Система всеобщей (коллективной) безопасности

В современном мире международное право стало определяющим в решении проблем устранения угрозы войны и комплекса задач частичного и всеобщего разоружения. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности, которые представляют совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или коллективно.

Наиболее важными следует признать создание системы коллективной безопасности государств на универсальной и региональной основах и осуществление государствами коллективных мер по предотвращению вооруженного конфликта и достижению всеобщего и полного разоружения. Именно эти средства в большей степени обеспечивают равную безопасность для всех государств и баланс их интересов. Общая заинтересованность государств в деле сохранения международного правопорядка способствовала созданию системы коллективной безопасности.

Коллективная безопасностьпредставляет систему совместных действий государств, установленную Уставом ООН, с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии и включает следующие элементы:

- общепризнанные принципы современного международного права, важнейшими из которых являются: принцип неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела;

- коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии;

- коллективные меры по ограничению и сокращению вооружений, вплоть до полного разоружения.

Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безопасности - это действия невооруженного или вооруженного характера, совершаемые группой государств или региональными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности.

В международном праве различают два вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональную.

1. Универсальная система коллективной безопасности - основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. Начало универсальной системе коллективной безопасности было положено союзом государств антигитлеровской коалиции, с принятием Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942г. В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме Организации Объединенных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы "избавить грядущие поколения от бедствий войны".

Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами; меры мирного разрешения международных споров; меры разоружения; меры по использованию региональных организаций безопасности; временные меры по пресечению нарушений мира; принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил и с их использованием (ст. 42 Устава ООН). .

Основы по поддержанию мира и безопасности (Уставу ООН) - искоренение войны; утверждение веры в основные права человека; поддержание значения международного права; содействие социальному прогрессу и улучшение условий жизни при большой свободе. Поддержание международного мира и безопасности строится на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

ООН принимает резолюции и рекомендации, направленные на укрепление правовых основ поддержания мира. Особое место занимает Определение агрессии в резолюции № 3314 (1974). Это Определение имеет смешанный характер - оно содержит общее понятие агрессии и перечень конкретных агрессивных актов. Агрессия - это применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической независимости другого государства, несовместимое с Уставом ООН (ст. 1 Определения).

Статья 3 Определения агрессии раскрывает понятие агрессии через перечень конкретных действий, пять из которых представляют собой акты прямой агрессии (вторжение или нападение, любая военная оккупация, любая аннексия, бомбардировка), одно - акт косвенной агрессии (блокада портов или берегов вооруженными силами другого государства) и одно - соучастие в агрессии. Перечень агрессивных действий не является исчерпывающим (ст. 4). В Определении подчеркиваются исключительные полномочия СБ ООН при установлении наличия акта агрессии.

При определении правомерности применения вооруженных сил наиболее важным критерием является принцип первенства (ст. 2 Определения агрессии) - применение государством вооруженной силы первым в нарушение Устава ООН prima facie свидетельствует о наличии агрессии. Кроме этого, учитывается критерий серьезности характера акта незаконного применения вооруженной силы. Этот критерий позволяет СБ ООН провести грань между актом агрессии и таким применением силы, которое в силу его случайного или ограниченного характера не может расцениваться как угроза миру или его нарушение. В ст. 2 указана также необходимость учета агрессивных намерений.

Никакие соображения политического, экономического, во­енного или иного характера не могут служить оправданием агрессии (ст. 5).

В Определении подчеркивается, что агрессия - это преступление против мира, влекущее за собой международную ответственность. Территориальные приобретения или выгоды, полученные в результате агрессии, не считаются законными. Определение агрессии было принято на основе консенсуса всеми государствами - членами ООН. Поскольку за 30 лет после его принятия ни одно государство не подвергло сомнению закрепленные в нем положения, эту резолюцию можно считать источником международного права, имеющим обязательную юридическую силу.

В 1991 г. резолюцией № 46/59 ГА ООН была принята Декларация об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности. Она предусматривает, что ГА ООН и СБ ООН должны иметь подробную информацию в отношении любого спора или спорной ситуации. В рамках ООН создаются специальные миссии по установлению фактов. Для направления миссии в конкретное государство ГА ООН и СБ ООН должны получить предварительное согласие этого государства.

Резолюция ГА ООН «О создании системы всеобъемлющей коллективной безопасности» 1986 г. подчеркивает, что система коллективной безопасности, воплощенная в Уставе ООН, является фундаментом и незаменимым инструментом для сохранения мира. Основная роль в этой сфере принадлежит СБ ООН.Совет Безопасности ООН- единственный орган ООН, который обладает правом предпринимать действия превентивные и принудительные от имени ООН в том числе и объединенными вооруженными силами государств-членов ООН.

