Правовой режим специальных миссий, торговых представительств, постоянных представительств при международных организациях
Специальная миссия- временная миссия, по своему характеру представляющая государство; направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов, задач. Специальная миссия включает представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами. Специальные миссии отличаются многообразием их форм и видов. В последнее время в практике международных отношений широкое применение получила практика передачи посланий через личных представителей глав государств. В Российской Федерации существуют специальные послы по особым поручениям. Полномочия главе специальной миссии даются за подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел. В состав делегации входят члены, советники и эксперты. Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства. На территории иностранных государств им предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты.
Торговые представительства - это зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую деятельность на государственном уровне. Юридическое положение торговых представительств определяется как национальным законодательством, так и международными договорами. На торгпредство распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сношениях, ибо оно рассматривается как составная часть дипломатического представительства, и его персонал входит в состав дипломатического персонала.
Функции торговых представительств следующие: а) представляют интересы государства в области внешней торговли и содействуют развитию торговых отношений с зарубежными странами; б) производят различные операции по внешней торговле; в) выдают разрешения на совершение в стране пребывания действий по внешней торговле государственными предприятиями, а также утверждают сделки по внешней торговле; изучают общие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания и т.д.
По обязательствам торгпредства несет ответственность государство. В качестве ответчика торгпредство может выступать перед иностранными судебными органами лишь по спорам, вытекающим из торговых сделок, заключенных торговым представительством, и притом только в тех государствах, в которых Правительство РФ выразило согласие на подчинение торгпредства местному суду по указанным спорам.
Вопросы статуса и деятельности постоянных представительств при международных организацияхрегулирует Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975г. Функции постоянного представительства состоят: в обеспечении представительства посылающего государства при организации и участии в ее деятельности; в ведении переговоров с организацией и защите интересов посылающего государства по отношению к организации, а также в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней своему правительству. Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания и кроме ряда случаев, от гражданской и административной юрисдикции.
КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ИХ ФУНКЦИИ И ИММУНИТЕТЫ
Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания. Консульские отношения возникают с установлением дипломатических отношений, а при их отсутствии на основе специального соглашения заинтересованных государств. Для открытия консульского учреждения необходимо согласие государства пребывания. Консульские функции выполняются как специальными консульскими учреждениями, так и дипломатическими представительствами, в составе которых создаются консульские отделы.
Предусмотрены четыре вида консульских учреждений:
- генеральные консульства;
- консульства;
- вице-консульства;
- консульские агентства.
Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях - консульский патент, который выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства. В Российской Федерации выдача консульского патента производится МИД РФ.
Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула - консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула.
Консульские функции условно можно разделить на две категории.
К первой относятся аналогичные функциям дипломатических представительств: защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами; выяснение всеми законными путями условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству.
Вторая категория охватывает собственно консульские вопросы: выдачу паспортов гражданам представляемого государства и виз лицам, выезжающим в представляемое государство; оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего представительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания; оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам; выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административного характера.
Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963г., в двусторонних консульских конвенциях. В Российской Федерации эти вопросы регламентируются также Положением о консульском учреждении Российской Федерации от 05.11.1998г.
Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и должностных лиц, в общем, аналогичны иммунитетам дипломатических представительств. Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается не единообразно. Широкое распространение получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т.е. в том, что касается служебной деятельности.
Вопросы для контроля:
1.Что понимается под «правом внешних сношений»? Его источники?
2. Перечислите государственные органы внешних сношений.
3.Каков состав и функции дипломатического представительства?
4. Каковы иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его персонала?
5.Каково содержание правового режима специальных миссий?
6. В чем особенности консульских учреждений, их функций и иммунитетов?
Тема 13. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.Понятие, принципы и источники права международной безопасности.
2.Система всеобщей (коллективной) безопасности.
3. Разоружение.
4.Меры контроля за разоружением.
5.Меры укрепления доверия.