения государственной границы (несчастный случай, авария, стихийное бедствие) командир воздушного судна обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского аэропорта и в дальнейшем следовать ее указаниям или указаниям воздушного судна РФ, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.