Юридическая основа современной концепции поддержания мира - одобренная СБ ООН программа «Повестка дня для мира», которая закрепляет комплексную роль ООН в сфере безопасности: превентивную дипломатию, миротворчество, операции по поддержанию мира, постконфликтное миростроительство.

Действия СБ ООН должны начинаться с квалификации ситуации: согласно ст. 39 СБ обязан определить, имеет ли он дело с угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии. Квалификация СБ ООН представляет собой юридическую базу для дальнейших действий по поддержанию мира. СБ ООН имеет право прибегнуть к временным мерам для предотвращения дальнейшего обострения ситуации (ст. 40). Обязательства по выполнению временных мер возлагаются на заинтересованные стороны (прекращение огня, отвод и вывод войск, проведение демаркационной линии, установление демилитаризованной зоны). СБ ООН контролирует выполнение временных мер.

СБ ООН предоставлено право принимать решение о принудительных мерах, не связанных с применением вооруженных сил (невооруженные санкции - ст. 41): разрыв дипломатических отношений; перерыв железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других сообщений; эмбарго на поставку оружия и других военных материалов; широкомасштабные финансовые меры. Невооруженные санкции по ст. 41 применялись: 1990 г. - против Ирака, 1991 и 1998 гг. — против Югославии, 1992 и 1998 гг. —против Ливии, 1994 г. —противРуанды, 1995 г. - против Либерии. Государства должны принимать меры по обеспечению соблюдения санкций. Комиссия по санкциям при СБ осуществляет контроль за их соблюдением.

Особое значение имеет ст. 42 Устава, предоставляющая СБ ООН право применять принудительные меры с использованием вооруженных сил. СБ ООН вправе предпринимать действия при помощи воздушных, морских или сухопутных сил, если сочтет, что меры, предпринятые по ст. 41, оказались недостаточными. СБ ООН может применять вооруженные меры и после невооруженных санкций, и одновременно с ними, т.е. как первичные меры. Механизм применения вооруженных сил по решению СБ ООН ни разу за всю историю существования ООН не был приведен в действие в полном соответствии с Уставом. Из-за разногласий между постоянными членами СБ ООН ни разу не были введены в действие ст. 43 и 47 Устава. В результате сложилась внеуставная практика в области создания и применения вооруженных сил ООН.

Методы деятельности СБ ООН в ситуации угрозы миру:

1. Осуждение политики государства.

2. Констатация политического факта, представляющего собой угрозу миру.

3. Подтверждение резолюций и деклараций ГА ООН, предложений Генерального секретаря ООН.

4. Призыв к государствам - участникам конфликта пре­кратить военные действия.

5. Расследование причин и фактов.

6. Попытки примирения (добрые услуги, посредниче­ство).

7. Организация групп военных наблюдателей и миссий по выполнению требований СБ ООН.

8. Непосредственное урегулирование спора.

Миротворческая деятельность СБ ООН - это комплекс мероприятий политического, экономического, дипломатического, правового характера, не связанных с применением вооруженной силы; это коллективные действия СБ ООН региональных организаций с использованием военных наблюдателей, Вооруженных сил ООН, полицейских гражданских сил. Инструменты миротворческой деятельности следующие.

Превентивная дипломатия - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров, противодействие перерастанию споров в вооруженные конфликты, превентивная дипломатия включает меры доверия, консультации, превентивное развертывание, создание демилитаризованных зон. С 1996 г. силы превентивного развертывания ООН выполняют миссии во всех Балканских государствах.

Поощрение к миру (миротворчество) - это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны установлению контактов, проведению переговоров, обращению в Международный Суд, оказание различных видов помощи. Основной способ - заключение и выполнение соглашений о перемирии и урегулировании: Общие соглашения о перемирии в Палестине 1949 г., Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине 1995 г.

Операции по поддержанию мира (ОПМ) - это совокупность предпринимаемых с согласия конфликтующих сторон действий с участием военного, полицейского, гражданского персонала для стабилизации обстановки в регионе (с 1948 г. - более 60 ОПМ). Проводятся по мандату СБ ООН или региональных организаций. Основные принципы ОПМ - наличие мандата и готовность всех сторон его выполнять, поддержка со стороны СБ ООН, руководство со стороны ООН, неприменение силы (исключая случаи самообороны).

