Международные морские каналы
Международные морские каналы- искусственно созданные морские пути на территории определенных государств, находящихся под их суверенитетом, с установленным международно-правовом режимом (Суэцкий, Панамский и Кильский каналы). Их особенностью является то, что они проложены по территориям государств (в пределах действия государственного суверенитета)
Суэцкий канал расположен на территории Египта и находится под его суверенитетом. Он соединяет Средиземное море с Красным. Длина канала составляет 161км. Был открыт для судоходства в 1869г. Правовой режим канала определяется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу от 29 октября 1888г., законодательными актами Египта и заключается в следующем. Канал в мирное и военное время всегда свободен и открыт для всех торговых и военных судов, независимо от флага. Государства обязуются не нарушать свободы пользования каналом как в военное, так и в мирное время, а также не нарушать неприкосновенность канала, его материальную часть, учреждения, постройки и т.д. Конвенция запрещает устанавливать блокаду. Запрещаются также военные действия как в канале и его входных портах, так и на расстоянии 3 морских миль от этих портов. Для прохода по каналу Администрации заранее сообщаются названия и национальная принадлежность судна, список экипажа и пассажиров (для невоенных судов). Для прохода военных кораблей необходимо заблаговременно, не менее чем за 10 дней для предполагаемого прохода по каналу, направить уведомление в МИД Египта.
Панамский канал. Панамский канал длиной 82 км проложен через Панамский перешеек и соединяет Тихий океан у городов Бальбоа и Панама с Атлантическим океаном у городов Кристобаль и Колон. Официальное открытие канала состоялось в августе 1914 г., но для целей международного судоходства Панамский канал стал использоваться с 1920 г.
31 декабря 1999 г. в соответствии с Договором о Панамском канале Панамский канал перешел под суверенитет Панамы.
Порядок плавания по Панамскому каналу определяется соответствующими Правилами. Особенностью плавания в Панамском канале, как и в Кильском, является наличие системы шлюзов, позволяющих преодолеть разность в уровнях воды. В шлюзы судно заводится с помощью мощных электровозов.
Канальные сборы являются существенной статьей дохода в бюджете Панамы. Так, в декабре 2001 г. был установлен своеобразный рекорд оплаты за проход судна через Панамский канал - 208653,16 доллара США. Он был установлен круизным судном "Норвегиан стар" с более чем двумя тысячами туристов на борту.
Согласно Договору между США и Панамой о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г. (ст. 1) канал как международный транзитный водный путь является постоянно нейтральным. Положения этого двустороннего договора нашли отражение в Протоколе к нему, который открыт для присоединения всех государств. В 1988 г. к Протоколу присоединился Советский Союз. Таким образом, Россия как государство - преемник СССР является участником Протокола к Договору о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г.
Следует отметить, что в ст. VII Договора о принципах отношений между Россией и Панамой, подписанного в Боготе 27 ноября 1997 г., гарантируется надежное и стабильное функционирование канала как международного водного пути, открытого для безопасного прохода всех судов мира.
Кильский канал пересекает основание Ютландского полуострова между бухтой Килер-Ферде и устьем реки Эльба и является кратчайшим путем, соединяющим Балтийское и Северное моря.
Длина канала - 98,7 км, ширина по поверхности - 102 м, по дну - 42 м. Глубина на судоходном фарватере - 11,3 м. Канал полностью расположен на территории Германии. Он на 685 км сокращает путь по сравнению с плаванием через Балтийские проливы.
Канал создавался в 1887 - 1895 гг. Право прохода через Кильский канал было установлено Версальским договором 1919 г. на Парижской мирной конференции, согласно которому канал был открыт для торговых и военных судов всех стран, находящихся в состоянии мира с Германией.
Установленный в Версальском мирном договоре (ст. ст. 380 - 386) правовой режим Кильского канала был основан на принципах, уже известных по Константинопольской конвенции 1888 г. Декларировалась равная свобода прохода по каналу для торговых и военных судов всех стран, находящихся в состоянии мира с Германией. На Германию было возложено обязательство воздерживаться от строительства укреплений и устройства артиллерийских батарей, которые могли бы угрожать морским путям между Балтийским и Северным морями.
В настоящее время судоходство по каналу регламентируется Правилами плавания в Кильском канале.
Согласно Правилам торговые суда всех стран пользуются свободой прохода после уплаты транзитных сборов и получения пропускного свидетельства. В проходе может быть отказано судам, не отвечающим всем необходимым требованиям для плавания по каналу.
Военные корабли проходят канал только при наличии разрешения, заблаговременно полученного дипломатическим путем. При проходе через канал военные корабли пользуются иммунитетом, но обязаны соблюдать все правила прохода.
Специальных договорных актов о режиме канала нет до настоящего времени, что, однако, не изменило его международный характер. На основе длительной и обширной практики сформировалась международная обычная норма о праве прохода через канал торговых и военных судов всех стран. Порядок применения этой нормы регулируется национальными актами Германии.
Движение судов в Кильском канале двустороннее и регулируется диспетчерской службой. Скорость судов не должна превышать 8 узлов.
Расхождение встречных или обгоняющих друг друга судов производится в специальных местах расширения канала. В ожидании расхождения судно прижимается к палам, установленным у кромок канала, отдает якорь на одну смычку и удерживается на месте, периодически работая машиной.
Проход по каналу, включая время, затрачиваемое на шлюзование, занимает, как правило, 8 - 10 часов. Перед входом в Кильский канал на борт судна принимается рулевой, предоставляемый администрацией канала. На судно валовой вместимостью 2500 рег. т и более необходимо брать двух рулевых. Лоцманская проводка обязательна для всех судов, входящих в Кильский канал или идущих по нему. От лоцманской проводки освобождаются суда, идущие к причалам внешней гавани Киль-Хольтенау или выходящие из нее в бухту Килер-Ферде.
Для прохода Кильским каналом необходимы следующие документы: заполненный и подписанный капитаном судна бланк уведомления о прибытии, мерительное свидетельство и другие судовые документы, а по требованию и документы о грузе. Капитаны, имеющие право свободного прохода, должны иметь соответствующее свидетельство и предъявлять его, а также документ, подтверждающий личность владельца этого свидетельства; спортивные суда обязаны предъявлять удостоверение с заполненным корешком.
Радиосвязь в Кильском канале, за исключением случаев, когда имеется специальное разрешение, допускается устанавливать только с ближайшей немецкой береговой радиостанцией общего пользования. Вблизи крупных селений следует ограничивать пользование радиопередатчиками.
Суда, проходящие Кильский канал, должны быть согласны подвергаться медико-санитарному обследованию, если они считаются инфекционными или подозреваются в этом.
В результате длительной практики международного судоходства по Кильскому каналу при участии практически всех стран мира возникла особая правовая ситуация. Она позволяет рассматривать современный режим этого канала не только в рамках национальных актов, но уже и с точки зрения обычного международного права. В этой связи закрытие Кильского канала для прохода судов либо дискриминация флага являются нарушением норм международного права.