Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.
Арктическими государствами являются Россия, Канада, Норвегия, Дания (Гренландия), США (после покупки в 1867 г. у России Аляски). Арктическими государствами считаются Швеция и Финляндия, обладающие небольшими территориальными участками, расположенными в пределах полярного круга, а также Исландия, граничащая с Северным полярным кругов.
В отношении Арктики действуют ряд универсальных конвенций (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др.); одна региональная конвенция - Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; множество двусторонних договоров арктических государств. Однако, в отличие от Антарктики, не существует международно-правового акта, определяющего статус Арктического региона в целом.
В международной практике и доктрине существует секторальная теория, согласно которой каждое приарктическое государство обладает особыми правами в своем полярном секторе (треугольнике, основанием которого является арктическое побережье соответствующего государства, вершиной – Северный полюс, а сторонами – меридианы, проходящие от границ побережья к полюсу).
Однако данная теория не имеет общепризнанного характера. Существует более узкое толкование правомочий арктических стран: власть прибрежного государства может распространяться только на земли и острова, но не на все арктические пространства, примыкающие к побережью.
Канада и Россия, обладающие наиболее обширными арктическими территориями, придерживаются секторальной системы защиты своих интересов в этом регионе. В 1925 г. Канада впервые закрепила эту инициативу на законодательном уровне путем принятия дополнения к Закону о Северо-Западных территориях. После этого Канада приняла ряд законодательных актов в отношении своих арктических территорий, которые базировались на секторальной концепции. В соответствии с положениями канадского законодательства суверенитет Канады распространяется на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами - меридианы 60 град. и 141 град. з.д. В законодательстве ничего не говорится о претензиях Канады на морские пространства в пределах сектора. Однако некоторые канадские политики и юристы стали толковать указанные положения законодательства расширительно, т.е. распространять их на морскую территорию, что встретило противодействие США и других государств. Для защиты своих интересов Канада 17 июля 1970 г. приняла Закон о предотвращении загрязнения арктических вод. Действие Закона распространяется на морские воды шириной 100 миль в пределах канадского сектора. Принятие Закона не уменьшило трений между Канадой и США в отношении статуса канадских арктических вод, которые сохраняются и до сих пор.
В 1916 г. Правительство Советской России направило другим государствам официальную ноту-депешу об установлении своих суверенных прав в Арктике – о включении в состав Российской империи полярных территорий, открытых русскими экспедициями. Ни одно государство не выразило своего несогласия с нотификацией России.
Президиум ЦИК СССР 15 апреля 1926 г. принял Постановление, которое объявляло территорией СССР все "как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова", расположенные в Северном Ледовитом океане до Северного полюса в пределах между меридианами 32 град. 04 мин. 35 сек. в.д. и 168 град. 49 мин. 30 сек. з.д. Исключение составили острова норвежского архипелага Свальбард (Шпицберген), лежащие между 32 град. и 35 град. в.д. Границы, определенные Постановлением, образуют арктический сектор. В пределах этого сектора СССР претендовал только на земли и острова, но не на морские пространства за пределами территориальных вод. В настоящее время в российских политических и научных кругах идет процесс переоценки арктической секторальной концепции.
США не разделяли позицию Канады и СССР в отношении Арктики и продолжают выступать против секторальной системы. Такой же точки зрения придерживается Норвегия. Оба государства считают, что за пределами территориальных вод в Арктике должны действовать свободы открытого моря. Дания, будучи сувереном Гренландии, молчаливо склоняется к точке зрения США и Норвегии.
Компромисс между двумя подходами, однако не лишенный противоречий, был найден в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 миль.
Особенностью полярных морей является то, что они тесно связанных с побережьем соответствующих государств и практически не используются для международного судоходства.
Важная роль в жизнедеятельности России принадлежит Северному морскому пути (СМП), который долгое время считался национальной водной магистралью, закрытой для международного судоходства. Связано это было с проблемами холодной войны. Ее окончание способствовало открытию в 1991 г. СМП для международного судоходства.
Таким образом в морских районах Арктики (за пределами территориальных вод) действует правовой режим, установленный международным морским правом для различных морских пространств (территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море) и национальным законодательством прибрежных государств.
Данная концепция породила проблему делимитации морских полярных пространств, в частности проблему арктических секторов в Баренцевом море. Россия предъявила претензию на расширенную шельфовую зону Арктики, вплоть до Северного полюса. В 2001 г. Россия подала в Комиссию ООН по шельфу заявку на юридическое право на эти территории, но заявка была отклонена.
В последнее время все большую поддержку получает тезис, что Арктика - особый регион, нуждающийся в международно-правовой защите, что нашло выражение в Соглашении о сохранении белых медведей 1973 г. (к сожалению, единственном соглашении регионального уровня). Особенно хорошо это понимает международная научная общественность. В 1989 г. по ее инициативе была образована неправительственная организация - Международный арктический научный комитет, целью которого является объединение усилий ученых мира в решении всего комплекса проблем региона. С учетом экономического, экологического и научного значения Арктики и очень высокого уровня милитаризации региона остро назрела необходимость совершенствования его международно-правового режима. Современная международная обстановка дает хорошие шансы на заключение рамочной конвенции в отношении Арктики, в дополнительных протоколах к которой можно было бы решить конкретные проблемы этого важного региона - коренных народов, экологической безопасности, морского судоходства, поэтапной демилитаризации и нейтрализации и др. Отправной точкой в этом процессе могли бы служить основные положения Договора о Шпицбергене 1920 г., закрепившие суверенитет Норвегии над Шпицбергеном на условиях его мирного экономического и научного освоения со стороны всех государств-участников при полной демилитаризации и нейтрализации архипелага.
25 марта 2011 г. Государственная Дума РФ ратифицировала Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, в соответствии с которым урегулированы вопросы использования этих спорных морских пространств.
В сентябре 1996 г. восемь арктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали в Оттаве Декларацию о создании Арктического совета - новой региональной международной организации.
Цели Арктического совета: осуществление сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики по общеарктическим вопросам; контроль и координация по выполнению экологических программ; разработка, координация и контроль за выполнением программ устойчивого развития; распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.