В 1948 г. были созданы подразделения военных наблюдателей ООН (голубые береты) и проведены первые ОПМ их участием (Ближний Восток). В 1956 г. были созданы чрезвычайные Вооруженные силы ООН («голубые каски») и проведены ОПМ по мандату СБ ООН (Ближний Восток). С 1993 г. началось формирование системы резервных соглашений: государства-члены ООН обязаны выделять в распоряжение СБ ООН национальные воинские контингенты и поддерживать их в состоянии боевой готовности для участия в ОПМ. Эта система представляет собой модификацию ст. 43 Устава ООН, предусматривающей заключение особых соглашений о предоставлении в распоряжение СБ необходимых вооруженных сил. Особенность этой системы - сочетание общего руководства со стороны ООН с сохранением национальной принадлежности воинских контингентов. Одно из направлений реформирования ООН - создание на основе системы резервных соглашений бригады быстрого реагирования ООН; проведение реформы шкалы взносов в ООН с учетом расходов на ОПМ.

С начала 90-х годов XX в. в практике СБ ООН проявилась тенденция использовать для проведения ОПМ вооруженные силы отдельных региональных структур закрытого типа, таких как НАТО, проводить принудительные операции коалициями государств. Первый случай использования коалиционных сил - операция «Буря в пустыне», в которой по мандату СБ ООН на основе резолюции № 678 (1990) принимали участие военные контингенты государств, сотрудничавших с Кувейтом при ведущей роли США.

В 1996-1997 гг. в Боснии и Герцеговине ОПМ проводились с использованием войск НАТО (резолюция № 1031). В ОПМ на территории бывшей Югославии принимали участие и вооруженные силы государств, не входящих в НАТО (Россия). 1997 г. - резолюция СБ ООН № 1101 о введении в Албанию многонациональных коалиционных сил с целью обеспечить безопасность доставляемой гуманитарной помощи. В 1997 г. СБ ООН принял решение о санкциях против Югославии (эмбарго на поставку оружия), контроль за выполнением которых был возложен на ЗЕС и НАТО.

2. Региональные системы коллективной безопасности - часть всемирной системы безопасности. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями и органами.

Региональные системы коллективной безопасности представлены соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах. К компетенции региональных организаций относится прежде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами.

СБ ООН может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без разрешения Совета Безопасности. Региональные организации вправе применять принудительные меры только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.

Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В подписанном в Хельсинки Заключительном акте (1975г.) содержится свод принципов сотрудничества государств и их взаимоотношений, намечены конкретные меры в области разоружения, в том числе меры доверия в военной области, указаны практические шаги по обеспечению европейской безопасности. Отличительная особенность Заключительного акта как основы европейской системы коллективной безопасности заключается в том, что в нем не предусмотрено применение принудительных мер.

Новая Россия вместе с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве создала новый орган коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Государства-участники СНГ в соответствии с Уставом СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями и поддерживать безопасность в Содружестве. Все конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов СНГ регулируются специальными соглашениями, важнейшим из которых является Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992г. Договором предусмотрено обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Государства-участники обязуются решать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами (ст.1). Договор не затрагивает право государств-участников на индивидуальную и коллективную оборону от агрессии. Он носит сугубо оборонительный характер и открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих его цели и принципы.

РАЗОРУЖЕНИЕ

Основными органами по разоружению в рамках ООН являются: Комиссия ООН по разоружению, которая готовит рекомендации по проблемам разоружения, разрабатывает общие принципы переговоров по разоружению, следит за выполнением решений специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению.

Система действующих международных договоров и соглашений относительно разоружения базируется на ряде фундаментальных договоров, среди которых есть следующие:

5 августа 1963г. в Москве представителями СССР, США и Великобритании был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Договор о нераспространении ядерного оружия, открыт для подписания 1 июля 1968г. Договор является универсальным, поскольку в нем могут участвовать все без исключения государства. В Договоре разграничиваются обязательства государств, имеющих ядерное оружие, и обязательства государств, не обладающих им. Государство, обладающее ядерным оружием и участвующее в данном договоре, "обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно". Государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-либо помощи в производстве такого оружия.

Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств, которые запрещают размещение и использование всякого оружия или его наиболее опасных видов на определенной территории. В эту группу входят: Договор об Антарктике 1959г., Договор о космосе 1967г. и др.

Договоры об ограничении стратегических вооружений. Наиболее важными являются советско-американские двусторонние договоры: Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972г., Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2); Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (РСМД) от 8 декабря 1987г., Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993г.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972г., которая имеет универсальный характер и является бессрочной. Государства приняли на себя обязательство ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей, а также оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах. Запрещена передача кому бы то ни было средств бактериологического и токсинного оружия.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожениибыла открыта для подписания в январе 1993г. Каждое государство - участник Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать и не сохранять химическое оружие и не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было. Оно обязуется не применять химическое оружие и не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия. Каждое государство - участник Конвенции обязано уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем или оставлено им на территории другого государства. Согласно Конвенции должны быть уничтожены любые объекты по производству химического оружия.

Наши рекомендации